Экономика Азербайджана

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

После восстановления государственной независимости в 1991 году Азербайджан начал реализовывать суверенные права и вести самостоятельную политику в сфере экономики. Главным направлением этой деятельности стали создание системы экономики, основанной на различных формах собственности, переход к рыночным отношениям и интеграция в мировую экономику.
Экономическое развитие со времени приобретения независимости по сей день можно разделить на два основных этапа. Первый, охватывающий 1991-1995 годы, явился периодом хаоса или упадка, второй, период макроэкономической стабильности и динамического развития экономики, начавшийся с 1996 года и продолжающийся по сей день.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………………3
1. Структура Экономики и ВВП………………………………………………….5
2. Банковская система Азербайджана: современное состояние,
проблемы и перспективы……………………………………………………..13
3. Рынок труда молодежи и образование………………………………………21
Выводы…………………………………………………………………………...25
Список литературы …………………………………………….………………26

Работа содержит 1 файл

экономика Азербайджан.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

     Таблица 3.

Структура промышленности (по сопоставимым ценам 2004 года, %) 

       2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Вся промышленность 100 100 100 100 100 100 100
     из  которого:                             
Добывающая промышленность 53.5 56.4 55.6 52.5 50.7 55.2 63.4
Перерабатывающая  промышленность 31.3 18.3 29.9 31.5 34.2 32.8 26.8
     из  которого:                                                 
производство  пищевых продуктов, табака и напитков 3.2 3.7 3.5 3.5 3.3 2.7 2.2
производство нефтепродуктов 18.4 13.8 13.4 13.2 13.7 12 9.8
производство  химических продуктов  3.4 2.9 3.9 3.9 4.7 3.7 3.4
производство  других неметаллических минеральных  материалов 0.8 1.4 1.9 2.1 3 3 2.4
металлургия и производство металлических изделий 0.4 0.5 0.7 1.8 3.1 3.2 2.8
производство  транспортных средств и оборудования 1.9 1.9 3.3 3.7 3.5 5.6 4
Производство  и поставка электроэнергии, газа и воды 15.2 15.1 14.5 16 15.1 12 9.8
 

     В структуре обрабатывающей промышленности, как и в предыдущие годы, основная доля пришлась на производство нефтепродуктов (9.8%). Затем следовали: производство транспортных средств и оборудования - 4%, химическая промышленность - 3.4%, металлургия - 2.8%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 2.4%, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак - 2.2%, производство текстильных и швейных продуктов - 0.8%, производство машин и оборудования - 0.5%, производство оптических и электрических средств - 0.3%, целлюлозно-бумажная промышленность, издательская и полиграфическая деятельность - 0.1%, другие виды деятельности - 0.5%.

     В структуре добывающей промышленности, как и в предыдущие годы, практически  вся доля пришлась на добычу нефти  и газа.

     В результате этих изменений, в течение 2010 года в структуре ВВП продолжала расширяться доля нефтяной отрасли. В частности, в структуре ВВП по сравнению с 2009 годом возросла только доля добывающей промышленности (с 39.4% до 51.6%), за счет чего и увеличилась доля всей промышленности - от 47.5% до 57.5%. Доля сельского хозяйства снизилась от 9% до 6.9%, доля перерабатывающей промышленности - от 7.2% до 5.3%, доля энергетики - от 0.9% до 0.6%, доля строительства - от 10% до 7.5%, доля торговли - от 6.9% до 5.8%, доля транспорта и коммуникаций - от 8.1% до 7.4%, доля прочих услуг - от 10.6% до 8.2%, доля косвенных налогов - от 7.7% до 6.5%. В целом, по данным национального Банка Азербайджана, производство ненефтяного ВВП составило 55101.8 млн манат ($59.1 млрд.), а его рост - 112.1%. Однако, следует отметить, что существование части ненефтяного сектора обусловлено развитием того же нефтегазового сектора.

     Сельское  хозяйство, будучи во все времена  основной отраслью экономики Азербайджана, играло важную роль в развитии страны и обеспечении населения необходимыми потребительскими товарами. Принятие в 1995-1996 годах Законов "Об основах аграрных реформ", "О реформировании совхозов и колхозов", "О земельной реформе" и других важнейших правовых актов позволили осуществить кардинальные изменения в агропромышленном комплексе. Так, впервые в пространстве Содружества Независимых Государств, в Законе "О земельной реформе" нашли отражение передача земли в частную собственность, ее купля-продажа.

     В результате серьезных структурных  преобразований в сельском хозяйстве были ликвидированы все, включая совхозы и колхозы, сельскохозяйственные предприятия, а их собственность была разделена между членами хозяйств. В государственной собственности было оставлено небольшое количество племенных, растениеводческих и такого рода иных хозяйств. Ускорение формирования в селе нового вида собственности - крестьянско-фермерской - создали благоприятные условия для лучшей организации сельскохозяйственных работ и развития аграрного сектора.

     Осуществленные  в аграрном секторе Азербайджана реформы по своему радикализму и темпу коренным образом отличались не только от реформ, в иных областях экономики страны, но существенно разнились и от реформ, которые были проведены в странах Содружества Независимых Государств. Кроме того, они сыграли особую роль в формировании в стране частной собственности и развитии предпринимательства.

     Валовая продукция сельского хозяйства  республики в 2010 году составила в текущих ценах 1893.8 млн. манат ($2.1 млрд.), что превысило уровень 2009 года на 0.9%. Валовая продукция сельского хозяйства по отраслям имела следующий вид, в животноводстве она составила 831 млн. манат (43.9% от общего объема продукции), а в растениеводстве - 1062.8 млн. манат (56.1% от общего обьема продукции). В 2010 году в республике обьем рыболовста и рыбоводства составил 21001.4 тыс. манат ($23.5 млн.).

     Одним из факторов, обеспечивающих экономическое  развитие, является динамика капиталовложений. Так, направленные на капиталовложение инвестиции, наряду с ростом производства, служат строительству и сдаче в эксплуатацию новых предприятий, объектов образования, здравоохранения, жилья и иных объектов социального назначения, созданию новых рабочих мест. По этой причине, в экономической политике Азербайджанской Республики увеличение с каждым годом объема привлекаемых инвестиций, в т.ч. иностранных, занимает один из первостепенных мест.

     Реформы в банковской системе сыграли  важную роль в искоренении недоверия  к банкам, возникшее в первые годы независимости. В стране началась работа по современному банковскому строительству, осуществлены мероприятия по формированию двухступенчатой банковской системы, укреплению банков, увеличению их уставного капитала. Не сумев наладить работу и не выдержав конкуренции в условиях свободной рыночной экономики, самоликвидировались слабые банки. Хотя численность банковских учреждений в стране уменьшилась.

     В 2010 году объем находившихся в распоряжении Национального Банка Азербайджана официальных валютных ресурсов увеличился по сравнению с началом года более, чем в два раза ( на 105%).  Сумма валютных резервов банка достигла $1,967 млн. В 2010 году обменный курс маната укрепился более чем на 5,1% к доллару США. Укрепление курса и рост резервов НБА были связаны с превышением предложения валюты на рынке над спросом на нее.

     В банковской системе страны по-прежнему господствуют два государственных  банка - Международный Банк Азербайджана (МБА) и "Капитал-банк". Несмотря на предпринятые попытки оживить процесс  приватизации, по состоянию на сентябрь 2010 года, значительных результатов так и не было достигнуто. Государственные банки пользуются открытыми для них кредитными линиями по каналам Национального фонда поддержки предпринимательства для целей льготного кредитования предприятий. В результате этого объемы кредитования ряда частных коммерческих банков стали падать.

     29-го  декабря 1999 года общенациональный  лидер Гейдар Алиев подписал  Указ "О создании Государственного  Нефтяного Фонда Азербайджанской  Республики".

     Основный  смысл философии создания Нефтяного  Фонда заключается в обеспечении справедливого распределения между поколениями нефтяных богатств, дарованных азербайджанскому народу Всевышним. Если одной из целей, поставленных перед Фондом, является сосредоточение и преумножение получаемых от продажи нефти доходов для будущих поколений, то другой - использование этих доходов на благо нынешних поколений с учетом удовлетворения текущих социальных нужд страны, прогресса и потребностей развития экономики.  

     На  основе мудрого решения великого лидера Гейдара Алиева первые средства Нефтяного Фонда были использованы для финансирования мероприятий, направленных на улучшение социально-бытовых условий самой обездоленной и социально уязвимой категории граждан- беженцев и вынужденных переселенцев.

     Средняя численность экономически активного населения Азербайджана в 2010 году составила 4026.9 тыс. человек, из них 98.7% были заняты в экономике. Официально зарегистрированный уровень безработицы составил 1.3% (53862 человек). То есть, по официальным данным, в стране практически нет безработицы. По данным государственного статистического комитета Азербайджанской Республики в 2010 году в сельском хозяйстве была занято 1548 тыс. человек, в промышленности - 185.6 тыс. человек, в строительстве - 222.8 тыс. человек, в торговле - 650.4 тыс. человек, в сфере транспорта и связи - 201.8 тыс. человек, в сфере образования - 339.4 тыс. человек, в сфере здравоохранения - 180.5 тыс. человек, в сфере государственной службы, обороны и социального обеспечения - 271.2 тыс. человек, в других отраслях - 373.3 тыс. человек. Примечательно, что в добывающем секторе промышленности, где работает всего 40.4 тыс. человек или 1.7% от общего числа экономически активного населения, было произведено 61.6% ВВП Азербайджана.

     По  сравнению с 2009 годом доходы государственного бюджета Азербайджана в 2010 году увеличились на 88,8%, а расходы на 76,6%.  Удельный вес доходов госбюджета в ВВП Азербайджана, увеличившись на 4%, составил 21,9% от общего объема ВВП, бюджетные расходы, увеличившись на 3,5%, составили 21,3% от ВВП. Бюджетные расходы на одного человека увеличились с 250 манатов до 450 манатов.  Государственный бюджет Азербайджана в 2010 году был исполнен с профицитом. Профицит бюджета составил 91,5 млн. манатов $79,6 млн. или 0,5% валового внутреннего продукта. Доходы бюджета достигли 23881.2 млн. манатов $26376,6 млн. при росте за год на 88,8%, расходы – 23789,7 млн. манатов $26297 млн. с ростом на 77%. Доходная часть госбюджета серьезно зависит от потоков нефтедолларов, благодаря которым формируется и часть налоговых поступлений. В 2010 году военный бюджет Азербайджана составил $700 млн.

     По  итогам 2010 года денежные доходы населения составили 29949.8 млн. манат ($31137 млн.), а денежные расходы - 28006.7 млн манат ($29962 млн.). Темпы их роста составили соответственно 123.4 и 123.0%. Аналогические показатели 2009 года составили соответственно 122.3% и 117.3%. Одновременно следует отметить, что по итогам 2010 года индекс потребительских цен составил 11.4% против 5.4% 2009 года.

     В 2010 году среднемесячная номинальная зарплата занятых в экономике составила 141.3 манат ($158), что по сравнению с прошлогодним показателем выросла на 19.8%. Между тем, среднемесячная номинальная зарплата по секторам сильно отличалась. Так, если в сельском хозяйстве она составила 52.4 манат ($58.6), в сфере образования - 78.1 манат ($87.4), в сфере здравоохранения - 67.1 манат ($75.1), в перерабатывающей промышленности - 143 манат ($160.1), в энергетике - 145.1 манат ($162.4), то в добывающей промышленности - 649.3 манат ($726.8). В начале 2010 года число пенсионеров в Азербайджане составило 1399 тыс., среднемесячная пенсия которых составила 28.5 манат ($9.5). В начале 2011 года число пенсионеров составило 1227 тыс., среднемесячная пенсия которых составила 41.1 манат ($46).

     После восстановления Азербайджаном независимости важное значение во внешней экономической политике уделялось связям с международными финансово-кредитными и экономическими учреждениями. За истекший период проделана существенная работа в этом направлении. Азербайджан является членом, можно сказать, всех авторитетных международных структур, в т.ч. с 1992-го года - Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, с 1999-го года - Азиатского Банка Развития, и постоянно проводит консультации с этими структурами по экономическим проблемам, вопросам перехода на рыночную экономику, пользуется их финансовыми ресурсами.

 

     2. Банковская система Азербайджана: современное состояние, проблемы и перспективы

 

    После распада Советского Союза, в период первоначальной хаотической трансформации начала 90-х годов, когда механизмы регулирования еще не были выработаны, новые банки росли как грибы. Они не имели надлежащих систем кредитного контроля и риск-менеджмента и нередко использовались владельцами в недобросовестных целях. Это вызвало волну кризисных явлений. Именно с этой целью 24 июня 1997 года Президентом АР был издан специальный Указ «О мерах по углублению банковских реформ», предусматривающий  реструктуризацию банков.

    Следует отметить, что с  начала 90-х годов банковская система Азербайджана прошла в своем развитии три этапа:

Информация о работе Экономика Азербайджана