Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:41, курс лекций
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, который имеет в собственном ведении обособленное имущество.
Цели: выпуск продукции или оказание услуг, получение max прибыли при min затратах.
Признаки: наличие имущества, может выступать в суде, имеет имущественные права, баланс и счёт в банке.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость отражает
величину текущих затрат, имеющих
производственный, некапитальный характер,
обеспечивающих процесс
В зависимости от
места возникновения затрат
1.Технологическая
2.Цеховая себестоимость
– технологическая
3.Производственная
4.Полная себестоимость
продукции=1+2+3+коммерческие
Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции
Состав и структура
затрат, включаемых в себестоимость
продукции. Затраты,
(кроме добывающих) занимают основную долю в себестоимости продукции. В их состав входят: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия и др. 2. Затраты на оплату труда отражают участие в себестоимости продукции необходимого живого труда. Они включают заработную плату основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, относящихся к основной деятельности. 3. Отчисления на социальные нужды представляют собой форму перераспределения национального дохода на финансирование общественных потребностей. Начисленные средства направляются во внебюджетные фонды и используются на предусмотренные законом цели. 4. Амортизация основных фондов на их полное восстановление включается в себестоимость продукции в суммах, определяемых на основе балансовой стоимости фондов и действующих норм амортизационных отчислений.
5. В состав прочих затрат входят разнообразные и многочисленные расходы: налоги и сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, оплата процентов за кредит, суммы износа по нематериальным активам, командировочные и представительские расходы, оплата работ по сертификации продукции, вознаграждения за изобретательства и рационализацию и др.
Расчёт плановых калькуляций
отдельных видов изделий и
составление сводной плановой
калькуляции товарной
Калькулирование имеет след.цели – определение себ-ти изделия, работ, услуги и всей тов.продукции, создание базы для определения цены, а также исп.для определения резервов по снижению себ-ти. Виды калькуляции: Нормативная –себ- ть изделия расчитанная на основе технически обоснованных норм и нормативов, расходы живого и и овещ.труда на опр.дату . Плановая разраб.как правило на год с учетом всех видов ресурсов исходя из существующих норм и нормативов.
Отчетная каль-ция составляется бухгалтерией за опр.период и явл.инструментом для более эффект.исп-ния ресурсов. Типовая группировка затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид: 1) сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов); 2) вспомогательные материалы; 3) топливо на технологические цели; 4) энергия на технологические цели; 5) основная заработная плата производственных рабочих; 6) дополнительная заработная плата производственных рабочих; 7) отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих; 8), расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 9) расходы на подготовку и освоение нового производства;
10) цеховые расходы.
Классификация затрат на производство продукции
Группировка затрат
по экономическим элементам
Смета затрат включает
следующие элементы: 1) сырье, основные
материалы, покупные
Система цен и их классификация
Цена – денежное выражение стоимости товара. С позиции рын. Экономики цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, и продавец – продать. Цена должна возместить все расходы на реал-ию товара и дать прибыль. Функции цены : 1. учетная (измерительная) – это ф-ия учета и измерения затрат общ. Труда. Она позволяет исчислять стоимостные пок-ли.
Цена выполняет учетную ф-ию для : определения эфф-ти произ-ва, служит ориентиром принятия хоз. Реш-ий, важн. Инструмент внутрифирм. План-ия. 2.
Стимулирующая. Выр-ся в стимулировании или сдерживании произ-ва. 3.
Распределительная. Связанас отклонением цены от стоимости под воздействием рын. Факторов. 4. Ф-ия сбалансирования спроса и предложения. 5. Ф-ия цены как средства рац. размещения произ-ва. Система цен и их классиф-ия. Сущ-ют
: оптовые, розничные,
Цоп.пром.=Цоп.пред.+(Цоп.пр. – мат.зат.)*НДС+П+З(снаб-сб. оп-ий)
Цроз.= Цоп.пром+Зторг+Пторг
Цены на строит. прод-ию : сметная стоимость, прейскурантная цена, договорная цена. Тарифы : связанные с трансп. перевозками, плата населению за услуги. Классификация : в зависимости от территор. Действия : единые; поясные; региональные.
По степени свободы от воздействия гос-ва : свободные; регулируемые; фиксированные.
По времени действия : твердые; текущие; сезонные; скользящие (влияют издержки про-ва).
Ценовая политика на предприятии
Политика цен – это общие принципы , которых пред-ие придерживается в деле формирования цен на свои товары. Цели и задачи политики цен : максимизация рентабельности прод-ии и собств. капитала, активов, стабилизация цен, прибыльность, доля продукции в общем объеме продаж, достижение наиболее высоких темпов продаж. Сущ-ют несколько подходов к формированию цен :
1затратный. Ц=с/с+П. 2рыночный. П=Ц – с/с.3подход, основанный на исп-ии среднеотраслевых цен. 4с ориентацией на цены конкурентов. Факторы, влияющие на цены : внешние (гос-во, покупатели, конкуренция, затраты пред-ия).
49. Методы ценообразования. Особенности формирования цен в условиях разл. моделей рынка : совершенной конкуркнции, чистой монополоии, монополист. конкуренции, олигополии. 1.средние издержки + прибыль (основной метод). 2.
Расчет цены на анализе безубыточности и определении макс. Прибыли. 3.
Установление цены на основе уровня текущих цен. 4. Уст-ие цены на основе текущих цен. 5. Метод “снятия сливок”.6. метод установления цен прочного внедрения на рынок. Цены рынка свободной конкуренции. В условиях свободной конкуренции ни одно предприятие не оказывает заметного влияния на ценообразование; цена на товар складывается исключительно под воздействием совокупного спроса и предложения. Отдельное предприятие не имеет ценовой политики, т. е. способности регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене, которая рассматривается как величина данная, задаваемая рынком. Конкурентный продавец скорее соглашается с ценой, нежели диктует ее. Обычно цена не изменяется и при расширении объемов производства. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции. Наличие большого числа конкурентов ограничивает контроль каждого из них над ценой. Значительная дифференциация производимых товаров объясняет отсутствие тесной взаимозависимости между ценовой политикой предприятий и ограничивает возможности соглашений о едином уровне цен. В условиях монополистической конкуренции предприятие формирует цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства. При монополистической конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования: • установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам; • установление цены ФОБ в месте происхождения товара означает, что товар передается транспортной организации на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке. • установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке является полной противоположностью метода установления цены ФОБ в месте происхождения товара. • установление зональных цен представляет собой нечто среднее между методом цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке. Ценообразование в условиях олигополии. • олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии; • цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть “жесткими”, или негибкими; • в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены; • олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен. Цены в условиях чистой монополии. При чистой монополии на рынке существует один продавец. Монополистом может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из перечисленных случаев ценообразование складывается по-разному.
Государственная монополия
может с помощью политики цен
преследовать достижение
Состав и структура капитальных вложений
Капиталообразующие инвестиции — это вложения в новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и поддержание действующего производства, а также вложения средств в создание товарно- производственных запасов, прирост оборотных средств и нематериальных активов. Капитальные вложения — составная часть капиталообразующих инвестиций. Они представляют собой затраты, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов. Капитальные вложения являются необходимым условием существования предприятия. Пренебрегая ими, фирма может увеличить свои прибыли в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде это приведет к потере прибыли, неспособности фирмы конкурировать на рынке. В состав капитальных вложений входят: затраты на строительно-монтажные работы; затраты на приобретение основных фондов (станки, машины, оборудование); затраты на НИОКР, проектно-изыскательские работы и т. д.; инвестиции в трудовые ресурсы; прочие затраты. Направления использования :
• новое строительство, т. е. строительство новых предприятий на вновь осваиваемых площадях; • расширение действующих предприятий путем сооружения их вторых и последующих очередей, введения в строй дополнительных цехов и производств, расширение уже функционирующих основных и вспомогательных цехов; • реконструкция, т. е. осуществляемое в процессе деятельности предприятия частичное или полное переустройство производства без строительства новых или расширения действующих основных цехов. Вместе с тем к реконструкции относится расширение существующих и сооруженных новых объектов вспомогательного назначения, а также возведение новых цехов взамен ликвидированных; • техническое перевооружение действующего предприятия, т. е. повышение технического уровня отдельных участков производства и агрегатов путем внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации, процессов модернизации изношенного оборудования. Выбор фирмой того или иного направления капитальных вложений зависит от целей, которые она преследует при осуществлении инвестиций. Однако чаще эффективнее осуществлять капитальных вложения на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, что позволяет значительно сократить сроки ввода в действие производственных мощностей
(как правило, отпадает
необходимость сооружения
Экономическая эффективность капитальных вложений и пути её повышения
Эффективность инвестиционных проектов : 1. Коммерч. Эффек-ть, которая отражает последствия для участников инв. Проектов. 2. Бюджетная эффект-ть – последствия для фед., рег. И местных бюджетов. 3. Эконом. эфф-ть – предусматривает стоимостное выражение эфф-ти инв. Проектов. 2 вида эфф-ти : абсолютная (отношение инвестиций к затратам) и относительная. По отношению к валовой прод-ии : Э=(ВП2 – ВП1)/кап.влож. Если эфф-ть связана со снижением с/с : Э=(сi1 – ci2)А2/кап.влож., где А2 – новый выпуск прод-ии.
Период окупаемости : Т0=КВ/(П2 – П1). Норма рентабельности : R=Ц-С/К.
Сравнительная эфф-ть – показатели : срок окупаемости доп. Кап. влож. :
Т0=(К2-К1)/(С1-С2)=(К/(П.
Тн=1/Е. Сравнительная эфф-ть = С1-С2/К1-К2. Нормативная величина этой расчетной величины должна быть меньше норм. Величины Ен. В этом случае допол. Влож. Являютсмя эфф-ми. Приведенные затраты. При наличии неск.
Вариантов наиболее эффективен тот, у которого приведенные затарты минимальны : Зi=С+ЕК, С - тек. затр., К – капитал, Е – нормативная эфф-ть, т.е. % на капитал или норма дисконта. Показатели анализа эфф-ти инвестиций.
5 пок-ей в 2 группы : чистая текущая стоимость, рентабельность ин-ий, внутр. норма прибыли, пок-ли на недисконтированной основе : срок окупаемости, бух. Рент-ть.
Прибыль как источник финансовых ресурсов
Прибыль – это часть чистого дохода, которую непосредственно получают субъекты хоз. Деят-ти после реал-ии прод-ии. Доход – выручка от реал-ии прод-ии за вычетом матер. затрат. Бывают : бух. прибыль, налогообл. прибыль, чистая прибыль. Бух. прибыль включает в себя рез-ты от реал-ии прод-ии, от пр. реал-ии и внереал-ые доходы или расходы. Прибыль от реал-ии прод-ии : * выручка от реал-ии прод-ии, * затраты на их произ-во и реал-ию.
Факторы, влияющие на объем прибыли : изменение остатков нереал-ой прод-ии, изменение объемов произ-ва и реал-ии, соверш-ие рассчетно-платежных ассигнований между пред-ми. Налогообл. прибыль : разность м/у балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а аткже сумма льгот по налогу на прибыль. Из валовой прибыли вычитаются : доходы от долевого участия в деят-ти др. пред-ий, прибыль от проведения зрелищных мериприятий, дивиденды, % от акций и т.д. Чистая прибыль – остающаяся в распоряжении пред-ия после уплаты всех налогов. Она исп-ся на фонд накопления, потребления, резервный фонд. Фин. план или план о прибыли и убытках, его назначение в том, чтобы показать соотношение всех доходов от реал-ии со всеми расходами, показать эфф-ть хоз. Деят-ти, установить нормативы основных видов расходов, определить резервы формирования и увеличения прибыли.