Издательская и полиграфическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

В основном, хозяйствующие субъекты, которые известны как издатели, выпускают издательскую продукцию, на которую они обычно приобретают авторское право. Эта продукция может быть в одной или нескольких формах, включая традиционную печатную форму, звукозапись, компакт-диски или интерактивную публикацию. Издатели могут публиковать произведения, созданные вне издательства, на которые они приобретают авторские права, и/или произведения, созданные в издательстве.

Работа содержит 1 файл

Самостоятельная работа № 1.docx

— 46.50 Кб (Скачать)

Самостоятельная работа № 1.

Издательская  и полиграфическая деятельность.

     В основном, хозяйствующие субъекты, которые известны как издатели, выпускают  издательскую продукцию, на которую  они обычно приобретают авторское  право. Эта продукция может быть в одной или нескольких формах, включая традиционную печатную форму, звукозапись, компакт-диски или интерактивную  публикацию. Издатели могут публиковать  произведения, созданные вне издательства, на которые они приобретают авторские  права, и/или произведения, созданные  в издательстве. Издательская деятельность включает производство печатной продукции, такой как газеты и другие периодические  издания, книги, бланки, поздравительные  открытки и прочие печатные материалы, и поддерживается такой деятельностью, как переплетное дело, изготовление печатных форм, подготовка иллюстраций. Поддерживающая деятельность включает как неотъемлемую часть полиграфическое  производство, и продукция этой деятельности (печатная форма, переплетенная книга  или компьютерный диск или файл) – это составная часть печатного производства, обеспечивающая его функционирование. Используемые в печатном производстве процессы включают различные способы переноса изображения с печатной формы или компьютерного файла на различные носители, такие как бумага, пластмасса, металл, текстильные изделия или дерево. Наиболее известный из этих способов – перенос изображения с печатной формы на соответствующий носитель. Быстро развивающиеся новые технологии используют компьютеры для непосредственного управления процессом печати для создания изображения, а также новое оборудование для электростатической печати и прочие типы оборудования (цифровая и бесконтактная печать). Несмотря на то, что печатание и издание часто выполняются одним и тем же хозяйствующим субъектом (например, при издании газет), случаев, когда эти различные виды деятельности выполняются одним и тем же хозяйствующим субъектом, становится все меньше.

     Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг данная группировка (Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации) включает издание газет, журналов, прочей периодики и книг и не включает издание программных средств и интерактивную публикацию, не связанную с другой издательской деятельностью.

     Издательское  дело — вид человеческой деятельности, отрасль экономики, специализирующаяся на подготовке, создании и массовом распространении информации, печатной, музыкальной продукции и прочих видов контента.

     Изначально  издательское дело было связано с  печатанием и распространением книг, журналов, брошюр, газет, буклетов, художественных альбомов, нотных изданий, визиток и открыток.

     С появлением цифровых информационных систем и Интернета масштабы издательской деятельности расширились и теперь включают электронные ресурсы, такие как, электронные версии книг и периодических изданий, а также веб-сайты, блоги, справочные системы на электронных носителях, аудио-, видеодиски, кассеты, компьютерные игры.

     Классическая  издательская деятельность включает: создание произведения и/или поиск  авторов, развитие, приобретение авторских  прав, графический дизайн, производство — печать (и его эквиваленты в электронной форме), а также маркетинг и распространение газет, журналов, книг, литературных произведений, музыкальных произведений, программного обеспечения и других работ, посвященных информации, в том числе в электронных СМИ.

     На  практике издательская деятельность может  заключаться только в посредничестве между автором и типографией и в допечатной подготовке изданий и их распространении и продаже.

     Издательства фактически являются посредниками между первоначальными обладателями авторских прав (авторами) и потребителями издательской продукции. Работа издательства состоит в прогнозировании спроса на то или иное произведение, приобретение авторских прав на это произведение, воспроизводство произведения в объективной форме (на материальном носителе, в форме электронной записи и др.), передача материального или электронного произведения в каналы распространения.

     Издательства  классифицируются на книжные, газетные, журнальные, музыкальные, on-line и др. издательства.

     Под издательством понимается государственное, общественное, кооперативное, акционерное или частное предприятие, осуществляющее подготовку, выпуск и реализацию книг, газет, журналов, нот, плакатов, электронных и комбинированных изданий и других видов продукции. Под издающей организацией – предприятие, учреждение, организация, обладающие правом на издательскую деятельность и ведущие ее главным образом ради собственных нужд.

     Сущность  издательской деятельности заключается в распространении информации и создании прибавочной стоимости объектов авторского права. Издательство, руководствуясь своим опытом, приобретает авторское право (обычно исключительное право) у автора (писателя, художника) на издаваемое произведение, и организует его воспроизведение (изготовление) и распространение. При этом практикуется как выплата разового вознаграждения автору произведения, так и роялти – выплата определенного договором процента от выручки за продажу произведения.

     Подавляющую часть книг и брошюр выпускают  издательства Центрального и Северо-Западного  регионов, главным образом Москвы и Санкт-Петербурга. Несмотря на резкое увеличение числа издательств в стране, сохраняется их гипертрофированная концентрация в двух центральных регионах. Подобное положение негативно сказывается на обеспечении населения книгами, сдерживает развитие регионального и национального книгоиздания.

     За  последние годы сохраняется не только тенденция роста общего числа  издательств и издающих организаций, но и тенденция концентрации книжного производства в ограниченном числе  крупных структур.

     В зависимости от выпускаемой литературы, масштабов выпуска, формы собственности  и других факторов издательства могут  быть классифицированы по различным  признакам:

  • по видам издаваемой литературы и ее читательскому назначению издательства могут быть универсальными и специализированными;
  • по форме собственности издательства могут быть государственными и частными, кооперативными и акционерными, партийными и издательствами общественных организаций, иной, в том числе смешанной собственности;
  • по территориальному признаку издательства могут быть местные, национальные, транснациональные. В России пока нет издательств, которые действовали бы на транснациональном уровне, как современные крупные издательские структуры на Западе;
  • по масштабу деятельности издательства могут быть крупными, выпускающими свыше 100 книг в год, средними и малыми, выпускающими от нескольких до нескольких десятков книг в год. К числу крупных в России относится около 50 издательств, остальные - средние и малые;
  • по знаковой природе информации выпускаемых изданий издательства можно подразделить на те, что выпускают текстовые книги, нотные издания, картографическую продукцию, издания для слепых и слабовидящих, различные виды электронных изданий и так далее.

     Таким образом, система издательств, сложившаяся  в Российской Федерации за последние  годы, обеспечивает выпуск книг и брошюр по всему спектру читательского спроса. Особенно важно, что как государственные, так и негосударственные издательства активно работают в области, так называемой социально значимой литературы, ориентированной на информационное обеспечение развития экономики, науки, культуры и образования. В результате развития российского книгоиздания на основе рыночных отношений сложилась современная издательская система, в основе которой лежат принципы свободы слова и демократизации редакционно-издательских процессов, использования рыночных механизмов и внедрения новых информационных технологий. Все это позволяет отечественному книгоизданию активно интегрироваться в мировую издательскую систему, в глобальное информационное пространство.

     Полиграфическое предприятие – это промышленное предприятие, выполняющее все или некоторые виды полиграфических работ по выпуску печатной продукции.

     Книга – одно из величайших творений человечества, она играет важную роль в развитии общества, в передаче знаний и информации, в развитии науки и культуры, она была и остается одним из основных средств влияния на человека. Как источник знаний каждого отдельного человека и как великая общественная сила книга позволяет осуществлять свободное общение между читателем и автором, а читателю предоставляет возможность свободного выбора в восприятии новых идей и знаний. Это одно из самых простых и дешевых средств передачи мысли, в силу чего книга является и самым распространенным инструментом получения знаний, средством самовыражения.

     Издательская  продукция и процесс ее создания имеют свои специфические особенности.

     Особыми чертами издательской продукции  являются ее идеологический характер и неповторимость. Издательская продукция  удовлетворяет специфические духовные потребности человека: в получении  знаний, в повышении образовательного и культурного уровня, в расширении кругозора. Основной характеристикой  издательской продукции является её нематериальная ценность. Книги как  духовные ценности не обладают свойством  воспроизводимости, так как являются уникальным результатом творчества их создателей и отличаются исключительностью  и неповторимостью. Вместе с тем  книга имеет материальную форму, является товаром и обладает стоимостью.

     Издательская  продукция отличается от продукции  других отраслей тем, что каждая новая  книга – это новый продукт, который выдвигает перед издателем все требования производства нового продукта. Ассортимент издательской продукции безграничен, так как каждое издание может быть уникальным по своему содержанию и художественно-техническому оформлению.

     Особенности издательской продукции предопределяют особенности издательской деятельности: деятельность работников издательства протекает в сфере нематериального  производства, носит творческий, идеологический характер, однако в результате этой деятельности создаются материальные ценности, товары – книги, журналы, газеты и пр. Издательская продукция представляет собой результат взаимодействия автора, издательства и полиграфического предприятия. Процесс материализации продукции происходит не в издательстве, а на полиграфическом предприятии в строгом соответствии с издательской технической спецификацией, определяющей параметры и технологическую характеристику изготовляемой продукции. Изготовленный тираж полностью принадлежит издательству, которое реализует его и расплачивается с автором и полиграфическим предприятием.

     Другой  особенностью издательской деятельности является тесная взаимосвязь идеологических и экономических аспектов. Как  и другие виды производственной деятельности, издательская деятельность направлена на получение прибыли, но в то же время ее целью является просвещение, передача знаний, культурное развитие народных масс, развитие науки. Поэтому  важнейшая задача организации издательской деятельности – нахождение оптимального сочетания экономической и идеологической деятельности.

     Специфические черты издательской деятельности проявляются  в организации производственной структуры и производственного  процесса, в характере труда редакционно-издательских работников, во взаимоотношениях издательства с авторами и полиграфическими предприятиями, поставщиками бумаги, картона и переплетных  материалов, с книготорговыми предприятиями.

     Развитие  производительных сил приводит к  углублению общественного разделения труда, которое в свою очередь  вызывает увеличение и усложнение связей между участниками производства на всех уровнях, а также изменение  форм организации производства. Формами  общественной организации производства являются концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование труда. Все эти формы, способы их проявления и реализации органически взаимосвязаны  между собой.

     В издательской деятельности концентрация развивается в двух основных формах – заводской и организационно-хозяйственной. Заводская концентрация выражается в увеличении размеров предприятий; организационно-хозяйственная концентрация – в создании различных объединений  предприятий.

Информация о работе Издательская и полиграфическая деятельность