Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:17, реферат
Эффективная оценка персонала является одним из важнейшим элементов управления любой организацией. Оценка персонала выступает основой множества управленческих и кадровых процедур: отбора сотрудников, внутриорганизационных перемещений, зачисления в состав резерва на выдвижение, контроля персонала, переподготовки и повышения квалификации, улучшения структуры аппарата и т.д.
Эффективная оценка персонала является одним из важнейшим элементов управления любой организацией. Оценка персонала выступает основой множества управленческих и кадровых процедур: отбора сотрудников, внутриорганизационных перемещений, зачисления в состав резерва на выдвижение, контроля персонала, переподготовки и повышения квалификации, улучшения структуры аппарата и т.д.
Под деловой оценкой персонала мы понимаем целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик сотрудников (способностей, свойств) требованиям должности или рабочего места.
Цели деловой оценки персонала могут быть следующими:
· формирование кадрового резерва на выдвижение;
· получение
аналитического материала, необходимого
для принятия обоснованных решений
по подбору и оптимальной
· разработка программ повышения квалификации и переподготовки персонала с учетом личностных особенностей (развитие соответствующих компетенций);
· повышение мотивации на профессиональное развитие и карьерный рост;
· формирование благоприятного социально-психологического климата
Деловая оценка персонала направлена по большей части на диагностику деловых и личностных качеств сотрудников при помощи многообразных инструментов оценки компетенций. Другие показатели персонала, такие как профессиональные знания и производственный опыт, могут быть диагностированы иными методами
Учитывая практику
современного кадрового менеджмента,
следует отметить, что деловая
оценка персонала может занимать
центральное место в системе
управления персоналом (рис. 1).
Рисунок 1 - Место и роль деловой оценки в управлении персонало
Именно от качества проведения деловой оценки персонала зависят:
· повышение качества заполнения вакантных позиций (отбор персонала);
· особенности прохождения адаптационного периода (адаптация);
· уровень мотивации и лояльности персонала, который определяется посредством оценки удовлетворенности различными факторами труда: условиями, зарплатой, стилем руководства, морально-психологическим климатом и т.д. (мотивация персонала);
· выявление наиболее перспективных сотрудников на управленческие должностные позиции (формирование кадрового резерва);
· формирование
групп сотрудников для
· развитие профессиональной и управленческой карьеры сотрудников компании (профессиональный рост и развитие);
· диагностика причин увольнения сотрудников из компании (высвобождение персонала);
· трансляция корпоративных ценностей от руководства сотрудникам компании и сплочение работников компании, улучшение социально- психологического климата (формирование и развитие корпоративной культуры)
Процесс деловой
оценки, как и любой другой вид
деятельности, связанный со сбором,
структурированием и анализом информации,
представляет собой последовательную
смену этапов. Алгоритм деловой оценки
представлен на рис. 2.
Рисунок 2 - Процесс деловой оценки
1.2 Участники процесса оценки персонала
Оценка персонала - сложный процесс, в нем участвуют различные должностные лица и сотрудники. Его эффективность во многом зависит от участия и поддержки высшего руководства. Практика показывает, что без такой поддержки зачастую невозможно найти достаточно времени и ресурсов, преодолеть пассивность и сопротивление линейных руководителей, порой не понимающих значимости мероприятия или не желающих ограничивать свою власть и произвол в кадровой политике, поскольку на фоне процесса оценки, опирающегося на научные методы и объективные критерии, их ошибки становятся очевидными.
Непосредственное
руководство оценкой персонала
обычно осуществляет руководитель, в
подразделении которого она реализуется,
при активном участии сотрудников
кадровой службы, а также специалистов
отдела труда и заработной платы.
Распространенной практикой является
утверждение результатов
Для осуществления
регулярной комплексной оценки персонала,
и прежде всего для аттестации,
создается специальная
Основная роль
в проведении данного мероприятия
отводится оценщикам - высококвалифицированным,
специально обученным специалистам-
В работе по оценке персонала под руководством экспертов часто участвуют и коллеги аттестуемых, которые лучше других знают личные качества, трудовые достижения и организационное поведение своих сотрудников. Иногда для выявления определенных качеств оцениваемого, например культуры общения, могут привлекаться также клиенты и партнеры
Так, один из методов
всесторонней оценки - «360 градусов» - предполагает
привлечение целого ряда разностатусных
людей. Участниками процесса оценки сотрудника
(чаще руководителя) становятся те, с кем
он контактирует в ходе трудовой деятельности:
непосредственный руководитель - оценка
«сверху», подчиненные - оценка «снизу»,
коллеги по работе - оценка «слева», внешние
и внутренние клиенты (смежники) - оценка
«справа».
Успех мероприятия во многом зависит от того, насколько учтены все особенности оцениваемых работников и насколько они сами готовы к сотрудничеству. Такие особенности прямо влияют и на подбор экспертов, и на выбор процедур оценки, критериев и методов.
Например, при оценке труда рабочих-станочников используемый подход будет основан на количественных показателях, отражающих производительность и качество труда. Если же оценивается работа руководителей, то система должна отражать не только эффективность работы соответствующих подразделений, но и отношения в коллективе, а также с соседними подразделениями, участие в решении более общих задач предприятия. Очевидно, в этом случае и методы оценки будут во многом отличаться
Круг участников процесса оценки разнообразен: высшее руководство, начальники подразделений, специалисты-эксперты, коллеги, клиенты и партнеры, наконец, сами сотрудники. Все эти категории, хотя и в неравной степени, могут влиять на эффективность мероприятия, так что потребуется проявить максимум внимания ко всем его участникам. Успех также зависит от нормативно-целевого компонента системы оценки.
1.3 Этапы оценки персонала
Участие в оценочных процедурах. На этапе участия в оценочных процедурах (оценочные упражнения, интервью по компетенциям и т.д.). Формально происходит только оценка персонала: наблюдатели собирают информацию, на основе которой впоследствии будут выставлены оценки. Вместе с тем при наличии и выполнении определенных условий во время проведения данных мероприятий возникают своего рода «побочные явления», которые превращают эти процедуры в инструмент развития персонала. Это выражается в возникновении у оцениваемых сотрудников следующего:
· осознания своего места в компании (степень соответствия своих навыков и знаний требуемым в фирме на текущий момент) и перспектив;
· сравнения
собственных представлений о
том, что важно и нужно компании,
с реальными потребностями
· объективного осознания своих сильных сторон и зон, нуждающихся в развитии;
· мотивации к дальнейшему развитию в рамках компании, конкретной должности или содержания деятельности;
· понимания того, что именно можно / нужно изменить в собственной работе для повышения ее эффективности и/или чего не хватает для занятия другой позиции;
· тренировки применения и развития имеющихся навыков и знаний по управлению людьми или решению бизнес-задач и оценка сотрудников с точки зрения достижения ожидаемого результата и скорости его получения
Разумеется, есть определенные необходимые условия, при которых возникают такие «побочные явления» и которые позволяют использовать оценку персонала как инструмент его развития, а не только как способ фиксации сильных и слабых сторон сотрудников. Охарактеризуем более подробно данные условия.
1. Соответствие
модели компетенций текущей
2. Отсутствие
у сотрудников страха перед
оценкой персонала и опасений
насчет того, как именно могут
быть использованы результаты
данной процедуры. От излишних
сомнений спасает хорошая
3. Максимальная
приближенность к
4. Качественный
отбор оцениваемых сотрудников.
Обсуждение, осознание, обмен идеями. Когда все оценочные процедуры закончены, и запрет на обсуждение происходившего при их проведении снят, сотрудники начинают активно обсуждать их друг с другом. Они обмениваются мнениями о ходе процесса, своими ощущениями, делятся способами решения предложенных заданий.
Кто-то убеждается
в том, что найденный им метод
решения бизнес-задачи или проблемы
оказался верным, кто-то получает информацию
для размышлений относительно того, как
можно было поступить. Работники коммуницируют,
спорят, выдвигают гипотезы, касающиеся
других вариантов решений, проверяют их,
примеряют ситуации к реальности. Накопление
такого рода информации ведет к появлению
у сотрудников представления о возможных
путях и способах преодоления проблем
в ходе выполнения текущей или будущей
работы, т.к. столкновение с подобными
задачами при участии в оценочных процедурах
даст им возможность принимать решения
более быстро и эффективно
Обратная связь.
Оптимальным является вариант, при
котором обратная связь сотрудникам,
принимавшим участие в