Эффективность государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:40, реферат

Описание работы

Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны.
В данной работе были использованы труды, относящиеся к передовым разработкам в области обеспечения эффективности государственного управления, наших ученых и зарубежных специалистов. Среди российских специалистов в области государственного управления хочется отметить следующие имена: Г.В Атаманчук, В.Игнатов. Относящиеся к новейшим исследованиям западных ученых и практиков в вопросе повышения эффективности государственного управления являются труды М.Хольцер, Мэри Е.Гай, Даниэль В. Мартин.

Содержание

Введение 3
1. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления 5
1.1 Управление, как социальное явление 5
1.2 Специфика государственного управления 7
2. Механизмы повышения эффективности государственного управления 10
2.1 Информационный аспект повышения эффективности государственного управления 10
2.2 Региональный аспект повышения эффективности государственного
Управления 13
Заключение

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

компетенции. Кроме того, она служит в качестве основы для  нормативных документов. Информацию в органах государственного управления можно классифицировать по разным основаниям и признакам. В литературе уже  делались попытки классификации  социально-управленческой информации при изучении проблем информатизации и технологизации социального пространства (Г.Атаманчук, М.Рассолов, Ю.Батурин  и др.). Поскольку управленческая информация представляет собой определенное отражение социальной действительности (а также природной в той мере, в какой она вовлечена в орбиту общественной человеческой деятельности), признано, что ее следует классифицировать, прежде всего, в зависимости от степени соотнесения с этой действительностью, реальными процессами, протекающими в ней.

Информация может быть как официальная, так и неофициальная, общая и отраслевая, горизонтальная и вертикальная. При разделении информации внутри органа управления на первое место  ставится информация для руководителя, на второе - для должностных лиц.

Требование к информации как к средству повышения эффективности  государственного управления: 

       1.Информация - это стратегический ресурс. Она  должна быть полной, актуальной, достоверной, охватывать весь  спектр интересующих госструктуру  проблем, собираться регулярно,  с определенной периодичностью  и в необходимых объемах.

       2.Информация должна отвечать комбинации целей, которые ставит управленческая структура, с теми средствами, которыми она намерена их добиваться. Ее качественность и достаточность позволяют госструктуре иметь перед собой действенный план, определять реальные и точные цели управленческих воздействий.

        3.Систематизация, обработка, аккумулирование и экспертиза. Организацию этой работы, а также анализ поступающей информации, ее объемов, качества и актуальности можно возложить на соответствующий орган, например информационно-аналитический отдел или аналитическую группу. Такое подразделение наряду с определением результативности поступающей информации должно прогнозировать ее влияние на деятельность органа управления. Говоря о функциональных обязанностях  данной службы можно выделить следующие пожелания:

  • отслеживание информации
  • обобщение информации по конкретному вопросу
  • систематизацию оценок конкретной проблемы
  • формулирование выводов

В качестве приоритетного  направления в организации данной службы должно быть правовое регулирование  вопроса, касающегося ответственности  за информационное обеспечение в органах государственного управления. В противном случае велика вероятность, что информация, направляемая в управленческую структуру, будет искажена. Поскольку от достоверности, своевременности и полноты информации зависит качество принимаемых решений, эти акты должны также предусматривать конкретную жесткую ответственность за предоставляемую информацию. Введение таких мер позволит существенно повысить качество информационного обеспечения и управляющего воздействия органов государственной власти.

           4.Помимо официальной информационной системы должна использоваться и неформальная система. Неформальная система в отличие от формальной не связана структурными ограничениями и последовательностью отдельных операций. 

          5.Аксиомой является тот факт, что информация обладает только потенциальной возможностью стать полезной для пользователя. Действительная цена информации выявляется после ее использования, часто через несколько лет. Следовательно, принцип, которого придерживаются японские менеджеры, является единственно верным - не делить первичную информацию на нужную и ненужную, а собирать всю. В органах государственного управления данное умозаключение приобретает особенно глубокий смысл.

        6.Среди технологических нововведений, обещающих рост производительности труда, как рядовых сотрудников, так и руководящего звена, хотелось бы отметить следующее новшество - расширение возможности управления базами данных. Система  управления базами данных - это пакет программ, предназначенный для того, чтобы обеспечить системный и гибкий подход к организации данных и доступ к ним. Существует технология, позволяющая накапливать данные в одной центральной базе и обеспечивать доступ сотрудников-специалистов к сведениям, относящихся к их компетенции.

К сожалению, наряду с рецептом повышения эффективности информационных потоков, возникают проблемные моменты (18 с.120), связанные с информацией:

       - Некоторые виды информации с большим трудом поддаются количественной оценке (к примеру, мотивация)

      - Информационная система способна учитывать только формальные информационные связи (в то же время большое значение имеют неформальные контакты)

       - Несмотря на повышение гибкости информационных систем путем децентрализации, по-прежнему сфера их применения ограничена определенными внутренними и внешними условиями                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Безусловен тот факт, что  информационные системы, информационные технологии могут привести к повышению производительности государственного управления. Однако, технология - это не сам успех, необходимо компетентное, энергичное, ответственное  руководство. Важно оценить варианты предполагаемого использования информационной технологии с точки зрения организационной системы в целом.(2 с. 810) В свою очередь, ответственность и эффективность управления находятся в тесной связи и взаимозависимости. Ответственность - это субъектная составляющая эффективности управленческой деятельности. Фиксируя эту взаимозависимость, можно дать следующее ее определение: ответственность - это нацеленность и способность субъекта к эффективному (результативному) выполнению обязанностей и достижению целей его деятельности в соответствии с разделяемыми им общественными ценностями.

 

    1. Региональный аспект повышения эффективности государственного

управления

Перед определением механизмов повышения эффективности государственного управления следует определить критерии эффективности  - это способность  государственных структур на различном  уровне успешно решать экономические, социальные, финансовые, организационные  и другие задачи, достигать поставленных целей, согласовывать и координировать экономические и политические интересы различных групп населения, действуя при этом в строго определенном правовом пространстве.

Для  России, как для  федеративного государства существует вполне оправданная модель развития, заключающаяся в следующем: в  переходный период, в реформируемом  обществе особенно нужна сильная  центральная власть, располагающая  надежными рычагами управления. Тем  не менее, нельзя не давать себе отчет  в том, что жизнедеятельность  данной стадии должна быть ограничена и на смену ей должны прийти сбалансированные механизмы в модель: Мощный федеральный "центр" с его властными полномочиями и финансовыми ресурсами должен взаимодействовать с сильными регионами, способными эффективно решать самостоятельно или совместно с "центром" основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью людей. Придерживаясь такой точки  зрения, возникает вопрос о распределении  полномочий в рамках этой модели. Здесь можно выделить 3 уровня взаимоотношений "центра" и регионов:

  • Экономические и социальные проблемы находятся в ведении регионов.
  • Выделяется круг проблем для совместного решения.
  • Собственно вопросы государственной важности (оборона, внешняя политика и т.д.) находятся в ведении федерального "центра".

В контексте мировой теории управления все чаще проявляется  тенденция к делегированию полномочий при общем контроле, что представляет собой весьма здравое  зерно и  является способом разгрузки "центра" от региональных проблем, тем самым, сконцентрировавшись на проблемах стратегического значения.

        Делегировать  полномочия можно по следующей  схеме, то есть все, что касается  работы с регионом должно быть  распланировано следующим образом:

  • Приоритетность, то есть все проекты должны быть поделены на три категории:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             1)Важнейшие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  2)Насущные.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   3)Второстепенные.
  • Структура решения вопросов.
  • Промежуточные " летучки " (коррекция позиций).
  • Точная дата решения вопросов.
  • Личная ответственностьь в проекте.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

"Раб нерадив. Не  принудь господин повелением  строгим к делу его - он сам  не возьмется с охотой" - эта  античная цитата четко отражает  человеческую природу и природу  управленческого воздействия. Действуя  в соответствии с этой схемой, можно предположить, что взаимоотношения  "центра" и регионов перейдут  на качественно новый уровень,  когда будет определена ответственность,  рамки выполнения задач и круг  ведения задачами с каждой  стороны. Тогда взаимные обвинения должны перейти уже в правовое поле, которое будет регламентировать данные взаимоотношения и споры, возникающие в их ходе.

Правильно делегируя полномочия, можно создать безупречный механизм, который будет поражать своей  эффективностью.

Тем не менее, нельзя говорить об универсальности данной схемы  ведь между регионами существуют различия и нужно разработать  таких схем с определенными нюансами пропорционально количеству регионов. Но основной мыслью в данном контексте  является то, что одним из  направлений  повышения эффективности государственной  власти в целом может стать  укрепление ее региональной составляющей.

В столь непростой ситуации представляется лишь один выход из данной ситуации - укрепление экономической  и финансовой основы регионов. Это действенный путь повышения эффективности региональной власти, которая получает возможность формировать нормальный бюджет и внебюджетные фонды и тем самым решать стоящие перед ней вопросы,  не выпрашивая деньги у Федерального "центра". Такие подходы могут быть реализованы на практике  применительно к депрессивным регионам. Им важно дать помощь на старте, предоставить на целевой основе капитал для запуска экономики , оживления производства. Но для этого нужны хорошо проработанные программы с четко поставленными целями и задачами. С этой целью, возможно, придется даже структурно перегруппировать финансовые ресурсы из федерального финансового фонда поддержки регионов. Их целесообразно разделить на две составляющие: фонд текущей поддержки (дотации через систему трансфертов) и фонд развития. Сегодня дотации, идущие на удовлетворение сиюминутных потребностей регионов, доминируют. Но они кардинально не решают проблему. К тому же нередки случаи, когда эти средства используются не по назначению. Во всяком случае, в нашей печати постоянно сообщается о том, что деньги «не дошли» до регионов, где-то «затерялись» и многочисленные контролирующие органы начинают их искать.

Нужно предоставлять регионам не безвозвратные дотаций, а предоставлять  кредиты под конкретные проекты. Для этого есть условия. Регионы располагают природными ресурсами, многие имеют развитую добывающую и перерабатывающую промышленность, владеют собственностью, имеют акции. Это означает, что кредиты есть чем материально обеспечивать. Такой порядок повысит ответственность регионов за более рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов, заинтересует их самостоятельно зарабатывать деньги, а не ждать дотаций из федерального бюджета.

Информация о работе Эффективность государственного управления