Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:34, контрольная работа
Контрольная работа по предмету Экономика отрасли, ответы на вопросы.
Рынок. Основные понятия и виды рынка.
Привести пример расчета модели «Лидера» - последователя Штакельберга.
Слияние и поглощение (горизонтальные и вертикальные).
2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Экономика отрасли"
Выполнила Петрова А.В.
Преподаватель Митрофанова И.Н.
Оценка ____________________
Подпись преподавателя_________
Дата «____» ______________ 2005г.
2011 г.
Перечень заданий:
1. Рынок. Основные понятия и виды рынка.
2. Привести пример расчета модели «Лидера» - последователя Штакельберга.
3. Слияние и поглощение (горизонтальные и вертикальные).
1. Рынок. Основные понятия и виды рынка.
Рынок - это объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок.
В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло
вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы:
«редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в
разнообразных благах». Согласно учению А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены относительно и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в одной какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами наименований потребительских благ.
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А совокупность разнообразных рынков по признаку их взаимоотношений, то есть в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются, представляет рыночную структуру. Итак, рассмотрим, какие же виды рынков составляют рыночную структуру.
Существуют множество видов рынков, главные из которых можно
сгруппировать по следующим трем признакам.
C точки зрения соответствия действующему законодательству по экономическому назначению объектов рыночных отношений по пространственному признаку:
- легальный рынок
- теневой рынок
- потребительский рынок
- рынок капиталов
- рынок рабочей силы
- рынок информации
- финансовый рынок
- валютный рынок и др.
- местный рынок
- национальный рынок
- международный региональный рынок
- мировой рынок.
Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
Возникшие еще в эпоху классического капитализма различные виды рынков, торговавших своими особыми товарами, ныне полностью развились в целостную рыночную систему, которая складывается из рынков потребительских (продовольственных и промышленных) товаров, услуг, средств производства, рабочей силы, научных разработок, инвестиций, рынка ценных бумаг, денег и валюты, рынка инноваций, рынка духовного (интеллектуального продукта).
Рассмотрим эти основные виды рынков.
Основные виды рынков.
1.Рынок потребительских товаров.
На сегодняшний день рынок потребительских товаров в России больше, чем наполовину состоит из импорта разных стран: будь то страны третьего мира или экономически развитые капиталистические страны. Это объясняется несколькими причинами: спад отечественного производства; лучшее качество, дизайн и срок эксплуатации импортных товаров; широкий ассортимент импортных товаров и др. социально-экономические причины. В процессе экономической реформы были сделаны определенные шаги к насыщению рынка потребительских товаров. Предприятия оборонного комплекса встали "на рельсы" конверсии, правительство Российской Федерации стимулирует перспективные предприятия, делает "вливания" в промышленность, предпринимает шаги по ускорению структуризации рынка потребительских товаров.
2.Рынок средств производства.
Он распространяет свое действие на все материально-технические объекты, непосредственно участвующие в общественном процессе изготовления продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Этот огромный по масштабам объектов и их стоимости рынок состоит из двух
взаимодействующих частей.
Во-первых, на рынке средств производства обращаются орудия труда в виде производственных зданий и сооружений, конструкций, машин, оборудования, приборов, аппаратуры. Во-вторых, этот рынок представлен предметами труда в виде сырья, материалов, энергии полуфабрикатов, из которых или с использованием которых посредством орудий труда выпускается промежуточный или конечный продукт производства. В рыночной экономике оба этих определяющих фактора производства становятся непосредственным объектом рыночных отношений. Особым образом стоит вопрос о рынке земли и природных ресурсов как средств производства.
В советской социалистической экономике средства производства оказались, по существу, исключенными из сферы рыночных отношений, поскольку их плановое распределение, фондирование, лимитирование практически заменяло рынок. Крайне ограниченный характер носила даже государственная оптовая торговля средствами производства. А продавать их в частное владение вообще не полагалось.
В процессе развития хозрасчетных отношений между предприятиями и
перехода на договорные поставки возникли первые ростки рынка средств
производства. Однако с учетом того, что договоры были реально вторичным продуктом спускаемых сверху планов производства и поставок и связанных с ними планов централизованного распределения, говорить о зрелости договорно-рыночных отношений в условиях хозяйственного расчета не приходится.
Реальный импульс к становлению рынка средств производства должен был дать переход к оптовой торговле ими, который был громогласно
декларирован, но осуществлен в минимальной степени.
Не сформировался рынок средств производства и в ценовом отношении.
Большинство видов оборудования и аппаратуры, сырья, материалов,
энергоносителей реализовывалось предприятиями, а точнее распределялось по государственным оптовым и в меньшей степени по договорным ценам. Так что и ценовой механизм был далек от рыночного, пока не началось движение к рыночным ценам.
Еще сложнее обстояло дело с рынком земли и природных богатств, о
котором до принятия закона о земле и землепользовании практически
говорить и не приходилось. Так что рынок средств производства пришлось создавать, отправляясь почти с изначальных позиций.
Переход к свободным или полусвободным ценам на средства производства знаменует важный этап на пути к рынку. В свою очередь, рынок средств производства приводит к изменению всей системы материально-технического снабжения, созданию на ее основе торговых и посреднических организаций. Процесс зарождения рыночных структур с торговлей средствами производства по свободным ценам ярко виден на примере массового возникновения товарных бирж. Их вполне можно назвать очагами рыночной экономики.
3.Рынок капитала и капитальных активов.
Рынок капитала и капитальных активов - это составная часть рынка средств производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ и разнообразная информация экономического содержания.
Как видно из простого перечисления, в современной экономике границы
понятия капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемые объекты. Рынок факторов производства, специфика действующих здесь законов спроса и предложения устанавливают цену любой разновидности капитальных активов. Их ценой выступает тот доход, который они способны принести в результате использования, производственного применения.
Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т. е. такая величина дохода, которая
исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в
процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер
получаемого дохода выступает, по существу, ценой капитала и капитальных активов, вплоть до таких форм, как наличные деньги, предоставляемые в ссуду, ценные бумаги и т. д. Все формы капитала и капитальных активов достаточно разнообразны, их зачастую невозможно суммировать в натурально-вещественном выражении. Однако рынок требует их единообразной оценки и соизмерения, без которых невозможно принять обоснованные инвестиционные решения, осуществить расчет возможных доходов.
Общим знаменателем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого актива, выступает их денежная оценка. В денежном выражении может быть просуммирована стоимость гидростанций и причалов, тракторов и компьютеров, стройматериалов и сырья для консервной фабрики. В денежном измерении обозначен номинал облигаций, акций, любых других ценных бумаг. По существу, все экономические блага производственного назначения, будучи выраженными в денежной форме, приобретают вид капитального актива, обращающегося на рынке.
4. Рынок инноваций.
Во многих странах мира широко развит рынок научно-технических разработок (или рынок инноваций). Ведущие позиции на нем занимают мелкие и средние фирмы, которые первыми берут на себя риск освоения новейшей техники и технологии, внедряют НИОКР по заказам других гигантских компаний и государства. В США такие малые фирмы в среднем внедряют на доллар затрат в 17 раз больше нововведений по сравнению с крупными предприятиями. Они создают свыше 90% новых технологий. Перестройка организации научных исследований привела к тому, что за последние 100 лет время с момента естественнонаучного открытия до его практического использования во многих отраслях сократилось более чем в 10 раз. В результате сближения сроков радикальных перемен в естествознании и технике они приняли характер научно-технической революции (НТР). Научно-техническая революция - коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства. На современном этапе НТР приоритетное развитие получили современное станкостроение, электротехническая промышленность, микроэлектроника, вычислительная техника и приборостроение. НТР характеризуется быстрым ростом производства всех видов компьютеризированного оборудования и гибких систем. Важными направлениями дальнейшего развития НТР являются: совершенствование технологии производства и обработки новых материалов, биотехнология, где применяются достижения генной инженерии и клеточной технологии.
В 70-х годах НТР стала перерастать в технологическую революцию. "Высокие технологии": обеспечивают резкий подъем эффективности
производства, позволяет более полно использовать сырьевые ресурсы
(безотходное производство), являются экологически чистыми. "Высокие
технологии" широко используются в странах западной Европы, Японии, Южной Корее, Тайване, Сингапуре и Гонконге.
В нашей стране рынок "высоких технологий" развивался очень медленно. В настоящий период необходимо оказывать государственную помощь в развитии фундаментальных и прикладных наук, экономически стимулировать их широкое освоение и применение. В самом сложном положении находится наукоемкое машиностроение. Некоторые заводы выживают лишь за счет перехода на выпуск технологически отсталого оборудования, скатываясь на уровень 60-х годов.
5.Рынок духовного, интеллектуального продукта.
Кроме инновационного продукта, есть множество других видов
интеллектуальной продукции, результатов духовного творчества, способных попасть в зону рыночных отношений. В широком смысле слова следовало бы говорить о рынке информационного продукта как первичного мыслительной деятельности человека. Но под информацией принято понимать только сведения, сообщения, данные Духовный продукт гораздо более широк, он включает идеи, замыслы, творческую информацию, представленную не только в форме цифр и слов, но и в виде образов, звуков, изображений, моделей, образцов. Все это интеллектуальная собственность.