Эластичность спроса и конкуренция производителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать спрос, его эластичность и конкуренцию производителей.
Для достижения своей цели я поставил перед собой следующие задачи:
1)изучить сущность спроса и его эластичность;
2)рассмотреть характеристику конкуренции производителей;
3)охарактеризовать конкуренцию производителей в условиях современного финансово-экономического кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел I Сущность спроса и его эластичность…..................................................5
Раздел II Характеристика конкуренции производителей ……………............16
Раздел III Конкуренция производителей в условиях современного финансово-экономического кризиса…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсовая Айрат.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

     Уровни  коэффициентов эластичности определяют три главных фактора:

     1) наличие товаров-заменителей.

     2) размер доходов покупателей

     3) время.

     Эластичность  спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

      Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный. (Рис.3)8 
 
 
 
 

Рис.3 Неэластичный спрос

      Когда процентное изменение цены и последующее  изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной  эластичностью. (Рис.4)9 
 
 
 

     Рис.4 Спрос с единичной  эластичностью

     Если  изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным. (Рис.5)10

       
 
 

     Рис.5 Совершенно неэластичный спрос

      Если самое  малое снижение цены побуждает покупателей  увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным. (Рис.6)11 
 
 
 

Рис.6 Совершенно эластичный спрос 

     Формула ценовой эластичности12

     

     (Ed)-коэффициент эластичности

     Процентные  изменения вычисляются  путем  деления величины изменения в  цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.

     

      Ed= 

     Свойства  эластичности:

  1. Эластичность и ценовые интервалы - эластичность изменяется  от  определенной цены или зависит от  ценового интервала. Для кривых спроса эластичность в больших случаях бывает более значительной в вeрхнем  лeвом углу графика по сравнению с правым нижним.  Это называют арифметическим свойством единиц измерения эластичности. Это связывают  с первоначальным количеством и ценой, от  которых был произведён  отсчет.
  2. Наклон кривой спроса и его эластичность - внешний облик графика не всегда является надёжным объектом для  изучения эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных  изменений количества и цены продукции, а теория эластичности в свою очередь имеет дело  с процентными изменениями количества и цены.

     Изменяющиеся  и постоянные эластичные кривые спроса

     Эластичность  определяется на заданном интервале. На другом интервале она может остаться и быть такой же или же изменяться  в зависимости от спроса, а точнее её формулы.

     Линейная  кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.

     Кривая  спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена нелинейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

Перекрестная  эластичность.

     Концепция перекрестной эластичности позволяет  измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению цены какого-то другого продукта (товар Y).

     Эта концепция позволяет понять явления, взаимодополняемости и совместимости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса положителен, иначе говоря, количество продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты X и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем выше положительный коэффициент, тем выше степень заменяемости двух продуктов. Если коэффициент перекрестной эластичности является отрицательным, то продукты X и Y являются взаимодополняющими товарами. Чем больше значение отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость между этими двумя продуктами. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что эти два продукта не связаны между собой и называются независимы продуктами.

Эластичность  спроса по доходу.

     Эластичность  спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода потребителя.

     Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории.

     Практическое  значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание  и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в  экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

         Таким образом, спрос – важнейшее понятие, с помощью которого описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

       

           

Раздел  II Характеристика конкуренции производителей

     Конкуренция– (от лат. Concurrere –сталкиваться)- это борьба независимых экономических субъектов  за ограниченные экономические ресурсы. Это - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между предприятиями, действующими на рынке с целью обслуживания лучших возможностей продажи производства, удовлетворяя различные требования покупателей.13

          Но понятие конкуренция  столь многократно оценено, что оно не охвачено никаким универсальным определением. Это и некий способ ведения хозяйства, и такой способ существования капитала, когда один капитал конкурирует другому капиталу. В конкуренции это замечено как главная свойственная линия, свойство товарного изготовления, так и способ развития. Кроме того, конкуренция играет роль  непосредственного регулятора социального производства. 

         Последствие конкуренции, с одной стороны, ухудшение индустриальных и рыночных отношений, и с другим – увеличение  эффективности деловых активностей, ускорения НТП. Конкуренция касается факторов не поддающихся контролю, которые влияют на деятельность организации, которая не может справиться организацией.

     Существует 4 конкурентные структуры, которые могут  определять собой вид рынка:14

  1. Чистая конкуренция.
  2. Монополистическая конкуренция.
  3. Олигополия.
  4. Чистая монополия.

     Характеристики  рыночных структур можно записать кратко в следующие таблицы (табл.2.):15 

Табл.2.  Характеристика рыночных структур 

     Также разделяют такие виды конкуренции:16

     Функциональная  конкуренция возникает потому, что любую потребность, в общем, возможно удовлетворить многими способами. И, исходя из этого, все товары, обеспечивающие это удовлетворение, функциональные конкуренты: быть в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, является этим. Функциональное соревнование нужно рассмотреть, даже если фирма - изготовитель действительно уникального товара. 

          Видовая конкуренция–следствие того, что на рынке существуют товары, предназначенные в той же самой цели, но отличающийся по какому то важному параметру. Например системные блоки ПК не отличающиеся внешним видом, но имеющие разную системную плату.

         Предметная конкуренция – результат того что фирмы выпускают, фактически, идентичные товары, отличающиеся лишь качеством производства или схожие по качеству. Такую конкуренцию иногда называют как межфирменной, это  в определенных случаях верно, однако, необходимо иметь ввиду что межфирменными , также могут быть и два друих вида конкуренции.

       Методы конкуренции - в экономике конкуренцию разделяют по двум её методам ценовую и соответственно неценовую, или по-другому конкуренцию на основе стоимости товара и конкуренцию основанную на качестве товара.

 
            Ценовая конкуренция - уходит корнями в те далекие дни, свободной конкуренции на рынке, когда даже аналогичные товары предлагались на рынке по разным ценам. Снижение цен является  основой, в которой производитель (дилер) должен представить свои товары, при этом обратить внимание на него и, в конечном счете, получить желаемую долю рынка.

 
       Когда рынки монополизированы, разделены  между небольшим числом крупных  компаний, захвативших ключевые  позиции, производители будут пытаться сохранить цену неизменной, сознательно снижая издержки производства, себестоимость и расходы на маркетинг,при этом максимально увеличивая прибыль. В монопольных рынках цены теряют эластичность. Это не означает, конечно, что на рынке сегодня не «война цен» - она существует, но не всегда в явном виде. «Война цен» в открытой форме возможна только до тех пор, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из масштаба массового производства и соответствующего увеличения массы прибыли.

     Когда равновесие же устанавливается, новая  попытка снизить цену приводит к  тому, что конкуренты реагируют точно  так же: позиции фирмы на рынке  не претерпевают изменений, однако норма  прибыли падает, финансовое состояние  фирм в большинстве случаев , ухудшается, и это приводит к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в результате спада , вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступает внезапное разорение и банкротство.

     Вот почему в наши дни уровень цен не снижается по мере развития  НТП, а лишь повышается. Рост цен зачастую бывает неадекватным и не соответствует реальному улучшению потребительских свойств товара.

       Ценовая конкуренция применяется  главным образом  компаниями - аутсайдерами в борьбе с монополиями, так как у них нет возможностей соперничать с ними другим образом. Кроме того, методы ценообразования используются для проникновения на рынки с новыми продуктами (это не пренебрегают и монополии, там, где они не имеют абсолютное преимущество), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта . В прямой ценовой конкуренции фирмы широко объявляют о снижении цен выпускаемых и имеющихся на рынке продуктов.

       При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, но при этом прирост цен непропорционально маленький.

       Неценовые конкуренции выдвигает на передний план более лучшее, чем у соперника, качество, низкую «стоимость потребления», надежность, более современный дизайн и так далее. «Американская покупатели готовы переплатить 1 - 2 тыс. долларов за хорошо создан японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства» . Среди неценовых методов также предоставляют широкий спектр услуг (в том числе подготовка кадров), зачет от старого продукта в качестве первого взноса за новый, оборудование уже не «под ключ», а по условию «готовая продукция в руки».Меньшая электроёмкость потребления, низкая  металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшения потребительских свойств стали в последние 10 лет на первое место в списке неценовых аргументов в пользу товаров.

     В неценовой конкуренции одним  из самых мощных инструментов всегда была реклама, в наши дни ее роль возросла в десятки, а то и сотни раз. С помощью рекламной компании не только предоставляется информация о свойствах товара потребителю, но и укрепляется доверие к товару, к самом фирме производителю в целом.

Информация о работе Эластичность спроса и конкуренция производителей