Экономика и управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.
В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа экономика.docx

— 105.98 Кб (Скачать)

Значительные резервы  заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции  и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода  по вновь вводимым в действие цехам  и объектам.

Объектами анализа себестоимости  продукции являются следующие показатели:

  • полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
  • затраты на рубль товарной продукции;
  • себестоимость сравнимой товарной продукции;
  • себестоимость отдельных изделий;
  • отдельные элементы и статьи затрат.

Источниками информации о  себестоимости продукции являются: «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости  продукции, данные синтетического и  аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам  и т.д.

1.3 Снижение себестоимости продукции

Снижение себестоимости  продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда  в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и  удельный вес заработной платы в  структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости  решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в  определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда  на предприятиях снижаются затраты  на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления  организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти  и за счет перевыполнения установленных  норм выработки без проведения организационно-технических  мероприятий. Нормы выработки и  расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.[2.254c]

В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие  получает экономию на заработной плате  рабочих. Объясняется это тем, что  в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости  единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические  мероприятия дают возможность рабочим  с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий  с соответствующим пересмотром  норм выработки позволяет снижать  себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в  единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы  рабочих.

Во втором случае, когда  установленные нормы выработки  и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих  в себестоимости единицы продукции  не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности  сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в  общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация  оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма  не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана  производства. Отсюда следует, что, чем  больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских  расходов в ее себестоимости.

С ростом объема выпуска  продукции прибыль предприятия  увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем  производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.[3. 244с.]

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции  имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего  в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и  других непроизводительных расходов.

Основные пути увеличения прибыли на предприятии. На каждом предприятии  должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия  могут быть следующего характера:

· увеличение выпуска продукции;

· улучшение качества продукции;

· продажа излишнего оборудования и имущества или сдача его  в аренду;

· снижение себестоимости  продукции за счет более рационального  использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

· диверсификация рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий  вытекает, что они тесно связаны  с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции  и использование факторов производства.[4.132c]

Себестоимость продукции  является важнейшим показателем  экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все  стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования  всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние  субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет  большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции  изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить  резервы снижения себестоимости  продукции и дать оценку работы предприятия  по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Прибыль как результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.1 Формирование прибыли предприятия

Результатом деятельности предприятия  является прибыль. Прибыль представляет собой превышение дохода над расходами. Обратное положение называется убытком.

С экономической точки  зрения прибыль - разница между денежными  поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным  состоянием предприятия на конец  и начало отчетного периода.

Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая  за нее денежную выручку. Однако это  еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку  с затратами на производство продукции  и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции.

В соответствии с «Законом о налогообложении прибыли предприятий» от 22 мая 1997 г. прибыль определяется путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода  на сумму валовых затрат предприятия  и сумму амортизационных отчислений.

Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты  на производство и реализацию продукции, а прибыль отсутствует; если затраты  превышают выручку, то предприятие  получает убыток, т.е. отрицательный  финансовый результат, что ставит его  в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Появление прибыли непосредственно  связано с появлением категории  «затраты производства». Прибыль - это  и часть добавочной стоимости  продукта, реализуемого предприятием, которая остается после покрытия затрат производства. Выделение части  стоимости продукции в виде затрат выступает в денежном выражении  как себестоимость продукции.

Прибыль является одной из основных категорий товарного производства. Это, прежде всего, производственная категория, характеризующая отношения, которые  складываются в процессе общественного  производства.

Дополнительный продукт - это стоимость, создаваемая производителями  свыше стоимости необходимого продукта. Дополнительный продукт присущ всем общественно-экономическим формациям  и является одним из важных условий  их успешного развития.

Прибыль - это часть добавочной стоимости, выработанная и реализованная, готовая к распределению. Предприятие  получает прибыль после того, как  воплощенная в созданном продукте стоимость будет реализована  и наберет денежной формы.

Таким образом, прибыль является объективной экономической категорией. Поэтому на ее формирование влияют объективные процессы, происходящие в обществе, в сфере производства и распределения валового внутреннего  продукта.

Вместе с тем, прибыль - это итоговый показатель, результат  финансово-хозяйственной деятельности предприятий как субъектов хозяйствования. Поэтому прибыль показывает ее результаты и учитывает влияние многих факторов. Существуют особенности в формировании прибыли предприятий в зависимости  от сферы их деятельности, области  хозяйства, формы собственности, развития рыночных отношений.

На формирование прибыли, как финансового показателя работы предприятия, который отображается в бухгалтерском учете, в официальной  отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный порядок определения  финансовых результатов деятельности; вычисление себестоимости продукции (работ, услуг); общехозяйственных затрат; определение прибыли (убытков) от финансовых операций, другой деятельности.

Прибыль классифицируется по нескольким признакам, основными из которых являются:

    • источники формирования;
    • виды деятельности;
    • состав элементов, формирующих прибыль.

 

 

 

Классификация основных видов  прибыли представлена на рис. 5.1.

В соответствии с приведенной  классификацией рассмотрим основные виды прибыли.

Получение валовой прибыли  было связано с несколькими направлениями  деятельности предприятия.

Во-первых, это основная деятельность. Ее результатом является прибыль  от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Как правило, эта прибыль  занимает основной удельный вес в  составе валовой прибыли. Прибыль  от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определялся вычитанием из выручки  от реализации суммы налога на добавленную  стоимость, акцизного сбора, ввозной  таможенной пошлины, таможенных сборов, а также затрат, которые включались в себестоимость реализованной  продукции (работ, услуг). В зависимости  от сферы, вида деятельности предприятия  существуют некоторые особенности  формирования этой прибыли, методики ее расчета.

Во-вторых, это деятельность, которая не является основной для  данного предприятия, но связана  с реализацией материальных и  нематериальных ценностей, некоторых  услуг. При этом предприятие получает прибыль от прочей реализации.

В-третьих, это деятельность, связанная с осуществлением финансовых инвестиций. В результате предприятия  получают прибыль в виде дивидендов на акции, от вкладывания средств  в уставные фонды других предприятий (прибыли от владения корпоративными правами); в виде процентов по государственным ценным бумагам, облигациям предприятий, по депозитным счетам в банках. Объем этой прибыли и ее удельный вес в валовой прибыли имеет тенденцию к росту, которое обусловлено развитием рыночной экономики, фондового рынка.

На объем этой прибыли  влияют объемы финансовых инвестиций, их направление и структура, условия  налогообложения. Следует отметить, что прибыль, полученная от владения корпоративными правами и государственными ценными бумагами субъектами хозяйствования, облагается налогами.

В-четвертых, это деятельность, связанная с получением внереализационной  прибыли и возникновением внереализационных  затрат (убытков) предприятий.[5]

2.2 Планирование прибыли

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся  с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного  исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет  зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность фирмы.

Расчет плановой прибыли  должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное  и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных  средств, соответствующие выплаты  рабочим и служащим, а также  своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Планируется прибыль раздельно  по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и  услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого  имущества и от внереализационных  доходов и расходов.

Выделяют следующие основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции: метод  прямого счета и аналитический. Рассмотрим эти методы исчисления прибыли.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при  небольшом ассортименте выпускаемой  продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой  и несравнимой товарной продукции  в плановом году по полной себестоимости  и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и  товаров, отгруженных на начало и  конец планового года.

Информация о работе Экономика и управление предприятием