Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:27, курсовая работа
Цель данной работы состоит в исследовании экономической сущности лизинга, места и роли лизинга в рыночной экономике, особенностей становления и развития лизинговых отношений в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;
раскрыть преимущества и недостатки лизинга;
провести анализ и определить тенденции развития лизинга в России;
исследовать порядок расчета лизинговых платежей;
предложить мероприятия по совершенствованию и развитию лизинга.
Введение
1. Экономическая сущность и значение лизинга
1.1 Понятие, сущность и виды лизинга
1.2 Преимущества и недостатки лизинга
2. Анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России
2.1 Особенности мирового развития лизинга
2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России
3. Мероприятия по совершенствованию и перспективы развития рынка лизинга
3.1 Проблемы рынка лизинговых услуг и перспективы его развития
3.2 Порядок расчета лизинговых платежей
Заключение
Список литературы
Приложения
Веру в надежность лизинга было решено подкрепить эффективным менеджментом. Руководители обеих компаний хорошо известны в России. Новые компании заявляют амбициозные планы: «ФБ Лизинг» намерена довести ежегодный размер лизингового портфеля до 600 млн. долл., «ИНГ Лизинг» - до 1 млрд. долл. уже в ближайшие год-два. На практике пока дальше всех продвинулся «Локат Лизинг», за год нарастив портфель с нуля до 55 млн. долл. и заняв 26-е место в нашем рейтинге. Эти планы выглядят реалистичными, учитывая доступ компаний к огромным и дешевым финансовым ресурсам материнских структур. Правда, сдерживающим фактором могут стать повышенные требования к надежности сделок: компании планируют работать лишь с наиболее ликвидными объектами, такими как авто- и железнодорожный транспорт. А конкуренция в этих сегментах уже сейчас довольно высока и будет продолжать расти.
На
рынок выходят и новые
Высокая конкуренция на рынке лизинга иллюстрируется значением индекса Херфиндаля-Хиршмана. Его значение составляет 0,03. То есть компаний на рынке достаточно много, и доля каждой из них не очень высока.
Для российского рынка лизинга по показателю объема новых сделок суммарная доля 10% крупнейших компаний составляет около 50% рынка. По сравнению с рынками лизинга европейских стран такой уровень концентрации невысок.
Так, 75% российского рынка лизинга принадлежит 61 компании, в то время как в Европе количество компаний, на чью долю приходится 75% рынка лизинга, - от 2 до 33 компаний, в зависимости от страны. В среднем в развитых странах Европы 75% рынка приходится лишь на 11 компаний.
Растущая
конкуренция заставила
Рис. 2. Стоимость новых сделок оперативного лизинга
Оперативный лизинг имеет определенную и довольно обширную рыночную нишу. Во-первых, это поставки высокотехнологичного оборудования, которое быстро устаревает, и поэтому для клиента выгоднее обновлять его каждые 2-3 года, чем получать в собственность. Во-вторых, это поставки оборудования для выполнения разовых или сезонных работ, например, в строительстве или в сельском хозяйстве. Особенно высок спрос на краткосрочную аренду транспортных средств, что весьма актуально в контексте острой конкуренции в автолизинге.
Сделки
возвратного лизинга также
Рис.
3. Стоимость новых сделок возвратного
лизинга
В соответствии с договором возвратного лизинга лизинговая компания выкупает у клиента основные фонды, имеющиеся у него в наличии, а затем передает их ему в финансовую аренду. Это особенно востребовано теми компаниями, которые уже располагают оборудованием, необходимым для производства, но испытывают дефицит свободного капитала.
Высокая конкуренция ведет к расширению региональных сетей лизинговых компаний. О тенденции развития бизнеса в регионах говорит сокращение доли московских офисов лизинговых компаний в общем их количестве и увеличение их доли в других регионах. Так, по количеству офисов лизинговых компаний Москва все же остается на 1-м месте (18% от общего количества). Незначительно отстает Приволжский федеральный округ, на который приходится 17,7% офисов. Довольно равномерно распределены центральные офисы и филиалы лизинговых компаний по другим регионам России.
Рейтинг городов по количеству центральных офисов лизинговых компаний и их филиалов выглядит следующим образом: 1-е место занимает Москва - 68; 2-е - Санкт-Петербург - 33; 3-е и 4-е - Екатеринбург и Самара - 13; 5-7-е - Новосибирск, Ростов-на-Дону, Челябинск -12; 8-е - Воронеж -10; 9-е и 10-е - Краснодар и Ярославль - 9; 11-14-е Волгоград, Н. Новгород, Ставрополь, Тюмень - 8; 15-17-е - Иркутск, Казань, Пермь - 7.
И последние места в рейтинге занимают 37 городов, имеющих по одному офису или филиалу. Среди них Барнаул, Брянск, Курск, Орел, Череповец и другие.
2005 г. был отмечен структурными сдвигами на рынке - как по сегментам рынка, так и по положению ведущих компаний в рейтинге. В лидеры вышли сделки с легковым и грузовым автотранспортом, в сумме значительно опережающие остальные объекты лизинга. Исторически этот сегмент наиболее привлекателен для лизингодателей: в нем работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное средство обеспечения сделки. Большинство новых лизинговых компаний, выходя на рынок, начинают работать именно в этом сегменте. Затем, накопив опыт, двигаются в более сложные и рискованные ниши.
Эта
же причина - высокая ликвидность - лежит
в основе выдвижения железнодорожного
транспорта на лидирующие позиции. Однако
здесь имели место и
Увеличению стоимостного объема суммарного портфеля сделок лизинга железнодорожного транспорта способствовал и рост цен на него более чем вдвое в течение последних двух лет. Развитию лизинга подвижного состава послужили также изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации на подвижной состав. С учетом коэффициента ускорения это сделало его доступным для лизингового оборота. Именно благодаря быстрому росту этого сегмента в лидеры рынка выдвинулись относительно недавно созданные компании, такие как «Магистраль Финанс», «Ханса Лизинг», «Брансвик Рейл Лизинг». На этот сегмент делают ставку и крупные участники рынка - Русско-германская лизинговая компания, «Альфа Лизинг». Новые компании, выходящие на рынок лизинга, особенно иностранные, также собираются сделать акцент на лизинге железнодорожного и автотранспорта.
В совокупности на этот лизинг приходится не менее полвины всего рынка лизинга. И это позитивная тенденция: она свидетельствует о взрослении и стабилизации рынка, так как именно такая его структура характерна для лизинговых рынков развитых стран.
Заметные
изменения произошли и в
Кстати, подобные причины лежат в основе быстрого восхождения к вершине рейтинга еще одного игрока - компании «Европлан», которая в 2004 г. поглотила «Рольф-лизинг» - крупнейшего оператора на рынке автолизинга.
Еще один новичок в первой десятке - «Ханса Лизинг», дочерняя структура крупнейшей скандинавской финансовой группы - демонстрирует, насколько велик потенциал зарубежных тяжеловесов на российском рынке. Работая здесь всего лишь 2,5 года и занимаясь преимущественно лизингом железнодорожного транспорта (высококонкурентный сегмент), эта компания нарастила портфель до 6,5 млрд. руб. Весьма похожа ситуация и еще у одного новичка в верхушке рейтинга. Это «Брансвик Рейл Лизинг», созданная лишь в апреле 2004 г. и специализирующаяся также на лизинге подвижного состава. Пример этих двух компаний, за два-три года обогнавших тяжеловесов российского лизинга, имеющих более чем десятилетнюю историю, позволяет довольно точно спрогнозировать состав лидеров лизингового рынка через несколько лет. Тем более что, как говорилось выше, свои претензии на такие же достижения только в 2005 г. заявили еще пять иностранных гигантов.
Рейтинг по показателю объема нового бизнеса за год позволяет отслеживать изменения в положении компаний на рынке именно в этот период. Такой анализ демонстрирует, каким компаниям удалось в течение года заключить наибольший объем сделок.
Однако недостаток данного методического подхода состоит в том, что в таком рейтинге на самую вершину могут подняться ранее никому не известные лизингодатели, заключившие в течение года большие сделки.
Именно так произошло в 2006 году с компаниями «Магистраль Финанс» и «Петербургская лизинговая компания». Опыт прошлых лет показывает, что такие взлеты обычно носят конъюнктурный характер и уже через год позиции этих компаний в рейтинге опять оказываются невысокими.
Чтобы нивелировать подобные взлеты и падения в рейтинге, мы составляем рейтинг и по другому показателю _ объем полученных за год лизинговых платежей (т.е. выручки лизинговых компаний). Этот показатель представляет более комплексную и фундаментальную оценку бизнеса и устойчивости лизинговой компании, поскольку получаемые сейчас лизинговые платежи являются результатом ее деятельности за последние 3-5 лет. Данный рейтинг в существенно меньшей степени отражает успехи компаний в течение отдельно взятого 2005 г. В то же время нельзя сказать, что имеются радикальные отличия в составе лидеров рейтингов по двум разным показателям. В рейтинге по показателю объема полученных лизинговых платежей несколько выше оказались позиции компаний, имеющих более длительную историю на рынке и крупные объемы бизнеса в прошлом. Это такие компании, как «РТК Лизинг», «Авангард Лизинг», «Центр Капитал», КАМАЗ, «Промсвязьлизинг».
Приход зарубежных гигантов - это не только встряска лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Дело в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали не лизинговую компанию как заемщика, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках.
Однако в последние годы постепенно стала формироваться новая парадигма лизингового бизнеса. Ведущие лизинговые компании уже достигли объемов бизнеса, позволяющих им выйти из подчиненного положения по отношению к банкам и конкурировать сними на равных. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам (рис. 4).
Рис.
4. Капитал и резервы лизинговых компаний
(по данным 75 компаний)
Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования, у ряда ведущих лизингодателей также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной стороны, потому, что эти компании сами - крупные игроки, способные на равных конкурировать с банками. С другой стороны - потому, что их приход стимулирует дальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний. Высокая надежность лизинговых сделок, независимость компаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупных лизингодателей уже скоро приведут к тому, что условия лизинга в среднем будут значительно выгоднее условий кредитов. Чистая прибыль по данным, представленным 68 компаниями, составила в 2002 г. 1,5 млрд. руб., в 2004 г. -2,5, а в 2005 г. - 3,8 млрд. руб.
По
оценке рейтингового агентства Эксперт
РА лизинговый рынок в 2006г. побил все рекорды,
рост основных показателей оказался самым
большим за последние 5 лет. Объем нового
бизнеса составил 14,7 млрд. долл. (8 млрд.
в 2005 г.), а суммарный портфель лизинговых
компаний - 19,5 млрд. долл. Доля лизинга
в ВВП достигла 1,5% (в 2005 г. - 0,99%). В объеме
средств, инвестированных в основной капитал,
лизинг занял 8,7% (в 2005 г. - 5,7%). Лизинговые
платежи, полученные лизингодателями
в 2006 году, превысили 5 млрд. долл. Прирост
объема нового бизнеса составил 83% - и это
означает, что рынок вышел на новую стадию
роста; первый цикл, начавшийся в 1999-2000
году, закончился в 2005 году - волна инвестиционного
спроса и обновления основных фондов завершилась.
Впечатляющий прирост объема новых сделок
и профинансированных средств в 2006 году
– фундамент устойчивого и быстрого роста
на ближайшие несколько лет.9