Экономическая сущность лизинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании экономической сущности лизинга, места и роли лизинга в рыночной экономике, особенностей становления и развития лизинговых отношений в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;
раскрыть преимущества и недостатки лизинга;
провести анализ и определить тенденции развития лизинга в России;
исследовать порядок расчета лизинговых платежей;
предложить мероприятия по совершенствованию и развитию лизинга.

Содержание

Введение

1. Экономическая сущность и значение лизинга

1.1 Понятие, сущность и виды лизинга

1.2 Преимущества и недостатки лизинга

2. Анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России

2.1 Особенности мирового развития лизинга

2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России

3. Мероприятия по совершенствованию и перспективы развития рынка лизинга

3.1 Проблемы рынка лизинговых услуг и перспективы его развития

3.2 Порядок расчета лизинговых платежей

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

bestref-185582.doc

— 654.00 Кб (Скачать)
 

     Решение данных проблем, а также устранение иных пробелов в сфере законодательного и налогового регулирования лизинговой деятельности могли бы дать существенный толчок быстро растущему рынку. К 2008г. рынок лизинга может вырасти до 33 млрд.долл., если будут решены основные правовые проблемы (рис.8). 

     

     Рис.8. Прогноз развития рынка лизинга к 2008г. при условии решения правовых проблем

 

      Среди значимых изменений в законодательстве для лизинговых компаний в 2006 году можно отметить следующие два: включение статьи «Доходные вложения в материальные ценности» в состав основных средств для бухгалтерского учета, что привело к обложению объектов лизинга налогом на имущество и, как следствие, отразилось на общей стоимости договоров лизинга; и изменения в Налоговом кодексе РФ, касающиеся определения налоговой базы по НДС: с 1 января 2006 года - только по отгрузке.

     Решение наиболее насущных проблем рынка  могло бы в течение ближайших 4 лет привести к росту рынка  в 5-7 раз. В случае, если проблемы решены не будут, рынок вырастет максимум в 2,5-3 раза (рис.9).  

     

     Рис.9. Сценарии роста лизингового рынка в России  

     Наш прогноз построен при предположении, что при реализации пессимистичного  варианта средние темпы прироста рынка составят 25-30% в год, оптимистичный - при среднегодовых темпах прироста в 50-60%. Сами лизинговые компании настроены скорее оптимистично. Всего лишь 6,7% из тех, кто дали ответы оценивает рост своего портфеля не более чем в три раза за 4 года. Подавляющее большинство компаний - 2/3 от числа поделившихся своими планами на будущее, рассчитывают увеличить портфель в 2-3 раза уже к концу 2008 г. и в 3-5 раз к концу 2010 года. А примерно четверть компаний планирует к концу 2010 года нарастить портфель сделок более чем в 5 раз (табл.5).

     Задел для бурного развития действительно  есть. В большинстве развитых стран  доля лизинга в ВВП составляет от 2 до 6%, и мы только-только подошли к нижней планке. Решение налоговых и юридических проблем могло бы привлечь на рынок новую, массовую волну лизингополучателей, не вынуждая лизинговые компании работать преимущественно со старыми клиентами, как это происходит сегодня. Кроме того, значительный потенциал роста рынка связан с наличием достаточно большого числа перспективных ниш. 

     Таблица 5

     Оценка лизинговыми компаниями темпов роста своего портфеля до конца 2010 г.10

Более чем в 5 раз к 2010 Прогресс-Нева Лизинг, Приват-Лизинг, Муниципальная  инвестиционная компания, Стоун-XXI, Росдорлизинг, Лизинг-Трейд, Бизнес-Альянс, Атлант-М  Лизинг
в 2-3 раза к 2008, в 3-5 раз и более к 2010 РЕСОТРАСТ, РМБ-Лизинг, Райффайзен-Лизинг, РБ-Лизинг, Премьер-Лизинг, Поволжский лизинговый центр, Первая лизинговая компания (Тверь), Петроконсалт, Локат  Лизинг Руссия, Экспресс-Волга Лизинг, ЭКСПО-Лизинг, УК Объединенный лизинг, Универсальная лизинговая компания, ТАЛК, МЛК «СФГ- Лизинг», Русское общество содействия лизингу, Галс, Лизинговая компания Сибири, ЛК КАМАЗ, ВКМ- Лизинг
Менее чем в 3 раза к 2010 г. Интерлизинг, Верхневолжская лизинговая компания
 

     В ближайшие несколько лет одним из наиболее быстрорастущих сегментов будет оставаться лизинг энергетического оборудования. Постепенно будет набирать вес лизинг недвижимости. При благоприятной ситуации его доля в совокупном портфеле лизинговых компаний к 2010 г. достигнет 7-9%.

     Достаточно  высок потенциал сегментов лизинга  транспортных средств, как повсеместно  популярного автолизинга, так и  авиализинга, лизинга судов и  лизинга подвижного и тягового состава. Одной из последних тенденций  данного рынка стал возрастающий спрос на локомотивы, тепловозы. По некоторым оценкам, до 2010 года рынок подвижного состава достигнет в объеме 150 млрд. рублей, не считая тягового сектора. Отсюда можно сделать вывод, что потенциал у него довольно большой. В ближайшие 2-3 года будет наблюдаться рост грузоперевозок, консолидация парка ж/д техники в руках ведущих компаний-перевозчиков, резкое старение подвижного состава, рост дефицита на определенные виды вагонов в связи с ограниченными возможностями производителей. В случае последовательных шагов реформы РЖД ожидается заметный рост интереса к сектору локомотивов, тепловозов, электровозов.

     С каждым годом все более интересным для лизинговых компаний становится и лизинг сельскохозяйственной техники. Руководители современных аграрных холдингов - грамотные в финансовом вопросе специалисты. Они понимают и используют возможности современных инструментов. Для небольших хозяйств лизинг, прежде всего, способ приобретения техники.

     Перспективы развития лизинга промышленного оборудования также представляются достаточно позитивными, прежде всего за счет развития проектного финансирования. Сейчас все предприятия, которые могли обновить мощности, уже это сделали. Следующий этап - их расширение, которое потребует серьезного рефинансирования. И если банки в большинстве своем не готовы браться за подобные проекты из-за их высокой рискованности, то для лизинговых компаний это может стать новым направлением работы, которое потребует развития проектных подходов и сотрудничества между лизинговыми компаниями - далеко не все проекты будет под силу поднять одному игроку.

     Развитие  рынка будет связано также  с появлением и распространением новых продуктов. Как показывает мировая практика, чем дальше развивается  рынок, тем более востребованными  становятся оперативный лизинг, а затем и венчурный лизинг. И если первый в России уже существует, то второй только-только зарождается. Развитие венчурного лизинга в России станет закономерным этапом развития подходов проектного финансирования и потребует от лизинговых компаний использования новых для них приемов. И, прежде всего, работа с ценными бумагами лизингополучателей. Новые масштабы потребуют и новых источников финансирования, в том числе активной секьюритизации лизинговых сделок, широко распространенной на Западе. Она заключается в том, что лизинговая компания передает специальной секьюритизационной компании, обладающей более высоким уровнем кредитоспособности, чем лизингодатель, активы, под которые та выпускает ценные бумаги, которые обращаются на рынке. При этом лизинговая компания продолжает обслуживать лизингополучателя и получать свои комиссионные доходы, высвобождая при этом финансирование для работы по новым проектам. Несмотря на то, что первые попытки в России уже предпринимаются, реальное распространение секьюритизации лизинговых сделок можно ожидать не ранее чем к 2009-2010 - вряд ли стоит рассчитывать, что необходимая для этого законодательная (и в т.ч. налоговая) база будет принята раньше.

     Также развитие рынка будет, по всей видимости, связано с дальнейшим формированием групп лизинговых компаний и разделением специализации внутри них. Причем, если сейчас оно происходит преимущественно по отраслевому признаку, то в дальнейшем к нему добавится разделение по клиентам. Одни будут работать с малым бизнесом, другие со средним, третьи - с крупными проектами. Сейчас такие цепочки передачи клиентов уже есть, но пока они в основном существуют между группами компаний. При этом в целом деятельность групп будет оставаться достаточно широко диверсифицированной в силу цикличности инвестиционного спроса.

     Спрогнозировать развитие рынка лизинга можно  и на основании цикличности развития экономики. Цикличность развития экономики доказана давно. Исследования рынка лизинга, проводимые рейтинговым агентством «Эксперт РА» с 2002 года, позволяют утверждать, что волновая теория развития характерна и для этого финансового рынка. На лизинговом рынке к 2006 году длина экономического цикла достигла примерно пяти лет, между тем в ближайшее время она может удлиниться до 7-9 лет. Во время становления российского лизингового рынка длина волны на нем определялась практически только средними сроками заключенных договоров и инфляционными ожиданиями участников лизинговых сделок. В настоящее время определяющим фактором становится решение инфраструктурных проблем в экономике и рост инвестиционного спроса.

     Первый  этап. (1998-2001). Периодом зарождения российского рынка лизинга в современном виде можно считать 1998-99 гг. Кризис 1998 г. стал первой предпосылкой к росту лизинга в России и превращению его в действенный инструмент финансирования реального сектора экономики. Дефолт 17 августа 1998 года и девальвация рубля обусловили возникновение проблем с финансовыми ресурсами у большинства российских предприятий. Они оказались не способны оплачивать приобретаемые средства производства в полном объеме, особенно импортные, подорожавшие наиболее сильно вследствие девальвации. При жестких ресурсных ограничениях инвестиционные решения определялись задачами повышения качества продукции и ее соответствия современным стандартам, расширения ассортимента, а также технологическими аспектами снижения себестоимости. Инвестиционная деятельность ориентировалась, главным образом, на активное использование в производстве конкурентоспособных резервных мощностей и модернизацию техники. Между тем, потенциал использования существовавших производственных мощностей был практически исчерпан, поскольку значительная часть оборудования не могла быть задействована из-за морального и физического износа. Отсутствие возможности своевременной замены основного капитала сопровождалось продлением сроков использования неэффективных машин и оборудования. Во многих случаях основные фонды ликвидировались только при практически полной невозможности их дальнейшей эксплуатации. Такая ситуация стала основой для формирования масштабного спроса на долгосрочное заемное финансирование, в том числе и на лизинг. С точки зрения лизинговых компаний такой спрос был особенно благоприятен, поскольку имел (и имеет) место на фоне макроэкономической стабильности и роста российской экономики. Таким образом, 1998 год стал переломным моментом в развитии российского рынка лизинга и его превращении из единичной услуги в массовый продукт. Послекризисные тенденции поддерживали развитие лизинга на протяжении 1998-2002 гг., и позволили этому инструменту получить относительно широкую известность.

     Второй  этап. (2002-2005). В 2002 году развитие рынка лизинга получило несколько дополнительных импульсов. В начале 2002 года были внесены существенные изменения в законодательство. Новая версия закона «О лизинге» была приведена в соответствие с другими законодательными актами, в том числе с Налоговым кодексом, что усилило эффективность правового обеспечения лизинговой деятельности. С отменой лицензирования были сняты бюрократические барьеры на пути развития лизинговых компаний. Однако самым существенным толчком для развития лизинга стала отмена с 2002 года налоговой льготы по капиталовложениям для предприятий. В результате при приобретении основных фондов за счет собственных средств компании утратили право относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. На себестоимость стало возможным относить только проценты по банковскому кредиту. Таким образом, только при использовании механизма лизинга, у предприятий осталось право относить затраты на перевооружение производства на себестоимость своей продукции в полном объеме.

     В 2003 году лизинг закрепился как «массовый» инструмент финансирования реального сектора экономики. Это характеризовалось, во-первых, тем, что в 2003 г. заметно удлинились сроки лизинговых сделок - сделки в рублях на срок до пяти лет стали нормальной практикой. Во-вторых, вследствие быстрого роста бизнеса лизинговых компаний, появления новых компаний и вследствие увеличения их доступа к различным источникам финансирования выросла конкуренция на рынке лизинга. Благодаря этому лизинг стал доступен для более широкого круга заемщиков. Несмотря на стремительные темпы развития лизинга в России, специфика этого инструмента, его уникальные преимущества на фоне других финансовых инструментов, оставались не вполне ясны для многих потенциальных участников лизинговых сделок (заемщиков, производителей оборудования, инвесторов). Дефицит информации о лизинге, практически полное отсутствие систематизированных данных как о рынке финансовой аренды в целом, так и о деятельности отдельных лизинговых компаний, являлись существенными препятствиями на пути развития российского лизингового рынка. Кроме того, снизилось стимулирующее значение фактора острой потребности в инвестициях, поскольку с ростом инвестиционной привлекательности России, для компаний стал доступен более широкий круг финансовых инструментов, более выгодные условия займов. Доля собственных средств в инвестициях в основной капитал стала снижаться, а доля заемных - возрастать. В этих условиях лизинг стал развиваться в большей степени за счет своих «классических» клиентов - предприятий среднего и малого бизнеса, производящих продукцию относительно высокого уровня переработки, ориентированную на внутренний рынок.

Информация о работе Экономическая сущность лизинга