Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:53, курсовая работа
Цель: произвести характеристику экономических стратегий; определить специфические особенности; обозначить основные острые проблемы, связанные с экономическими стратегиями.
Задачи:
1. Изучить сущность экономических процессов организации при стратегическом управлении.
2. Проанализировать выработку стратегии организации.
3. Рассмотреть конкурентные стратегии организации.
Введение 3
Глава I. Сущность экономических процессов организации при стратегическом управлении 5
1.1 Общая концепция стратегического управления 5
1.2 Понятие стратегии организации 7
1.3. Виды стратегий 8
Глава II. Выработка стратегии организации 14
2.1. Базовые (типовые) стратегии организации 14
2.2. Выработка стратегии организации 17
Глава III. Конкурентные стратегии организации 20
Заключение 26
Приложение 27
Список литературы 33
Для
большинства организаций
Известны две стратегии выхода организации на рынок с новым видом товара (услуги):
1. Выход на рынок раньше других или же в числе первых.
Эту стратегию выбирают организации-инноваторы, обладающий высоким научно-техническим потенциалом, имеющие отличных исследователей, дизайнеров, разработчиков, активно поддерживающие дух новаторства в организации к творческой и созидательной работе. При такой стратегии организации вынуждены вкладывать большие средства как в научные, так ив маркетинговые исследования и разработки.
2. Выход на рынок тогда, когда новый продукт уже достаточно закрепился на рынке.
Эта
стратегия для организаций-
V.
По степени активности
поведения организации
во внешней среде
ее стратегия может быть наступательной
или оборонительной.
Наступательная стратегия
направлена на расширение имеющейся
доли рынка, захват новых рынков и сегментов.
Это стратегия ведения агрессивной конкурентной
борьбы. Оборонительная
стратегия нацелена на сохранение рыночной
доли, рынков или сегментов, а также конкурентной
позиции предприятия.
Названные стратегии наряду с другими (группируемые по иным признакам) используются на различных этапах жизненного цикла отрасли. Среди них: начало нового бизнеса, концентрация на единственном бизнесе, интеграция.
VI. Стратегия продукта на отдельных фазах его жизненного цикла. Когда организация создает и реализует свой товар (услугу), она находится под сильным обратным воздействием самого товара, состояние которого определяется тем, в какой части жизненного цикла он находится. Проходя отдельные этапы жизненного цикла (разработка, выведение на рынок, рост, зрелость, насыщение, спад), товар оказывает влияние на все сферы и функции управления организация, требуя их соответствующей модификации в определенную маркетинговую стратегию.
В зависимости от того, в какой фазе находится товар, выбираются формы и методы управления созданием и реализацией его на рынке, определяются цели и стратегии по отношению к нему, строятся управленческие и информационные схемы и т. п. Например, если на стадии разработки товара (услуги) стиль управления должен быть творческим, формы организации труда гибкими, а принятие решения должно включать большую степень риска, то на стадии зрелости управление скорее всего будет исключать импровизацию и риск, к тому же оно должно жестко ориентироваться на финансовые аспекты производства и сбыта для обеспечениня максимально возможного поступления денет.
Можно выделить три уровня влияния жизненного цикла товара на стратегические решения всей организации.
Первый уровень — общая стратегия поведения организации. В данном случае фаза, на которой находится товар (услуга), влияет на выбор стратегии поведения организации в среде: возьмет ли она курс на диверсификацию, на расширение рынков, либо же выберет стратегию сокращения. Хотя продукт существенно влияет на выбор стратегии организации, необходимо помнить, что имеется еще несколько мощных факторов, определяющих выбор общей стратегий фирмы.
Второй уровень стратегических решений связан собственно с самим продуктом и касается того, что делать с этим товаром (услугой), какие изменения вносить в его производство, что менять в содержании продукта.
Например, по отношению к товару в фазе зрелости могут быть применены следующие стратегии.
Третий уровень — маркетинговые стратегии, определяющие, как должна работать маркетинговая подсистема организации на различных фазах жизни товара.
В целом, нужно иметь в виду, что большинство стратегий определяется не по одному из признаков, а с учетом многих факторов и является комбинированными.
В любом случае при выборе и реализаций стратегии организации речь идет о важнейшей составляющей ее управления — планировании.
Глава II. Выработка стратегии организации
2.1. Базовые (типовые) стратегии организации
Экономическая
стратегия организации
— генеральный план действий, определяющий
экономическое развитие организации в
будущем. Она включает: приоритеты стратегических
задач, ресурсы, последовательность шагов
по достижению стратегических целей.
Существует понятие «министратегии» организации, которая состоит из трех элементов и служит своеобразным мостом от стратегии организации к ее тактической деятельности: миссия, цели и стратегические приоритеты.
Все многообразие стратегий, которые демонстрируют коммерческие организации в реальной жизни, является различными модификациями четырех базовых (типовых) стратегий, характеристика которых представлена на рис. 1.6. (см. приложение).
2.1.
Стратегия концентрированного
роста основана на возмож
ности эффективного развития на базе концентрации
и специализа
ции производства, ее целесообразно использовать
когда организа
ция не исчерпала возможности уже освоенной
продукции и рынков.
2.2.
Стратегия интегрированного
роста используется для приоб
ретения контроля над стратегически важными
звеньями процессов
производства и реализации продукции,
ограничения уровня конку
ренции, улучшения качества продукции,
снижения себестоимости и
усиления позиции организации в отрасли.
2.2.2.1. Стратегия прямой (прогрессивной) вертикальной интеграции означает усиление контроля над структурами, находящимися между организацией и конечным потребителем. Может иметь место ситуация, когда существует большое количество фирм, оказывающих посреднические услуги по продаже товара, однако отсутствует посредник с необходимым уровнем оказания услуг. Например, организация, производящая листовой прокат, приобретает или создает фирму, производящую из этой же стали емкости для хранения нефтепродуктов.
2.2.2.2. Стратегия обратной (регрессивной) вертикальной интеграции подразумевает под собой объединение с поставщиками комплектующих, дефицитных видов ресурсов (например, завод по производству автомобилей приобретает фирму-поставщика комплектующих узлов).
2.3. Стратегия диверсифицированного роста оправдана для распределения рисков между различными видами деятельности организации, а также при стремлении покинуть стажирующий (сокращающийся) рынок.
3. Базовая стратегия сокращения используется, когда организация нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста для повышения эффективности в условиях спада или кардинальных изменений во внешней среде. К данной стратегии прибегают организации, когда показатели деятельности имеют устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не меняют этой тенденции; характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом.
3.2. Стратегия «отсечение лишнего» применяется в случае, когда организации выгодно избавиться (отделить от себя) от некоторых неэффективных подразделений (видов деятельности).
4. Базовой комбинированной стратегии придерживаются крупные компании (например продажа одного производства и приобретение других). Данная стратегия может представлять собой любое сочетание рассмотренных 1-й, 2-й и 3-й базовых стратегий.
2.2. Выработка стратегии организации
Выбор стратегии — центральный момент принятия экономического решения.
Очевидно, что одну и ту же цель можно достигать различными способами. Например, можно наращивать прибыль путем снижения издержек, а можно простым увеличением цены. Но можно добиться этого и путем увеличения спроса, повышая полезность для потребителя производимого организацией продукта.
Выбор способа достижения цели и будет являться решением по поводу стратегии организации. Если установление целей отвечает на вопрос, к чему организация будет стремиться, если план действий по достижению цели отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы достичь поставленной цели, то стратегия отвечает на вопрос, каким из возможных способов, как организация будет идти к достижению цели.