Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:07, курсовая работа
После восстановления государственной независимости в 1991 году Азербайджан начал реализовывать суверенные права и вести самостоятельную политику в сфере экономики. Главным направлением этой деятельности стали создание системы экономики, основанной на различных формах собственности, переход к рыночным отношениям и интеграция в мировую экономику.
Экономическое развитие со времени приобретения независимости по сей день можно разделить на два основных этапа. Первый, охватывающий 1991-1995 годы, явился периодом хаоса или упадка, второй, период макроэкономической стабильности и динамического развития экономики, начавшийся с 1996 года и продолжающийся по сей день.
Вступление…………………………………………………………………………3
1. Структура Экономики и ВВП………………………………………………….5
2. Банковская система Азербайджана: современное состояние,
проблемы и перспективы……………………………………………………..13
3. Рынок труда молодежи и образование………………………………………21
Выводы…………………………………………………………………………...25
Список литературы …………………………………………….………………26
Таблица 3.
Структура
промышленности (по
сопоставимым ценам 2004
года, %)
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Вся промышленность | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
из которого: | |||||||
Добывающая промышленность | 53.5 | 56.4 | 55.6 | 52.5 | 50.7 | 55.2 | 63.4 |
Перерабатывающая промышленность | 31.3 | 18.3 | 29.9 | 31.5 | 34.2 | 32.8 | 26.8 |
из которого: | |||||||
производство пищевых продуктов, табака и напитков | 3.2 | 3.7 | 3.5 | 3.5 | 3.3 | 2.7 | 2.2 |
производство нефтепродуктов | 18.4 | 13.8 | 13.4 | 13.2 | 13.7 | 12 | 9.8 |
производство химических продуктов | 3.4 | 2.9 | 3.9 | 3.9 | 4.7 | 3.7 | 3.4 |
производство других неметаллических минеральных материалов | 0.8 | 1.4 | 1.9 | 2.1 | 3 | 3 | 2.4 |
металлургия и производство металлических изделий | 0.4 | 0.5 | 0.7 | 1.8 | 3.1 | 3.2 | 2.8 |
производство транспортных средств и оборудования | 1.9 | 1.9 | 3.3 | 3.7 | 3.5 | 5.6 | 4 |
Производство и поставка электроэнергии, газа и воды | 15.2 | 15.1 | 14.5 | 16 | 15.1 | 12 | 9.8 |
В структуре обрабатывающей промышленности, как и в предыдущие годы, основная доля пришлась на производство нефтепродуктов (9.8%). Затем следовали: производство транспортных средств и оборудования - 4%, химическая промышленность - 3.4%, металлургия - 2.8%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 2.4%, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак - 2.2%, производство текстильных и швейных продуктов - 0.8%, производство машин и оборудования - 0.5%, производство оптических и электрических средств - 0.3%, целлюлозно-бумажная промышленность, издательская и полиграфическая деятельность - 0.1%, другие виды деятельности - 0.5%.
В структуре добывающей промышленности, как и в предыдущие годы, практически вся доля пришлась на добычу нефти и газа.
В результате этих изменений, в течение 2010 года в структуре ВВП продолжала расширяться доля нефтяной отрасли. В частности, в структуре ВВП по сравнению с 2009 годом возросла только доля добывающей промышленности (с 39.4% до 51.6%), за счет чего и увеличилась доля всей промышленности - от 47.5% до 57.5%. Доля сельского хозяйства снизилась от 9% до 6.9%, доля перерабатывающей промышленности - от 7.2% до 5.3%, доля энергетики - от 0.9% до 0.6%, доля строительства - от 10% до 7.5%, доля торговли - от 6.9% до 5.8%, доля транспорта и коммуникаций - от 8.1% до 7.4%, доля прочих услуг - от 10.6% до 8.2%, доля косвенных налогов - от 7.7% до 6.5%. В целом, по данным национального Банка Азербайджана, производство ненефтяного ВВП составило 55101.8 млн манат ($59.1 млрд.), а его рост - 112.1%. Однако, следует отметить, что существование части ненефтяного сектора обусловлено развитием того же нефтегазового сектора.
Сельское хозяйство, будучи во все времена основной отраслью экономики Азербайджана, играло важную роль в развитии страны и обеспечении населения необходимыми потребительскими товарами. Принятие в 1995-1996 годах Законов "Об основах аграрных реформ", "О реформировании совхозов и колхозов", "О земельной реформе" и других важнейших правовых актов позволили осуществить кардинальные изменения в агропромышленном комплексе. Так, впервые в пространстве Содружества Независимых Государств, в Законе "О земельной реформе" нашли отражение передача земли в частную собственность, ее купля-продажа.
В результате серьезных структурных преобразований в сельском хозяйстве были ликвидированы все, включая совхозы и колхозы, сельскохозяйственные предприятия, а их собственность была разделена между членами хозяйств. В государственной собственности было оставлено небольшое количество племенных, растениеводческих и такого рода иных хозяйств. Ускорение формирования в селе нового вида собственности - крестьянско-фермерской - создали благоприятные условия для лучшей организации сельскохозяйственных работ и развития аграрного сектора.
Осуществленные в аграрном секторе Азербайджана реформы по своему радикализму и темпу коренным образом отличались не только от реформ, в иных областях экономики страны, но существенно разнились и от реформ, которые были проведены в странах Содружества Независимых Государств. Кроме того, они сыграли особую роль в формировании в стране частной собственности и развитии предпринимательства.
Валовая продукция сельского хозяйства республики в 2010 году составила в текущих ценах 1893.8 млн. манат ($2.1 млрд.), что превысило уровень 2009 года на 0.9%. Валовая продукция сельского хозяйства по отраслям имела следующий вид, в животноводстве она составила 831 млн. манат (43.9% от общего объема продукции), а в растениеводстве - 1062.8 млн. манат (56.1% от общего обьема продукции). В 2010 году в республике обьем рыболовста и рыбоводства составил 21001.4 тыс. манат ($23.5 млн.).
Одним из факторов, обеспечивающих экономическое развитие, является динамика капиталовложений. Так, направленные на капиталовложение инвестиции, наряду с ростом производства, служат строительству и сдаче в эксплуатацию новых предприятий, объектов образования, здравоохранения, жилья и иных объектов социального назначения, созданию новых рабочих мест. По этой причине, в экономической политике Азербайджанской Республики увеличение с каждым годом объема привлекаемых инвестиций, в т.ч. иностранных, занимает один из первостепенных мест.
Реформы в банковской системе сыграли важную роль в искоренении недоверия к банкам, возникшее в первые годы независимости. В стране началась работа по современному банковскому строительству, осуществлены мероприятия по формированию двухступенчатой банковской системы, укреплению банков, увеличению их уставного капитала. Не сумев наладить работу и не выдержав конкуренции в условиях свободной рыночной экономики, самоликвидировались слабые банки. Хотя численность банковских учреждений в стране уменьшилась.
В 2010 году объем находившихся в распоряжении Национального Банка Азербайджана официальных валютных ресурсов увеличился по сравнению с началом года более, чем в два раза ( на 105%). Сумма валютных резервов банка достигла $1,967 млн. В 2010 году обменный курс маната укрепился более чем на 5,1% к доллару США. Укрепление курса и рост резервов НБА были связаны с превышением предложения валюты на рынке над спросом на нее.
В банковской системе страны по-прежнему господствуют два государственных банка - Международный Банк Азербайджана (МБА) и "Капитал-банк". Несмотря на предпринятые попытки оживить процесс приватизации, по состоянию на сентябрь 2010 года, значительных результатов так и не было достигнуто. Государственные банки пользуются открытыми для них кредитными линиями по каналам Национального фонда поддержки предпринимательства для целей льготного кредитования предприятий. В результате этого объемы кредитования ряда частных коммерческих банков стали падать.
29-го
декабря 1999 года общенациональный
лидер Гейдар Алиев подписал
Указ "О создании Государственного
Нефтяного Фонда
Основный смысл философии создания Нефтяного Фонда заключается в обеспечении справедливого распределения между поколениями нефтяных богатств, дарованных азербайджанскому народу Всевышним. Если одной из целей, поставленных перед Фондом, является сосредоточение и преумножение получаемых от продажи нефти доходов для будущих поколений, то другой - использование этих доходов на благо нынешних поколений с учетом удовлетворения текущих социальных нужд страны, прогресса и потребностей развития экономики.
На основе мудрого решения великого лидера Гейдара Алиева первые средства Нефтяного Фонда были использованы для финансирования мероприятий, направленных на улучшение социально-бытовых условий самой обездоленной и социально уязвимой категории граждан- беженцев и вынужденных переселенцев.
Средняя численность экономически активного населения Азербайджана в 2010 году составила 4026.9 тыс. человек, из них 98.7% были заняты в экономике. Официально зарегистрированный уровень безработицы составил 1.3% (53862 человек). То есть, по официальным данным, в стране практически нет безработицы. По данным государственного статистического комитета Азербайджанской Республики в 2010 году в сельском хозяйстве была занято 1548 тыс. человек, в промышленности - 185.6 тыс. человек, в строительстве - 222.8 тыс. человек, в торговле - 650.4 тыс. человек, в сфере транспорта и связи - 201.8 тыс. человек, в сфере образования - 339.4 тыс. человек, в сфере здравоохранения - 180.5 тыс. человек, в сфере государственной службы, обороны и социального обеспечения - 271.2 тыс. человек, в других отраслях - 373.3 тыс. человек. Примечательно, что в добывающем секторе промышленности, где работает всего 40.4 тыс. человек или 1.7% от общего числа экономически активного населения, было произведено 61.6% ВВП Азербайджана.
По сравнению с 2009 годом доходы государственного бюджета Азербайджана в 2010 году увеличились на 88,8%, а расходы на 76,6%. Удельный вес доходов госбюджета в ВВП Азербайджана, увеличившись на 4%, составил 21,9% от общего объема ВВП, бюджетные расходы, увеличившись на 3,5%, составили 21,3% от ВВП. Бюджетные расходы на одного человека увеличились с 250 манатов до 450 манатов. Государственный бюджет Азербайджана в 2010 году был исполнен с профицитом. Профицит бюджета составил 91,5 млн. манатов $79,6 млн. или 0,5% валового внутреннего продукта. Доходы бюджета достигли 23881.2 млн. манатов $26376,6 млн. при росте за год на 88,8%, расходы – 23789,7 млн. манатов $26297 млн. с ростом на 77%. Доходная часть госбюджета серьезно зависит от потоков нефтедолларов, благодаря которым формируется и часть налоговых поступлений. В 2010 году военный бюджет Азербайджана составил $700 млн.
По итогам 2010 года денежные доходы населения составили 29949.8 млн. манат ($31137 млн.), а денежные расходы - 28006.7 млн манат ($29962 млн.). Темпы их роста составили соответственно 123.4 и 123.0%. Аналогические показатели 2009 года составили соответственно 122.3% и 117.3%. Одновременно следует отметить, что по итогам 2010 года индекс потребительских цен составил 11.4% против 5.4% 2009 года.
В 2010 году среднемесячная номинальная зарплата занятых в экономике составила 141.3 манат ($158), что по сравнению с прошлогодним показателем выросла на 19.8%. Между тем, среднемесячная номинальная зарплата по секторам сильно отличалась. Так, если в сельском хозяйстве она составила 52.4 манат ($58.6), в сфере образования - 78.1 манат ($87.4), в сфере здравоохранения - 67.1 манат ($75.1), в перерабатывающей промышленности - 143 манат ($160.1), в энергетике - 145.1 манат ($162.4), то в добывающей промышленности - 649.3 манат ($726.8). В начале 2010 года число пенсионеров в Азербайджане составило 1399 тыс., среднемесячная пенсия которых составила 28.5 манат ($9.5). В начале 2011 года число пенсионеров составило 1227 тыс., среднемесячная пенсия которых составила 41.1 манат ($46).
После восстановления Азербайджаном независимости важное значение во внешней экономической политике уделялось связям с международными финансово-кредитными и экономическими учреждениями. За истекший период проделана существенная работа в этом направлении. Азербайджан является членом, можно сказать, всех авторитетных международных структур, в т.ч. с 1992-го года - Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, с 1999-го года - Азиатского Банка Развития, и постоянно проводит консультации с этими структурами по экономическим проблемам, вопросам перехода на рыночную экономику, пользуется их финансовыми ресурсами.
2. Банковская система Азербайджана: современное состояние, проблемы и перспективы
После распада Советского Союза, в период первоначальной хаотической трансформации начала 90-х годов, когда механизмы регулирования еще не были выработаны, новые банки росли как грибы. Они не имели надлежащих систем кредитного контроля и риск-менеджмента и нередко использовались владельцами в недобросовестных целях. Это вызвало волну кризисных явлений. Именно с этой целью 24 июня 1997 года Президентом АР был издан специальный Указ «О мерах по углублению банковских реформ», предусматривающий реструктуризацию банков.
Следует отметить, что с начала 90-х годов банковская система Азербайджана прошла в своем развитии три этапа: