Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:50, курс лекций
Термин «стратегическое управление стал использоваться на рубеже 1960—1970-х гг. с целью обозначить различие между управлением операционной деятельностью, которая осуществляется традиционными способами на уровне цеха, отдела, обособленного подразделения, и управлением на уровне фирмы (корпоративным управлением). Впервые методы стратегического управления были разработаны в США в начале 1970-хгг. Вначале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.
Во-первых, это новые методы торговли, передовой опыт крупномасштабного сетевого ритейла. Дальнейшее развитие торговой инфраструктуры.
Во-вторых, это умение поддерживать, сравнительно низкие цены при высоком качестве продаваемых товаров и услуг.
В-третьих, это демонстрация хорошей сочетаемости собственно торговых залов и развлекательных центров и рамках единого торгового комплекса»1.
Преимущества
Внутренний анализ конкурентоспособности основывается на учете конкурентных преимуществ фирмы, которым ключевыми факторами успеха (КФУ) и по которым она, бесспорно, превосходит своих соперников на данный момент времени. КФУ различны для разных отраслей, с трудом поддаются копированию и постоянно меняются.
Концепция КФУ появилась сравнительно недавно (90-е годы) и исходит из положения о том, что за счет усиления этих ключевых факторов можно обеспечить конкурентоспособность компании без больших финансовых затрат.
Основными КФУ для предприятия торговли могут быть следующие:
- производственные: выгодное месторасположение, низкий уровень издержек, высокая эффективность использования ресурсов, эффективные отношения с поставщиками, возможности расширения;
- технологические: передовое оборудование, лицензии, технологические инновации;
- маркетинговые: глубокое знание рынка и потребностей покупателей, низкие цены, эффективная реклама, привлекательный дизайн торговых залов;
- организационные: уровень развития информационной системы, ее способность быстро обеспечивать обработку коммерческой информации; наличие опыта в организации управленческой деятельности, стиль руководства, стимулирование развития персонала, поощрение новаторов
- профессиональные: компетентность персонала, уникальная квалификация первых лиц
- экономические: наличие значительных финансовых ресурсов и или возможностей их привлечения
В итоге КФУ обусловливают преимущества перед конкурентами по издержкам, либо по качеству и степени разнообразия продукции, что обеспечивает более высокую рентабельность использования капитала, чем у конкурентов.
Обычно для розничной торговли выделят пять основных ключевых факторов успеха, необходимых для создания устойчивых конкурентных преимуществ:
- расположение магазина;
- лояльность покупателей
- отношения с поставщиками,
- информационные системы управления
- снижение издержек.
Предполагается, что глубокий анализ всех сторон деятельности компании должен выделить ключевые факторы ее успеха, и на основе их развития и с учетом факторов внешней среды должна строиться конкурентная стратегия.
Как и в других отраслях экономики, в торговле конкурентные стратегии основываются на следующих факторах:
- лидерстве в области издержек в целом по отрасли;
- дифференциации продукта;
- более узконаправленной деятельности, нацеленной на получение конкурентных преимуществ на ограничении сегменте рынка;
- в симбиозе этих стратегий.
В целом стратегия компании должна удовлетворять следующим задачам:
- улучшать возможности в области успешного конкурирования на рынке в занятой нише;
- обеспечивать возможности по созданию конкурентных преимуществ;
- позволять получать сверхприбыль.
Рассмотрим специфику этих стратегий применительно к отрасли розничной торговли.
Стратегия лидерства в низких издержках.
Стратегия ориентирована на получение дополнительной прибыли за счет экономии на затратах (не в ущерб качеству) при значительном увеличении объема продаж, в том числе и по сниженным ценам.
Низкие цены и большие объемы продаж ускоряют процесс реализации товара и позволяют диктовать условия поставщикам.
При этом невысокий уровень издержек служит защитой от ценовой войны с конкурентами, в том числе и по товарам-заменителям, а также гарантирует получение нормальной прибыли и запася финансовой прочности даже при снижении цен.
Низкий уровень издержек достигается в основном за счет следующих факторов:
Экономия от масштаба — снижение средних (или удельных) затрат в длительном периоде, которое происходит по мере увеличения объема выпуска фирмы (при этом все факторы производства являются переменными). Экономия от масштаба имеет место в большинстве отраслей, т.е. с увеличением производства средние затраты в расчете на единицу продукции сокращаются.
Экономия от масштаба может иметь место, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне компании в целом и возникает в силу следующих обстоятельств:
- экономии от увеличения размеров — эксплуатационные затраты растут в меньшей степени, чем производственная мощность;
- экономии от специализации — чем больше объемы деятельности, тем шире можно использовать специализированные службы;
- использования более совершенных производственных методов — с увеличением масштаба можно использовать автоматизированное оборудование,
- экономии на оптовых закупках товаров и расходных материалов — чем больше объемы закупок, тем на большие объемы скидок вынуждены соглашаться поставщики;
- экономии на отдаче от рекламы — при прочих равных условиях ее результатом является больший объем продаж, при финансовой экономии, основой которой является способность крупных фирм мобилизовать капитал на более нм годных условиях;
- управленческой экономии от использования специальных методов управления, таких, как анализ рабочего времени, критического пути, автоматизированного управленческого учета.
Однако при увеличении масштабов деятельности удельные затраты не убывают монотонно. Они могут стабилизироваться в определенной точке (минимально эффективный масштаб) и далее оставаться постоянными или даже расти вследствие растущей сложности в управлении крупной компанией.
На рисунке 1 приведена кривая, характеризующая изменение средних затрат на единицу продукции от объема выпуска.
Рисунок 1- Зависимость затрат на единицу продукции от объема выпуска продукции
U- образная кривая показывает средние издержки в зависимости от объема продаж. На этапе ОХ издержки постепенно минимизируются и экономия от масштаба исчерпывается в точке X. По мере дальнейшего роста объемов деятельности средние издержки могут оставаться и на том же уровне (отрезок bd) или возрастать (отрезок bc) поскольку из-за усложнения процесса управления увеличиваются затраты.
В торговле кроме перечисленных выше преимуществ, мощность сети дает возможность использовать эффективную логистику, в том числе создавать собственные распределительные центры, а также позволяет заключать крупные контракты с мировыми производителями на льготных ценах. Кроме того, это способ добиваться исключения дистрибьюторов из цепочки поставки продукции.
Для экономии затрат и усилий на закупочную деятельность торговые сети создают закупочные союзы, действующие на национальных и мировых рынках.
Вместе с тем получение
При расширении масштаба деятельности
проявляется также так
В конце 1960-х гг. президент консалтинговой фирмы Boston Consulting Group (BCG) Брюс Гендерсон заметил, что в отчетах затратах повторяется одна и та же закономерность - затраты в расчете на единицу продукции снижаются по всем видам, за исключением затрат на покупные материалы и компоненты. Дальнейшие исследования, проведенные BCG, показали, что всякий раз при удвоении производства изделий издержки на единицу продукции в сопоставимых ценах снижались на определенный процент. В производстве интегральных схем и цемента это снижение составляло 30%, электроинструментов — 20% и т.д.
Это связано с тем, что по мере накопления опыта, управляющие и исполнители узнают, как использовать новые технологии наиболее эффективно. Выявляются возможности модернизации используемых технологий. Эту грань технического прогресса называют постижением на практике, а повышение производительности труда и снижение единичных затрат производства при этом считают очень существенным.
Сокращение издержек на единицу продукции при каждом удвоении объемов производства приписывается влиянию следующих факторов:
Вместе с тем стратегия
Тем не менее, именно перечисленные ниже факторы являются основой существования стратегии ежедневных низких цен, которая присуща торговле в формате дискаунтеров и гипермаркетов
Конкурентные преимущества магазинов, поддерживающих ежедневные низкие цены, создаются за счет следующих факторов:
В целом стратегия лидерства в низких издержках в результате приводит к росту производительности труда и соответственно повышению уровня прибыли.
Основные риски, связанные со стратегией низких цен в торговле, обусловлены следующим:
- с инфляцией, удорожающей ресурсы;
- сравнительно небольшим разрывом в ценах с основными конкурентами и возможностью демпинга с их стороны;
- быстрым изменением предпочтений и вкусов покупателей, в т.ч. и по качеству товаров и уровню обслуживания.
Стратегия дифференциации
Стратегия дифференциации ориентирована на создание преимуществ на основе уникальности, максимального разнообразии и высокого качества продукции. В торговле уникальное товарное предложение дает возможность привлечь покупателей дополнительными удобствами, имиджем, снижением издержек потребления. Это и позволяет устанавливать более высокие цены на товары, что при росте объема реализации является основой получения прибыли.