Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретически и практически рассмотреть экономическую устойчивость предприятия. Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо:
- рассмотреть внешнюю среду фирмы и ее влияние на экономическую устойчивость;
- выявить критерии экономической устойчивости фирмы;
- раскрыть устойчивость производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности;
- в практической часть дать анализ деятельности конкретного предприятия и его устойчивости в экономической деятельности.
Введение 3
1 Внешняя среда фирмы и её влияние на экономическую устойчивость. 5
1.1 Характеристика внешней среды фирмы 5
1.2 Прямые и косвенные факторы внешней среды. Их влияние на экономическую устойчивость предприятия. 7
2 Критерии экономической устойчивости фирмы. 12
3 Устойчивость производственно-хозяйственной деятельности. 13
4 Устойчивость коммерческой и финансовой деятельности. 16
Индивидуальное задание 22
1 Анализ капитала и имущества предприятия 22
2 Анализ финансовой устойчивости 25
3 Анализ платежеспособности 26
4 Деловая активность организации 27
5 Эффективность деятельности 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 1 33
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ | |||||||
Северный
государственный медицинский | |||||||
Институт менеджмента | |||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА | |||||||
по
дисциплине Экономика
предприятия на тему: | |||||||
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ» | |||||||
студентки
Гурчиани И.А. шифр: ФЗВ – 081802 специальность: 081800 «Финансы и кредит» курс 6 форма обучения: заочная Проверила: Стрелкова Е.А. | |||||||
Архангельск | |||||||
2010 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Особенностью функционирования промышленных предприятий в современных условиях является их постоянная зависимость от всех субъектов совокупности общей инфраструктуры. Предприятие в процессе производственно-хозяйственной деятельности постоянно вступает в прямые и косвенные взаимоотношения с поставщиками сырья (материалов), комплектующих изделий, потребителями готовой продукции и конкурентами. Последние, исходя из цели любого предприятия, – создать своего потребителя, стараются укрепить свое положение на рынке, ослабляя тем самым положение других предприятий. Предприятия всех сфер производства, в том числе и промышленности, как и раньше, в основном остаются наедине со своими проблемами.
Естественно, что в таких условиях их деятельность невозможно защитить от нежелательных потрясений. Поэтому, возникают проблемы защищенности деятельности предприятия от отрицательных влияний внешней среды, а также способности быстро устранить разновариантные угрозы или приспособление к существующим условиям, которые не сказываются отрицательно на его деятельности. Решение данных вопросов представляет собой экономическую безопасность предприятия. Содержание данного понятия включает в себя систему мер, обеспечивающих конкурентоустойчивость и экономическую стабильность (устойчивость предприятия). Именно последней проблеме и посвящена данная курсовая работа.
Под экономической устойчивостью предприятия понимается – равновесное сбалансированное состояние экономических ресурсов, которое обеспечивает стабильную прибыльность и нормальные условия для расширенного воспроизводства устойчивого экономического роста, в длительной перспективе, с учетом важнейших внешних факторов.
Вышесказанное доказывает, что тема курсовой работы актуальна.
Цель курсовой работы – теоретически и практически рассмотреть экономическую устойчивость предприятия. Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо:
- рассмотреть внешнюю среду фирмы и ее влияние на экономическую устойчивость;
- выявить критерии экономической устойчивости фирмы;
- раскрыть устойчивость производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности;
- в практической часть дать анализ деятельности конкретного предприятия и его устойчивости в экономической деятельности.
Источниками информации для написания курсовой работы послужили базовая учебная литература, периодические издания, Internet-ресурс, прочие актуальные источники информации.
1 Внешняя среда фирмы и её влияние на экономическую устойчивость.
Результаты деятельности хозяйствующего субъекта в значительной степени определяются его внешней средой. Внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, отражают действие экономических законов. Поэтому необходимы знание этой среды и умение реагировать на ее изменения и воздействовать на внутренние структуры хозяйствующего субъекта. Сама фирма, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Исходя из этого хозяйствующий субъект вынужден приспосабливаться к этой среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность. [2]
Внешняя среда фирмы может быть определена как множество сил и субъектов (назовем их факторами воздействия внешней среды), которые оказывают непосредственное или опосредованное влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами. [1]
Рассмотрим основные характеристики факторов внешней среды. Можно выделить четыре основные сущностные характеристики факторов внешней среды: 1) взаимосвязанность; 2) сложность; 3) подвижность; 4) неопределенность.
Взаимосвязанность факторов внешней среды — это взаимовлияние различных факторов в процессе функционирования фирмы. В качестве примера этого взаимовлияния можно назвать рост таможенных пошлин, который влечет за собой рост цен; рост цен на нефть, газ, электричество влечет за собой повышение цен почти на все товары и т.д.
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, которые могут оказать существенное влияние на хозяйственную деятельность фирмы и на которые фирма обязана реагировать. Если, например, фирма имеет многочисленных конкурентов, сложную систему поставок и ускоренно проводит технологические изменения, можно утверждать, что эта фирма находится в более сложном положении, чем фирма, имеющая лишь нескольких поставщиков, нескольких конкурентов и работающая в условиях замедленного изменения технологии.
Подвижность внешней среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружении фирмы. Многие исследователи указывают, что окружение современных предприятий и фирм изменяется с нарастающей скоростью. Однако притом, что эта тенденция является общей, есть фирмы, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Быстрые изменения происходят, например, в авиакосмической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологиях и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство традиционных строительных материалов, первичную переработку продукции сельского хозяйства.
Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений фирмы и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью внешней среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения; с другой стороны, производственный отдел может функционировать в относительно медленно изменяющейся внешней среде, характеризующейся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной внешней среды, фирмы и их подразделения должны опираться на весьма разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.
Неопределенность внешней среды определяется объемом информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора, а также степенью достоверности этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, внешняя среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда есть основания считать информацию высоконадежной. Поскольку сфера предпринимательства и товарные рынки становятся глобальными и требуется все больший объем разнообразной информации, то уверенность в ее точности снижается. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.[1]
В общем виде все разнообразные факторы внешней среды можно разделить на две основные группы — прямые и косвенные. Факторы, оказывающие немедленное и непосредственное влияние на фирму, относятся к среде прямого воздействия; все другие, оказывающие опосредованное влияние на фирму, — к среде косвенного воздействия. Таким образом, следует различать два уровня внешней среды, оказывающих различное влияние на функционирование фирмы (рис. 1).[1]
Рис. 1. Внешняя среда фирмы: I уровень — среда прямого воздействия; II уровень — среда косвенного воздействия
Взаимодействие хозяйствующего субъекта с различными факторами внешней среды представлено на рис. 2.
Рис. 2. Основные факторы внешней среды
Все перечисленные факторы (укрупненной группировки) оказывают как прямое воздействие на результаты деятельности хозяйствующего субъекта, так и косвенное.
К факторам прямого воздействия относятся: государственные органы управления, поставщики, потребители, конкуренты. Они непосредственно влияют на принятие решений хозяйствующего субъекта в сфере хозяйственной деятельности, выступая в определенной степени спектром некоторых ограничений. Государство регулирует экономическую деятельность через законодательные и нормативные акты, постановления правительства, налоговые льготы, субсидии, ставки, проценты и т.д.
Фактор «поставщики» можно подразделить на поставщиков материальных ресурсов, технологий, техники, персонала, финансов.
Поставщики материальных
Не менее важным фактором в данной группе является фактор «Поставщики технологий, техники». Проблемы невысокой платежеспособности, низкой инвестиционной активности, недостаточность финансовых ресурсов в машиностроительном комплексе приводят к тому, что хозяйствующий субъект закупает не самое передовое оборудование. Продукция становится неконкурентоспособной по цене, использование заниженных норм амортизации приводит к потере общей конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Использование высокопроизводительных машин и оборудования, более экономичных в эксплуатации, но более дорогих по цене, становится возможным только посредством лизинга.
Фактор «Поставщики персонала» стратегически очень важен. Чтобы сформировать производственный коллектив высокопрофессиональных работников, мобильный, гибкий, способный к быстрой адаптации изменениям рыночной инфраструктуры, должна быть проведена большая кропотливая работа по планированию и подбору персонала через центры занятости, агентства по подбору и подготовке, переподготовке кадров.