Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном и по факторном анализе продукции и товарооборота на предприятии общественного питания действующего в условиях рыночных отношений.
В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:
- провести анализ теории понятий продукции и товарооборота на предприятия общественного питания с экономической точки зрения;
- рассмотреть объем, динамику и скорость продукции в структуре товарооборота коммерческого предприятия общественного питания;
- охарактеризовать ряд показателей товарооборота и выпуска продукции в отрасли общественного питания;
- определить основные направления в планировании товарного оборота и выпуска продукции на предприятиях общепита;
Введение
1. Характеристика предприятия питания
1.1 Цели создания предприятий общественного питания и значения их развития
1.2 Показатели деятельности предприятия общественного питания, их экономическая характеристика
1.3 Экономически-организационная характеристика предприятия питания
1.4 Организационно-правовая и экономическая характеристика ресторана «Белый олеандр»
2. Планирование показателей общественного питания
2.1 Анализ товарооборота предприятия общественного питания
2.2 Планирование товарооборота общественного питания
2.3 Планирование снабжения предприятия общественного питания
Заключение
Список литературы
- исходя из производственной мощности и степени ее использования;
- основанный на расчете и прогнозировании удельных весов первых, вторых, третьих и холодных блюд в их общем количестве;
- основанный
на расчете и прогнозировании
коэффициентов комплексности (
На предприятиях (структурных подразделениях) с изменяющимся контингентом потребителей используется расчет количества блюд, фактически выпущенных в отчетном (базисном) периоде на одно место в день:
ВБм = ВБб : (Чм * Дб), где
ВБм – выпуск блюд ( первых, вторых и прочих) на одно место в день, тыс. блюд.
ВБб – реализация блюд в отчетном (базисном) периоде, тыс. блюд;
Чм – это количество мест зала в отчетном (базисном) периоде.
Дб – количество дней работы предприятия в отчетном (базисном) периоде;
Для расчета годового (квартального, месячного) плана выпуска блюд используют формулу
ВБп = ВБм * Чп * Дп * Кбм, где
ВБм – выпуск блюд ( первых, вторых и прочих) на одно место в день, тыс. блюд.
ВБп – плановый выпуск блюд за период, тыс. блюд;
Чп – среднедневное количество потребителей в плановом периоде, чел;
Дп – количество дней работы ресторана в плановом периоде;
Кбм – это коэффициент изменения количества потребляемых блюд в расчете среднем на одно место в день (этот коэффициент характеризует повышение или снижение степени использования одного места потребления).
Например, количество мест в обеденном зале ресторана «Белый олеандр» 50, в базисном году ресторан работал 340 дней, фактический выпуск блюд составил 130200 ед. В планируемом году в связи с реконструкцией помещения число мест увеличится на 10, количество рабочих дней составит 350, коэффициент изменения количества потребляемых блюд в среднем на одно место в день – 1,05, средняя цена блюда – 120,3 руб. Удельный вес прочей продукции в обороте по продукции собственного производства запланирован 8%, доля покупных товаров в розничном обороте – 15%.
Определим выпуск блюд в базисном периоде на одно место в день.
Он составит 7,65 (130200 : (50 * 340)).Используя полученный результат, можно рассчитать годовой план выпуска блюд, он составит 16,8682 (7,65* (50 + 10) * 350 * 1,05). Умножив плановый выпуск блюд на среднюю цену одного блюда, рассчитаем плановый оборот по обеденной продукции, который будет равен 20,292504 млн. руб. (168682* 120,3). Затем определим оборот по продукции собственного производства, который составит 22,057 млн. руб. (20,292 : (100 – 8)).
А розничный оборот будет запланирован 25,9494 млн. руб. (22,057 : (100 – 15)). Оборот по покупным товарам составит 3,892400 млн. руб. (25,949 – 22,057).
Оборот по оптовой реализации продукции собственного производства планируют только те предприятия, которые имеют для этого производственные мощности, специальные кадры. Этот вид товарооборота планируется с учетом заказов предприятий – потребителей полуфабрикатов и другой продукции собственного производства.
При планировании товарооборота предприятия питания используются различные экономико-статистические методы. Они основаны на расчете разнообразных средних величин и их экстраполяции на прогнозируемый период.
В
практике планирование и прогнозирование
товарооборота применяется
На
основании выровненных
С = (Кп - К1)/ (п - 1), где
С
– среднегодовое изменение
Кп – последний показатель выровненного ряда;
К1 – первый показатель;
п
– число выровненных
Прогнозируемый
темп прироста товарооборота на следующий
год определяется по формуле:
Кпр = Кп + 2*С, где
Кпр – темп прироста планируемого товарооборота.
Планируемый
объем товарооборота
Тплан = Тотч (100 + Кпр), где
Тплан – планируемый товарооборот;
Тотч – фактический товарооборот отчетного года;
Кпр – планируемый темп прироста товарооборота.
Произведем расчет цепных темпов прироста по данным таблицы.
Таблица 4.
Информация для расчета прогнозируемого товарооборота
Год | Условные обозначения | Товарооборот млн. руб. | Темп роста, в % | Цепные темпы прироста |
1-ый | К1 | 1853,2 | ___ | ___ |
2-ой | К2 | 2141,5 | 115,6 | 15,6 |
3-ий | К3 | 2620,7 | 141,4 | 22,4 |
4-ый | К4 | 3105,2 | 167,6 | 18,5 |
5-ый | К5 | 3387,5 | 174,4 | 19,8 |
6-ой | К6 | 3611,9 | 194,6 | 20,1 |
Показатели выровненного ряда:
К1 = (15,6 + 22,4 + 18,5)\3= 18,83
К2 = (22,4 + 18,5 +19,8)\3 = 20,23
К3 = (18,5 + 19,8 + 20,1)\3 = 19,46
Среднегодовое изменение темпа прироста товарооборота:
= (19,46 – 18,83) \3-1= 0,315
Темп прироста товарооборота в планируемом году:
Кпр = 19,46 + 2 * 0,315= 20,09%
Прогнозируемый объем товарооборота:
Тплан = 3611,9 *20,09\100 =7256,3 млн. руб.
2.3
Планирование снабжения
предприятий общественного
питания
Для работы предприятий общественного питания необходимо снабжение их сырьем, полуфабрикатами, покупными товарами в определенном количестве и ассортименте для обеспечения выпуска кулинарной продукции и товарооборота.
Поступление необходимого количества сырья и товаров на предприятия общественного питания определяются балансовым методом. Для этого составляется продуктовый баланс на год по каждой товарной группе и в целом по предприятию питания.
Продуктовый баланс – форма планового расчета, в котором приводятся в соответствии потребность в сырье и товарах и ее удовлетворение. Продуктовый баланс содержит результаты расчета объема поступления необходимых продуктов на предприятие для обеспечения его нормальной производительно – торговой деятельности. Он позволяет также обеспечить взаимную увязку и установить правильные пропорции между поступлением, расходом продуктов и запасами сырья и товаров. Продуктовый баланс складывается из следующих составных элементов: запасов на начало периода, потребности (расход), поступления, запасов на конец периода.
Запасы сырья и товаров на начало планового периода рассчитываются как ожидаемые на конец отчетного периода. Запасы на конец планового периода определяются по нормативам. На основании рассчитанной потребности в продуктах и установленных запасах начало и конец планового периода определяют план поступления сырья, полуфабрикатов, покупных товаров, т.е. товарное обеспечение товарооборота предприятия питания.
Величина поступления рассчитывается по формуле:
П = Р + Зк – Зн, где
П – величина поступление;
Р – реализация (расход) сырья и товаров;
Зк, Зн – запасы на начало и конец периода.
Продуктовый баланс составляется в натуральном и стоимостном выражении.
План товарного обеспечения, составленный по предприятию, должен быть основой для представления заявки на сырье и товары. Снабжение предприятий питания осуществляется в соответствии с их заявками исходя из объема выпуска продукции собственного производства и реализации покупных товаров с учетом спроса потребителей.
Таблица 5.
Продуктовый баланс по ресторану «Белый олеандр» за 2009 -2010 гг.
Показатели | 2009 год | 2010 год | Отклонение в сумме (+,–) | Влияние на изменение товарооборота (+,–) |
Запасы товаров на начало года | 209,2 | 243,0 | +33,8 | +33,8 |
Поступление товаров | 2,6563 | 3,1693 | +513,0 | +513,0 |
Прочее выбытие товаров | 1,8 | 1,0 | -0,8 | +0,8 |
Запасы товаров на конец года | 243,0 | 306,1 | +63,1 | -63,1 |
Величина товарооборота предприятия | 2,6207 | 3,1052 | +484,5 | +484,5 |
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в ресторан (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. руб.).
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в ресторан товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с рестораном договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в ресторан в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в ресторане, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
В
предприятии в 2010 году прочее выбытие
товаров снизилось по сравнению
с 2009 годом на 0,8 тыс. руб. Прочее выбытие
товаров включило товарные потери,
бой, лом, недостачу товаров. Следует
назвать работу ресторана по снижению
прочего выбытия товаров в 2010 году положительной.
Заключение
В
данной курсовой работе представлены
сведения о производственно-
· Динамики товарооборота за 2008-2010 гг.;
· Ритмичность развития розничного товарооборота по месяцам;
· Анализ розничного товарооборота по товарным группам;
· Составлен план выпуска продукции собственного производства;
· Рассчитан прогнозируемый объём товарооборота;
· Исследован продуктовый баланс за 2009-2010гг.
К задачам анализа продукции и товарооборота на предприятиях общественного питания относятся: контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности выполнения плана товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям отрасли; изучение динамики товарооборота в общепите за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота; изучение качества обслуживания населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.
Информация о работе Экономические показатели деятельности предприятия общественного питания