Экономика Азербайджана

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

После восстановления государственной независимости в 1991 году Азербайджан начал реализовывать суверенные права и вести самостоятельную политику в сфере экономики. Главным направлением этой деятельности стали создание системы экономики, основанной на различных формах собственности, переход к рыночным отношениям и интеграция в мировую экономику.
Экономическое развитие со времени приобретения независимости по сей день можно разделить на два основных этапа. Первый, охватывающий 1991-1995 годы, явился периодом хаоса или упадка, второй, период макроэкономической стабильности и динамического развития экономики, начавшийся с 1996 года и продолжающийся по сей день.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………………3
1. Структура Экономики и ВВП………………………………………………….5
2. Банковская система Азербайджана: современное состояние,
проблемы и перспективы……………………………………………………..13
3. Рынок труда молодежи и образование………………………………………21
Выводы…………………………………………………………………………...25
Список литературы …………………………………………….………………26

Работа содержит 1 файл

экономика Азербайджан.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

    Основные  проблемы банковской системы Азербайджана.  Негативное влияние на финансовые показатели банков оказывают низкий уровень капитализации, недостаточность базовых депозитов, низкая кредитная культура, высокая вероятность ухудшения качества активов, низкая операционная эффективность. Кроме того, многие частные банки  тесно связаны с промышленными и торговыми группами. Имена подлинных владельцев, зачастую скрывающихся за различными подставными или операционными компаниями, не разглашаются. Такое положение создает серьезные риски с точки зрения информации и корпоративного управления и может вызвать занижение оценок рисков по объемам кредитования связанных сторон. Кроме того, существует неопределенность относительно способности собственников банков обеспечить им свежие вливания капитала. Идентифицировать фактических собственников и установить взаимоотношения между заемщиками и отраслями экономики нелегко. Непрозрачность структур собственности благоприятствует кредитованию связанных сторон со всеми вытекающими из этого рисками. Это отчасти обусловлено отсутствием критерия «приемлемости и пригодности», по которому банки допускались бы к работе и контролировались, и мешает формированию рыночного механизма корпоративного контроля.

        Организованный Азербайджанским  Проектом корпоративного управления (АПКУ)* опрос в банковской системе показал факторами, мешающими совершенствованию корпоративного управления, в банках называют не эффективность законодательства (61,8%), недостаток специалистов (41,2%) и недостаток информации и знаний на эту тему (26,5%). Имущественная оценка банков показала, что владельцами контрольного пакета акций в более чем трети опрошенных банков является 1 акционер. В 40,6% банков родственники крупных акционеров также обладают крупными пакетами акций банка. В большинстве случаев основные акционеры банков входят в состав Наблюдательных Советов или Правлений, причем есть случаи, когда в нарушение законодательства крупный акционер (более 20% акций) является членом Правления банка. Банки не хотят сегодня становиться публичными. Более 60% банков предпочитают продать свои акции международным финансовым институтам.

         Конфликт интересов в банковской  системе остается серьезной проблемой.  Свыше 44% опрошенных банков заявили,  что не имеют внутренних процедур  их разрешения.

        Далеко от совершенства состояние с защитой прав акционеров. Менее половины респондентов выполняют необходимые процедуры с подготовкой, проведением и оповещением результатов общих собраний акционеров. Треть опрошенных банков отказалась отвечать на вопрос о выплате дивидендов акционерам. 16 из 23 ответивших на этот вопрос респондентов (69,6%) сообщили, что не выплачивали акционерам дивиденды за последние три года (2002-2004 гг.).

       Лучше обстоят дела с прозрачностью  и предоставлением информации  о деятельности банков. Среди опрошенных банков 91,2% заявили о наличии у них аудиторских комитетов, которые заседают как минимум раз в квартал (76,5%). В тоже время большинство Аудиторских комитетов и департаментов внутреннего аудита не являются независимыми от руководства банков.    Свои годовые отчеты публикуют 88,2% опрошенных банков. 91,2% респондентов утверждают, что они предоставляют финансовую информацию на основе запросов.

    Один  из эффективных путей повышения  капитализации − первичное размещение акций (IPO). Капитализация банков, публичность или,  корпоративность акционерных обществ — это комплекс проблем, которые нам неминуемо придется решать перед вступлением в ВТО. Иначе наша экономика не сможет выдержать конкуренции со странами, где глубина финансового охвата больше, чем у нас.

    Итак, существует безусловная необходимость  в проведении структурных реформ, в консолидации и дальнейшем сокращении числа небольших, нежизнеспособных банков. Всем банкам предстоит решить многочисленные и тяжелые проблемы — в частности, повысить уровень финансового посредничества, расширить спектр продуктов, диверсифицировать источники доходов, повысить эффективность, а также ввести новые инструменты и механизмы для повышения качества операционной деятельности и риск-менеджмента. Для укрепления доверия к банковской системе необходимо повысить транспарентность аудита и бухгалтерского учета, улучшить информационную открытость и качество корпоративного управления, продолжить приватизацию, обеспечить более надежную защиту прав инвесторов и кредиторов. Кроме того, в разных необходимо поднять платежную дисциплину и повысить эффективность правовых систем, чтобы улучшить платежную культуру.

    Конечно, банковский сектор Азербайджана  продолжает развиваться, наращивая свои активы, расширяя спектр предоставляемых услуг и постоянно повышая их качество. Достижения последних лет по продвижению таких реформ, как переход на международную систему финансовой отчетности, внесение изменений в Законе  о банках и внедрение системы страхования вкладов, в среднесрочной перспективе будут способствовать развитию конкуренции и повышению прозрачности деятельности банковского сектора Азербайджана.

 

     3. Рынок труда молодежи и образование 

    Рынок труда молодежи отличается их высокой  мобильностью, сравнительно низким уровнем  знаний и профессионализма, частой сменой места работы. Анализы показывают, что в настоящее время ситуация, связанная с занятостью населения, в общем, остается весьма напряженной по многим объективным и субъективным причинам. Молодые люди, занятые на этом рынке труда, обладают возможностью трудиться в течение более длительного времени, овладевать новыми специальностями, повышать квалификацию и свой профессиональный уровень. Их также отличают энергия и способность быстро приспособляться к новым условиям труда. Рынок труда молодежи имеет следующие особенности:

          Во-первых, колебания  молодежи в своем выборе, основанные на их социальной и профессиональной неопределенности, характеризуются  нестабильностью спроса и предложения.

          Во-вторых, по сравнению  с другими группами населения для рынка труда молодежи характерна более низкая конкурентоспособность.

          В-третьих, безработица  среди молодежи имеет как явные, так и скрытные размеры. Из года в  год растет число молодых людей, которые нигде не учатся и не работают.

          В-четвертых, данный рынок труда отличается наличием множества вариантов. Сюда включены лица, получающие образование, переучивающиеся, завершившие обучение, не удовлетворяющие должным образом потребности работодателей, а также освобожденные от работы молодые люди, недовольные выбранной специальностью.

          В-пятых, наличие  серьезных трудностей, связанных  с занятостью на рынке труда молодых  женщин и девушек. Среди выпускников  средних и высших учебных заведений  девушки обычно имеют относительно больший удельный вес, однако при приеме на работу работодатели отдают предпочтение парням. В результате девушки намного чаще сталкиваются с проблемой безработицы.

    Необходимо  отметить, что согласно данным переписи населения Азербайджанской Республики, проведенной в 1999 году, молодые люди в возрасте 16-29 лет составили 941,6 тыс. человек или 33,1% от общего числа трудоспособного населения, из них мужчины составили 496,4 тыс. человек или 52,7%, а женщины – 445,2 тыс. человек или 47,3%. Число молодых людей указанного возраста в составе занятого городского населения составило 338,2 тыс. человек или 26,9%, а в составе сельского населения – 603,4 тыс. человек или 37,9%. С целью сравнения изменений в показателях, полученных после 1999 года, были анализированы результаты выборочной проверки, проведенной в 2008 и 2009 годах Государственным комитетом статистики в соответствии с методами Международной организации труда с целью определения экономически активного населения. Было установлено, что в 2009 году занятое население в возрасте 15 лет и старше составило 63,2%, из них 53,5% - мужчины, а 46,5% - женщины. По сравнению с 2008 годом в 2009 году удельный вес занятого населения в составе населения в возрасте 15лет и старше увеличился на 7 процентных пунктов, среди мужчин рост составил 2,8 процентных пункта (от 68,4% до 71,2%), а среди женщин – 11 процентных пунктов (от 44,9% до 55,9%). Доля занятого в экономике населения составила 47,5% от числа горожан и 52,5% от числа сельских жителей. Анализ занятого населения по возрастным группам показывает, что во время проверки люди в возрасте 35-49 лет преобладали в составе занятого населения и составили 43,1% от числа всех занятых в 2008 году и 42,5% - в 2009 году. Удельный вес занятого женского населения в этой возрастной группе был на 5,2 процентных пункта больше по сравнению с мужчинами. А в группах, охватывающих лиц в возрасте 20-34 лет, 50 лет и старше, уровень занятости среди мужчин был более высоким. Удельный вес молодежи в возрасте 15-24 лет в составе занятого населения составил в 2008 году 17,6%, а в 2009 году  возрос до 18,7%, в то время как удельный вес лиц в возрасте 25-44 лет уменьшился с 56,5% до 53,3%. По сравнению с 2008 годом число занятого населения среди лиц в возрасте 15-19 и 20-24 лет возросло в 2009 году соответственно на 0,6 и 0,5 процентных пункта, в то время как среди лиц в возрасте 25-29 лет данный показатель уменьшился на 0,3 процентных пункта.

          В результате исследований мы пришли к такому заключению, что  проблема безработицы среди молодежи носит не временный характер. В Азербайджане молодежь составляет значительную часть населения, и постоянные трудности с обеспечением их соответствующей работой дают основание прогнозировать превращение данной проблемы в социальную проблему. Поэтому для снижения уровня безработицы среди молодежи и обеспечения их эффективной занятости необходимо разработать долгосрочную Национальную стратегию на научной основе путем всестороннего анализа существующего рынка на ближайшие годы и длительную перспективу.

    Так как образование представляет сферу, в которой в основном совпадают интересы классической рыночной триады — государства, бизнеса и наемных работников, то для эффективного использования трудового потенциала молодого поколения нужно правильно увязать образование с потребностями экономики страны. Эффект образования становится явным через 5–6 лет, поэтому инновационная экономика требует упреждающих действий в сфере образования, на основе прогнозов развития потребностей и способов их удовлетворения. Особую заинтересованность в качестве высшего образования должны проявлять работодатели, поскольку эффективность их деятельности, в первую очередь, определяется образовательным уровнем персонала. В Азербайджане пока государство является основным потребителем и заказчиком сферы образовательных услуг. Бизнес-сообщество слабо представлено крупными и средними предприятиями, а малый бизнес  не играет роли влиятельного эксперта в вопросах развития образования. В целом, образовательная сфера объективно имеет определенную линейную связь составляющих ее элементов: государство, бизнес, население, которые выступают одновременно в роли потребителей образовательных услуг и заказчиков. Если до уровня средней школы включительно действует не рыночная форма связей, то уровень профессионального образования взаимодействует с потребителями-заказчиками на основе спроса и предложения. Спрос формируется по двум направлениям: традиционный спрос и структурно-инновационный, вновь возникающий, вследствие структурных технико-технологических, организационно-экономических и институциональных изменений. В этом и проявляется инерционность экономики и ее инновационность.

      Отсутствие единой стратегии  в области занятости населения  усложняет работу по сокращению  безработицы среди молодежи, приводит  к сохранению высокого уровня  безработицы среди населения  по сравнению с другими слоями общества. Отсутствие соответствующего механизма информирования молодежи о рынке труда отрицательно сказывается на решении проблемы. Необеспеченность молодежи рабочими местами в первые годы трудовой деятельности усложняет их будущее, социальное обеспечение, семейную жизнь, решение жилищной и других экономических и социальных проблем. Учитывая факт зависимости будущего любой страны от молодежи, следует отметить, что государство в первую очередь должно способствовать обеспечению эффективной занятости молодежи на этапе их независимого существования.

           Таким образом,  проблема безработицы неизбежна  в условиях рыночной экономики  и без решения этой проблемы  невозможно построение эффективной  экономики. В настоящее время  в Азербайджанской Республике существует скрытая, неполная, длительная безработица, свойственная для всех стран, переживающих переходный процесс. На фоне безработицы населения проблема безработицы молодежи принимает ярко выраженные формы.

          Крайне важно определение  правильной стратегии занятости с целью обеспечения эффективной занятости населения страны. Молодежь, будучи самой активной группой населения, быстрее реагирует на изменения, происходящие в сфере занятости, и принимает гибкие решения при выборе места работы и будущей карьеры. Решение проблем детей, подростков и молодежи, составляющих 60,4% населения страны, их подготовка в соответствии с требованиями времени делает необходимым принятие комплексных мер.

          С целью решения  проблемы занятости молодежи также  считаем необходимым принятие следующих мер:

          А) создание единой автоматизированной информационно-поисковой системы, связанной  с занятостью молодежи;

          Б) разработка механизма  взаимодействия между системой образования  и рынком труда;

    В) создание в отраслях связанной с  этим системы подготовки кадров;

    Г) приведение возможностей в сфере  профессиональной подготовки в соответствие с современным техническим и  экономическим развитием, а также  количественное и качественное повышение  этой подготовки;

    Д) учитывая трудности переходного  периода, неполную адаптацию значительной части населения к современным экономическим условиям и в связи с этим рост числа физических и психических заболеваний среди населения, необходимо в ближайшие 10-15 лет поддерживать создание в регионах трудоемких предприятий, даже если они окажутся экономически нерентабельными. Для поощрения предпринимателей к основанию таких предприятий необходимо применение к ним некоторых льгот, особенно в сфере налогообложения. Налоговая льгота предприятию может быть компенсирована подоходным налогом, который будет взиматься с заработной платы будущих работников предприятия. В таком случае государство выиграет во всех отношениях: первое, значительная часть трудоспособного населения, проживающая в регионах, особенно молодежь, получив не временную, а постоянную работу и заработную плату, покинет неформальный рынок труда и превратится в граждан, выплачивающих налоги; второе, государство получит дополнительный доход в виде налогов; третье и самое главное, значительно ослабнет напряженность в обществе, сократится число правонарушений и преступлений.

Информация о работе Экономика Азербайджана