Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:28, курсовая работа
В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.
В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений.
Значительные резервы
заложены в снижении расходов на подготовку
и освоение новых видов продукции
и новых технологических
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
Источниками информации о
себестоимости продукции
1.3 Снижение себестоимости продукции
Снижение себестоимости
продукции обеспечивается, прежде всего,
за счет повышения производительности
труда. С ростом производительности
труда сокращаются затраты
Успех борьбы за снижение себестоимости
решает, прежде всего, рост производительности
труда рабочих, обеспечивающий в
определенных условиях экономию на заработной
плате. Рассмотрим, в каких условиях
при росте производительности труда
на предприятиях снижаются затраты
на заработную плату рабочих. Увеличение
выработки продукции на одного рабочего
может быть достигнуто за счет осуществления
организационно-технических
В первом случае, когда изменяются
нормы выработки и расценки, предприятие
получает экономию на заработной плате
рабочих. Объясняется это тем, что
в связи со снижением расценок
доля заработной платы в себестоимости
единицы продукции уменьшается.
Однако это не приводит к снижению
средней заработной платы рабочих,
так как приводимые организационно-технические
мероприятия дают возможность рабочим
с теми же затратами труда выработать
больше продукции. Таким образом, проведение
организационно-технических
Во втором случае, когда
установленные нормы выработки
и расценки не изменяются, величина
затрат на заработную плату рабочих
в себестоимости единицы
С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.[3. 244с.]
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Основные пути увеличения прибыли на предприятии. На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
· увеличение выпуска продукции;
· улучшение качества продукции;
· продажа излишнего оборудования и имущества или сдача его в аренду;
· снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
· диверсификация рынка продаж и др.
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.[4.132c]
Себестоимость продукции
является важнейшим показателем
экономической эффективности ее
производства. В ней отражаются все
стороны хозяйственной
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Глава 2. Прибыль как результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Формирование прибыли предприятия
Результатом деятельности предприятия является прибыль. Прибыль представляет собой превышение дохода над расходами. Обратное положение называется убытком.
С экономической точки
зрения прибыль - разница между денежными
поступлениями и денежными
Предприятия реализуют свою
продукцию потребителям, получая
за нее денежную выручку. Однако это
еще не означает получение прибыли.
Для выявления финансового
В соответствии с «Законом
о налогообложении прибыли
Предприятие получает прибыль,
если выручка превышает
Появление прибыли непосредственно связано с появлением категории «затраты производства». Прибыль - это и часть добавочной стоимости продукта, реализуемого предприятием, которая остается после покрытия затрат производства. Выделение части стоимости продукции в виде затрат выступает в денежном выражении как себестоимость продукции.
Прибыль является одной из
основных категорий товарного
Дополнительный продукт
- это стоимость, создаваемая производителями
свыше стоимости необходимого продукта.
Дополнительный продукт присущ всем
общественно-экономическим
Прибыль - это часть добавочной
стоимости, выработанная и реализованная,
готовая к распределению. Предприятие
получает прибыль после того, как
воплощенная в созданном
Таким образом, прибыль является
объективной экономической
Вместе с тем, прибыль
- это итоговый показатель, результат
финансово-хозяйственной
На формирование прибыли,
как финансового показателя работы
предприятия, который отображается
в бухгалтерском учете, в официальной
отчетности субъектов хозяйствования,
влияет установленный порядок
Прибыль классифицируется по нескольким признакам, основными из которых являются:
Классификация основных видов прибыли представлена на рис. 5.1.
В соответствии с приведенной классификацией рассмотрим основные виды прибыли.
Получение валовой прибыли
было связано с несколькими
Во-первых, это основная деятельность. Ее результатом является прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Как правило, эта прибыль занимает основной удельный вес в составе валовой прибыли. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определялся вычитанием из выручки от реализации суммы налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, таможенных сборов, а также затрат, которые включались в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В зависимости от сферы, вида деятельности предприятия существуют некоторые особенности формирования этой прибыли, методики ее расчета.
Во-вторых, это деятельность, которая не является основной для данного предприятия, но связана с реализацией материальных и нематериальных ценностей, некоторых услуг. При этом предприятие получает прибыль от прочей реализации.
В-третьих, это деятельность, связанная с осуществлением финансовых инвестиций. В результате предприятия получают прибыль в виде дивидендов на акции, от вкладывания средств в уставные фонды других предприятий (прибыли от владения корпоративными правами); в виде процентов по государственным ценным бумагам, облигациям предприятий, по депозитным счетам в банках. Объем этой прибыли и ее удельный вес в валовой прибыли имеет тенденцию к росту, которое обусловлено развитием рыночной экономики, фондового рынка.
На объем этой прибыли влияют объемы финансовых инвестиций, их направление и структура, условия налогообложения. Следует отметить, что прибыль, полученная от владения корпоративными правами и государственными ценными бумагами субъектами хозяйствования, облагается налогами.
В-четвертых, это деятельность, связанная с получением внереализационной прибыли и возникновением внереализационных затрат (убытков) предприятий.[5]
2.2 Планирование прибыли
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся
с развитием
Расчет плановой прибыли
должен быть экономически обоснованным,
что позволит осуществлять своевременное
и полное финансирование инвестиций,
прирост собственных оборотных
средств, соответствующие выплаты
рабочим и служащим, а также
своевременные расчеты с
Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.
Выделяют следующие основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции: метод прямого счета и аналитический. Рассмотрим эти методы исчисления прибыли.
Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.