Введение
Реалии существования
нашего общества в настоящее время,
суровая действительность, к которой
все вынуждены приспосабливаться,
находятся в прямой зависимости
от эффективности государственного
управления и неразрывно связаны
с ней. В любом обществе между
государством и обществом существует
взаимодействие, качество и уровень
которого определяется эффективностью
политики в сфере управления. Если
государственное управление стремится
добиться успеха, то оно должно обеспечить
гражданам комфортные условия существования
в соответствии с обещаниями, сделавшими
это управление легитимным. Не секрет,
что подобные действия в ситуации
ограниченности ресурсов (как кадровых,
так и материальных) весьма затруднительны.
В данной работе были использованы
труды, относящиеся к передовым
разработкам в области обеспечения
эффективности государственного управления,
наших ученых и зарубежных специалистов.
Среди российских специалистов в
области государственного управления
хочется отметить следующие имена:
Г.В Атаманчук, В.Игнатов. Относящиеся
к новейшим исследованиям западных
ученых и практиков в вопросе
повышения эффективности государственного
управления являются труды М.Хольцер,
Мэри Е.Гай, Даниэль В. Мартин. Западная
литература, к сожалению, не выявляет
специфики государственного управления
в рамках России, точнее западные авторы
не интересуются этой спецификой в
должной мере. Очень важно не воспринимать
все достижения в области западных
специалистов как образец для
подражания. Сравнительный анализ роли
государства в общественных процессах
России и западноевропейских стран
показывает даже на первый взгляд, что
недопустимо подавление многих государственных
функций и самоустранение от выполнения
своих обязанностей, что ведет
к ослаблению, а не усилению нашей
государственности. Но, безусловно,
знание и применение западного опыта
там, где это, возможно, является необходимым.
Литература же наших авторов позволяет
выявить специфику государственного
управления в России, провести глубокие
исторические изыскания и выявить
те факторы, которые влияют на государственное
управление. Таким образом, сочетание
и аналитический подход к данным
источникам дает благодатную почву
для глубокого научного исследования.
Целью данной работы является поиск
и обозначение ресурсов, которые могли
бы быть использованы в повышении эффективности
государственного управления, и рассмотрение
механизмов, способствующих этому, учитывая
специфику нашего государства.
Для достижения данной цели
мною были поставлены следующие задачи:
- Определить само понятие “управление”.
- Рассмотреть специфику государственного управления.
- Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.
Предметом исследования является -
специфика государственного управления,
как фактор определяющий бескризисное
существования и будущего развития Российской
Федерации.
Объектом исследования является – управление,
как социальное явление и государственное
управление в Российской Федерации.
- Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления
- Управление, как социальное явление
В самом широком смысле
управление означает руководство чем-либо
(или кем-либо). В подобном понимании
оно трактуется и в наши дни. Однако
ограничиться такой констатацией недостаточно.
Возникает потребность раскрытия
содержания этого руководства, его
функционального значения. Общетеоретические
позиции, включая кибернетические,
дают достаточные основания для
следующих выводов:
- Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
- Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
- Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
- Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.
Социальное управление как
атрибут общественной жизни выражается
в признаках, предопределенных общими
чертами, свойственными управлению
как научной категории, а также
особенностями организации общественной
жизни. Наиболее существенное значение
имеют следующие из них:
1. Социальное управление
есть только там, где проявляется
совместная деятельность людей.
Сама по себе такого рода
деятельность (производственная
и иная) еще не в состоянии
обеспечить необходимое взаимодействие
ее участников, бесперебойное и
эффективное выполнение стоящих
перед ними общих задач, достижение
общих целей. Управление организует
людей именно для совместной
деятельности и определенные
коллективы и организационно
их оформляет.
2. Социальное управление
имеет в качестве главного
объекта воздействия поведение
(действия) участников совместной
деятельности, их взаимоотношения.
Это – критерии сознательно-волевого
характера, в которых опосредствуется
руководство поведением людей.
3. Социальное управление,
выступая в роли регулятора
поведения людей, достигает этой
цели в рамках общественных
связей, являющихся, по сути, управленческими
отношениями. Возникают они, прежде
всего, между субъектом и объектом
в связи с практической реализацией
функций социального управления.
4. Социальное управление
базируется на определенной соподчиненности
воль людей – участников управленческих
отношений, т.к. их отношения
имеют сознательно-волевое опосредствование.
Воля управляющих приоритетна
по отношению к воле управляемых.
Отсюда – властность социального
управления, означающая, что субъект
управления формирует и реализует
«господствующую волю», а объект
подчиняется ей. Так выражается
властно-волевой момент социального
управления. Следовательно, власть
есть специфическое средство, обеспечивающее
следование воли управляемых
воле управляющих. Так происходит
волевое регулирование поведения
людей, а в условиях государственной
организации общественной жизни
обеспечивается необходимое «вмешательство»
государственной власти в социальные
отношения.
Управление, понимаемое в
социальном смысле, многообразно. В
самом широком смысле оно может
пониматься в качестве механизма
организации общественных связей. В
подобном смысле можно говорить о
том, что его задачи и функции
практически выполняют все государственные
органы, независимо от их конкретного
назначения, а также общественные
объединения. Элементом системы
социального управления является также
и местное самоуправление. В качестве
объекта управления здесь выступает
все общество в целом, все варианты
развивающихся в нем общественных
связей.
Социальное управление имеет
и специальный смысл. В этом варианте
его обычно характеризуют как
государственное управление, под
которым понимается специфический
вид государственной деятельности,
отличающий от ее иных проявлений (например,
законодательная, судебная, прокурорская
деятельность), а также от управленческой
деятельности общественных объединений
и других негосударственных формирований
(трудовые коллективы, коммерческие структуры
и т.п.).
- Специфика государственного управления
Многие авторы основанием
видов управления признают природу
и субстанциональную специфику
субъектов управления, исходя из чего
разграничивают государственное управление
(субъект управляющих воздействий
- государство), общественное управление
(субъект управляющих воздействий
- общество и его структуры), менеджмент
(субъект управляющих воздействий
- предприниматель, собственник). Среди
всех видов управления государственное
управление занимает особенное место,
так как характеризуется только
ему присущими свойствами.
Рассмотрим важнейшие
из них:
1. Государство, выступая
в качестве субъекта управления,
придает государственному управлению
важное свойство, без которого
оно не могло бы состояться.
Это свойство системности. Как
иначе, могло бы быть осуществлено
управление огромными массами
как человеческих, так и материальных
ресурсов. Данное свойство принципиально
ведь только при его наличии
может осуществляться согласованность,
координация, целеустремленность
и эффективность.
2. Определяющее
влияние на характер воздействий,
осуществляемых данным видом
управления, оказывает его субъект,
то есть государство, и заложенная
в нем властная сила. Государство,
тем и отличается от общественных
структур, что им реализуется
по отношению к людям государственная
власть, которая имеет в источнике
правовую обусловленность (легитимность),
а в реализации силу государственного
аппарата, обладающего средствами
принуждения. Это силовое давление,
которое ведет к тому, что поставленные
в управлении цели, содержащиеся
в нем организационные моменты,
и установленные им нормы должны
быть исполнены. Следовательно,
все проблемы, связанные с государственным
управлением, носят исторический
характер: каково государство, что
и как оно делает, какие ставит
перед собой цели.
3. Это, безусловно, границы
распространения государственного
управления. Такие границы могут
быть определены, как проходящие
не в рамках всего общества,
а выходящие за его рамки
и проявляющиеся во внешней
политике данного государства.
Нормальный вариант взаимосвязи
государства и общества характеризуется
тем, что общественная жизнь
людей обладает большим объемом
свободы и самоуправления, границы
же данной автономии определяются
как общественными институтами,
так и государством. То есть, государство
посредством законодательства устанавливает
основные типы и нормы поведения
людей во всех сферах жизни
и обеспечивает их соблюдение
своей властной силой. В данном
контексте проблемой является
«распространенность государственного
управления на общество», так
как здесь уже пойдет речь
не о технологических изменениях,
а об анализе состояния самого
общества, от способности его
к саморегуляции и адаптации
к чему-то новому. Данная сентенция
приводит нас к выводу, что
государственное управление будет
сохранять свое влияние на
общество, но является вопросом
глубина этого влияния. Важно
отметить то, что это влияние
будет призвано отражать и
воспроизводить в себе состояние
общества. Тем самым управление
должно находиться в коррелятивной
связи с тем процессом и
явлениями, на которые оно направляет
свои целеполагающие, организующие
и регулирующие воздействия.
Итак, Государственное
управление - это практическое, организующее
и регулирующее воздействие государства
на общественную жизнедеятельность людей
в целях ее упорядочения, сохранения или
преобразования, опирающееся на его властную
силу.
Термин «государственное
управление» широко используется в
отечественной и зарубежной научной
литературе, а также в законодательстве
многих стран. Более 70 лет он употреблялся
и у нас, давая тем самым
конституционные основания для
выделения данного вида государственной
деятельности.
- Механизмы повышения эффективности государственного управления
- Информационный аспект повышения эффективности государственного управления
Информация, циркулирующая
в органах государственного управления,
разнородна и разнообразна. Она может
относиться к внешнеполитической, экономической,
социально-политической и экологической
обстановке. Информация этих видов
имеет самостоятельную ценность
также для соответствующих региональных
управленческих структур, когда они
выступают как органы, принимающие
решения в пределах своей