Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:07, курсовая работа
После восстановления государственной независимости в 1991 году Азербайджан начал реализовывать суверенные права и вести самостоятельную политику в сфере экономики. Главным направлением этой деятельности стали создание системы экономики, основанной на различных формах собственности, переход к рыночным отношениям и интеграция в мировую экономику.
Экономическое развитие со времени приобретения независимости по сей день можно разделить на два основных этапа. Первый, охватывающий 1991-1995 годы, явился периодом хаоса или упадка, второй, период макроэкономической стабильности и динамического развития экономики, начавшийся с 1996 года и продолжающийся по сей день.
Вступление…………………………………………………………………………3
1. Структура Экономики и ВВП………………………………………………….5
2. Банковская система Азербайджана: современное состояние,
проблемы и перспективы……………………………………………………..13
3. Рынок труда молодежи и образование………………………………………21
Выводы…………………………………………………………………………...25
Список литературы …………………………………………….………………26
Основные проблемы банковской системы Азербайджана. Негативное влияние на финансовые показатели банков оказывают низкий уровень капитализации, недостаточность базовых депозитов, низкая кредитная культура, высокая вероятность ухудшения качества активов, низкая операционная эффективность. Кроме того, многие частные банки тесно связаны с промышленными и торговыми группами. Имена подлинных владельцев, зачастую скрывающихся за различными подставными или операционными компаниями, не разглашаются. Такое положение создает серьезные риски с точки зрения информации и корпоративного управления и может вызвать занижение оценок рисков по объемам кредитования связанных сторон. Кроме того, существует неопределенность относительно способности собственников банков обеспечить им свежие вливания капитала. Идентифицировать фактических собственников и установить взаимоотношения между заемщиками и отраслями экономики нелегко. Непрозрачность структур собственности благоприятствует кредитованию связанных сторон со всеми вытекающими из этого рисками. Это отчасти обусловлено отсутствием критерия «приемлемости и пригодности», по которому банки допускались бы к работе и контролировались, и мешает формированию рыночного механизма корпоративного контроля.
Организованный
Конфликт интересов в
Далеко от совершенства состояние с защитой прав акционеров. Менее половины респондентов выполняют необходимые процедуры с подготовкой, проведением и оповещением результатов общих собраний акционеров. Треть опрошенных банков отказалась отвечать на вопрос о выплате дивидендов акционерам. 16 из 23 ответивших на этот вопрос респондентов (69,6%) сообщили, что не выплачивали акционерам дивиденды за последние три года (2002-2004 гг.).
Лучше обстоят дела с
Один из эффективных путей повышения капитализации − первичное размещение акций (IPO). Капитализация банков, публичность или, корпоративность акционерных обществ — это комплекс проблем, которые нам неминуемо придется решать перед вступлением в ВТО. Иначе наша экономика не сможет выдержать конкуренции со странами, где глубина финансового охвата больше, чем у нас.
Итак, существует безусловная необходимость в проведении структурных реформ, в консолидации и дальнейшем сокращении числа небольших, нежизнеспособных банков. Всем банкам предстоит решить многочисленные и тяжелые проблемы — в частности, повысить уровень финансового посредничества, расширить спектр продуктов, диверсифицировать источники доходов, повысить эффективность, а также ввести новые инструменты и механизмы для повышения качества операционной деятельности и риск-менеджмента. Для укрепления доверия к банковской системе необходимо повысить транспарентность аудита и бухгалтерского учета, улучшить информационную открытость и качество корпоративного управления, продолжить приватизацию, обеспечить более надежную защиту прав инвесторов и кредиторов. Кроме того, в разных необходимо поднять платежную дисциплину и повысить эффективность правовых систем, чтобы улучшить платежную культуру.
Конечно, банковский сектор Азербайджана продолжает развиваться, наращивая свои активы, расширяя спектр предоставляемых услуг и постоянно повышая их качество. Достижения последних лет по продвижению таких реформ, как переход на международную систему финансовой отчетности, внесение изменений в Законе о банках и внедрение системы страхования вкладов, в среднесрочной перспективе будут способствовать развитию конкуренции и повышению прозрачности деятельности банковского сектора Азербайджана.
3. Рынок труда молодежи
и образование
Рынок труда молодежи отличается их высокой мобильностью, сравнительно низким уровнем знаний и профессионализма, частой сменой места работы. Анализы показывают, что в настоящее время ситуация, связанная с занятостью населения, в общем, остается весьма напряженной по многим объективным и субъективным причинам. Молодые люди, занятые на этом рынке труда, обладают возможностью трудиться в течение более длительного времени, овладевать новыми специальностями, повышать квалификацию и свой профессиональный уровень. Их также отличают энергия и способность быстро приспособляться к новым условиям труда. Рынок труда молодежи имеет следующие особенности:
Во-первых, колебания молодежи в своем выборе, основанные на их социальной и профессиональной неопределенности, характеризуются нестабильностью спроса и предложения.
Во-вторых, по сравнению с другими группами населения для рынка труда молодежи характерна более низкая конкурентоспособность.
В-третьих, безработица среди молодежи имеет как явные, так и скрытные размеры. Из года в год растет число молодых людей, которые нигде не учатся и не работают.
В-четвертых, данный рынок труда отличается наличием множества вариантов. Сюда включены лица, получающие образование, переучивающиеся, завершившие обучение, не удовлетворяющие должным образом потребности работодателей, а также освобожденные от работы молодые люди, недовольные выбранной специальностью.
В-пятых, наличие серьезных трудностей, связанных с занятостью на рынке труда молодых женщин и девушек. Среди выпускников средних и высших учебных заведений девушки обычно имеют относительно больший удельный вес, однако при приеме на работу работодатели отдают предпочтение парням. В результате девушки намного чаще сталкиваются с проблемой безработицы.
Необходимо
отметить, что согласно данным переписи
населения Азербайджанской
В результате исследований мы пришли к такому заключению, что проблема безработицы среди молодежи носит не временный характер. В Азербайджане молодежь составляет значительную часть населения, и постоянные трудности с обеспечением их соответствующей работой дают основание прогнозировать превращение данной проблемы в социальную проблему. Поэтому для снижения уровня безработицы среди молодежи и обеспечения их эффективной занятости необходимо разработать долгосрочную Национальную стратегию на научной основе путем всестороннего анализа существующего рынка на ближайшие годы и длительную перспективу.
Так как образование представляет сферу, в которой в основном совпадают интересы классической рыночной триады — государства, бизнеса и наемных работников, то для эффективного использования трудового потенциала молодого поколения нужно правильно увязать образование с потребностями экономики страны. Эффект образования становится явным через 5–6 лет, поэтому инновационная экономика требует упреждающих действий в сфере образования, на основе прогнозов развития потребностей и способов их удовлетворения. Особую заинтересованность в качестве высшего образования должны проявлять работодатели, поскольку эффективность их деятельности, в первую очередь, определяется образовательным уровнем персонала. В Азербайджане пока государство является основным потребителем и заказчиком сферы образовательных услуг. Бизнес-сообщество слабо представлено крупными и средними предприятиями, а малый бизнес не играет роли влиятельного эксперта в вопросах развития образования. В целом, образовательная сфера объективно имеет определенную линейную связь составляющих ее элементов: государство, бизнес, население, которые выступают одновременно в роли потребителей образовательных услуг и заказчиков. Если до уровня средней школы включительно действует не рыночная форма связей, то уровень профессионального образования взаимодействует с потребителями-заказчиками на основе спроса и предложения. Спрос формируется по двум направлениям: традиционный спрос и структурно-инновационный, вновь возникающий, вследствие структурных технико-технологических, организационно-экономических и институциональных изменений. В этом и проявляется инерционность экономики и ее инновационность.
Отсутствие единой стратегии
в области занятости населения
усложняет работу по
Таким образом,
проблема безработицы
Крайне важно
С целью решения проблемы занятости молодежи также считаем необходимым принятие следующих мер:
А) создание единой автоматизированной
информационно-поисковой
Б) разработка механизма взаимодействия между системой образования и рынком труда;
В) создание в отраслях связанной с этим системы подготовки кадров;
Г) приведение возможностей в сфере профессиональной подготовки в соответствие с современным техническим и экономическим развитием, а также количественное и качественное повышение этой подготовки;
Д) учитывая трудности переходного периода, неполную адаптацию значительной части населения к современным экономическим условиям и в связи с этим рост числа физических и психических заболеваний среди населения, необходимо в ближайшие 10-15 лет поддерживать создание в регионах трудоемких предприятий, даже если они окажутся экономически нерентабельными. Для поощрения предпринимателей к основанию таких предприятий необходимо применение к ним некоторых льгот, особенно в сфере налогообложения. Налоговая льгота предприятию может быть компенсирована подоходным налогом, который будет взиматься с заработной платы будущих работников предприятия. В таком случае государство выиграет во всех отношениях: первое, значительная часть трудоспособного населения, проживающая в регионах, особенно молодежь, получив не временную, а постоянную работу и заработную плату, покинет неформальный рынок труда и превратится в граждан, выплачивающих налоги; второе, государство получит дополнительный доход в виде налогов; третье и самое главное, значительно ослабнет напряженность в обществе, сократится число правонарушений и преступлений.