Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:31, контрольная работа
В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельных субъект права – юридическое лицо. Хотя корпорации как торговые возникли еще в средние века, в современном представлении это понятие как правило, обозначает оптимальную форму крупномасштабного производства при освоении новых поколений изделий.
Целью данной работы является изучение вопросов корпорации. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи;
Определить, что означают термины «корпорация». Рассмотреть особенности корпорации.
Введение
Организационно-правовые особенности корпорации
Перспективы развития корпоративных структур в России
Заключение
Глоссарий
Список литературы
К основным причинам успеха М-формы Чандлер относит освобождение «управляющих, ответственных за судьбу всей компании, от более рутинной операционной деятельности»,
предоставление им времени,
информации и даже психологических
условий «для занятия долгосрочным
планированием и оценкой
выражать интересы одного из подразделений организации, как это имеет место в У-форме.
В М-форме следует особо отметить свойства, присущие рынку капиталов в миниатюре. «В отличие от холдинговой компании (которая также имеет дивизиональную структуру, но с маленькой генеральной дирекцией, и, следовательно, есть не что иное, как «корпоративная оболочка» компании), — подчеркивает О.Уильямсон, — М-форма организационного построения располагает также возможностями стратегического планирования и распределения ресурсов и механизмом мониторинга и контроля за структурными подразделениями». Итогом этого является «эффективное распределение финансовых ресурсов компании между отделениями и дифференцированное применение инструментов внутрифирменного
стимулирования и контроля».
Функцию распределения ресурсов, свойственную рынку капиталов, и функцию контроля в корпорации с М-формой организации отмечают также Хефлебауэр и Алчиан .
Практическая реализация М-формы организационного построения может зависеть от многих факторов: уровня и специфики корпоративной культуры, стратегических целей корпорации и ее миссии, вида корпоративной структуры («банковская» либо «промышленная» деловая группа, стратегический альянс, концерн, консорциум, фрэнчайзинг) и т.д. Так было при возникновении М-формы, так обстоят дела и сейчас.
Прочие организационные формы (структуры) являются модификациями базовых корпоративных структур. Так, У-форма может сочетать в себе элементы линейной, штабной, функциональной форм.
Дальнейшее их развитие в матричную или проектную формы приближает их к М-форме. Многообразны также конкретные проявления Х-формы.
Из новейших форм следует отметить развиваемую в теории сетевой индустриальной организации (СИО) форму.
Рассматривая сетевые
структуры с точки зрения их пригодности
для целей группирования
• объективный, по мнению ряда исследователей, характер перехода к сетевой организации бизнеса в индустриально развитых странах;
• ориентация на ослабление роли акционерных связей между группирующимися предприятиями;
• расширение в рамках теории
СИО аргументации использования
в экономике отношений, занимающих
промежуточное положение между
чисто рыночными и
• усиление роли инновационного и информационного начал в экономическом развитии.
Перспективы развития корпоративных структур
в России
В экономике России к настоящему времени сформировался пусть неэффективный, но реально существующий корпоративный сектор. Если стратегическая цель (одна из целей) младореформаторов заключалась в этом, то ее можно считать достигнутой.
Превращение «предпринимательских» корпораций в реально действующие «общественные» корпорации может произойти только в случае сознательных действий со стороны лиц, принимающих и ответственных за реализацию решений как на микро-, так и на макроуровне. В этой связи укажем на ряд проблем, без решениябудут плачевными: 1) управленческая корпорация, 2) стратегический менеджмент; 3) принуждение менеджеров к исполнению норм корпоративного права.
Перспективы решения проблемы управленческой корпорации и дискреционного
поведения менеджеров. Модели российской управленческой корпорации.
Рассмотрим основные черты этой модели.
1. Отделение собственности от контроля. В России рядовые собственники, как работающие, так и неработающие в данной корпорации акционеры, не контролируют менеджмент. Остальные собственники
— это, как правило, сами менеджеры.
— это скорее менеджер, чем акционер, скорее временщик, думающий о собственной выгоде, чем хозяин, думающий о выгоде предприятия. Конечно, в долгосрочном плане подобное поведение
менеджера-акционера может ухудшить его позиции как собственника, но реальность такова, что о долгосрочных перспективах своей корпорации мало кто задумывается. Большинство, не веря
в будущее (и на то есть серьезные основания), живет и действует
по принципу «после меня хоть потоп». И в соответствии с этим принципом переводит теневые доходы за рубеж.
2. Контроль над корпорацией. В отличие от условий развитых стран с классической управленческой корпорацией, где контроль со стороны государства (прежде всего налоговых органов) строго осуществляется (и в этом свой резон: государство гарантирует частную,
коллективную, общественную собственность, стоит на страже интересов отечественного бизнеса, последний в свою очередь финансирует государство для выполнения этих и других функций), в
России корпорации всячески стараются уйти от контроля государства, и это им в значительной степени удается — не без государственного участия.
3. Дискреционное управление. В классической управленческой корпорации оно осуществляется в интересах менеджеров (в ущерб интересам акционеров); дискреционное управление, скажем, в Германии, если и имеет место, то в интересах опять-таки менеджеров (в ущерб акционерам и работникам); дискреционное управление в российской корпорации осуществляется в интересах
менеджеров и связанных
с ними специфических групп
4. Основная проблема для менеджеров классической управленческой корпорации заключается в сокрытии дискреционных доходов от акционеров, для менеджеров российской корпорации — в сокрытии теневых доходов от государственных органов (акционеры практически не оказывают существенного влияния на российский менеджмент).
По предположению, корпорация представлена двумя группами: одна группа (менеджеры-акционеры) получает «теневой», скрытый, необъявленный доход, который расходует по своему усмотрению (его мы называем дискреционным доходом, по своей сути это комбинация управленческой и бюрократической ренты), другая группа (работники-акционеры) такого дохода лишена. Остальные акционеры либо также получают часть дискреционного дохода
(и поэтому они солидарны
с менеджерами-акционерами), либо
его не получают (поэтому они
солидарны с работающими
В данной модели менеджеры максимизируют свой чистый теневой доход, который образуется за счет разницы теневого дохода (той части общей выручки от продаж, которую менеджеры сумели
скрыть от налоговых и
проверяющих органов — это
совокупный дискреционный доход
менеджера) и теневых издержек (затрат
по поддержанию института сокрытия
доходов — это расходы
1. По налогам (части общей выручки, которую следует заплатить в виде налогов. Мы исходим из того, что предприятиям спускается налоговый план — не будь этого плана, государство вообще
могло бы остаться без налогов, поскольку у предприятий не было бы засвеченной прибыли; другое дело, что и эти запланированные налоги государство не может собирать).
2. По прибыли после
уплаты налогов. Чем сильнее
позиции акционеров, тем выше
может быть эта прибыль; иными
словами, акционеры признают, что
корпорация управленческая, т.е.
управление дискреционное, в
В современной российской
экономике с беспомощностью рядовых
и всесилием руководящих
Таким образом, российская корпорация представляет собой, во- первых, управленческую корпорацию, в том смысле, что менеджеры, обладая реальной властью, могут и стремятся максимизировать свою собственную управленческую полезность даже в ущерб интересам других соучастников бизнеса и прежде всего акционеров (в случае акционерных корпораций) и государства (в случае государственных корпораций) и, во- вторых, дуальную корпорацию,
т.е. действующую частично легально, а частью в тени. Целевая функция — максимизация «теневой» прибыли. Дискреционные доходы менеджеров образуются за счет «светлой» и «теневой» дискреционной прибыли. Но эти два вида прибыли неравнозначны. С первой прибыли, в случае, если она будет пущена менеджерами исключительно на премии и надбавки себе, придется платить подоходный налог, в то время как со второй платить ничего не надо.
Это упрощает задачу оптимизации
прибыли. В официально показываемой,
«светлой» части своей
управленческой полезности
сводится к максимизации «теневой»
прибыли, которой администрация
фирмы может распоряжаться
Глоссарий
- экономика laissez-faire — достаточно абстрактная, чтобы служить удобной моделью для представления основ рыночной экономики.
- Корпорация — это модель; американская, французская, японская, российская и прочие корпорации — это конкретизация (на модельном уровне) исходной модели.
- Унитарная (У) форма. Название этой формы принадлежит Оливеру Уильямсону который понимает под ней традиционную организацию фирмы по функциональному признаку.
- Холдинговая (X) форма. Холдинговая компания — это компания, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других фирм с целью контроля и управления их деятельностью.
- миссия холдинга — осуществление функции контроля, акции же являются средством реализации контрольной функции.
- Мультидивизиональная (М) форма. Большое внимание М-структуре уделяет О. Уильямсон, видя в ней не без оснований наиболее существенную организационную инновацию XX в.
Заключение
Таким образом, российская корпорация представляет собой , во- первых, управленческую корпорацию, в том смысле, что менеджеры, обладая реальной властью, могут и стремятся максимизировать свою собственную управленческую полезность даже в ущерб интересам других соучастников бизнеса и прежде всего акционеров и государства и, во- вторых дуальную корпорацию т.е действующую частично легально, а частично в тени. Целевая функция – максимизация «теневой» прибыли. Дискреционные доходы менеджеров образуются за счет «светлой» и «теневой» дискреционной прибыли. Но эти два вида прибыли неравнозначны. С первой прибыли, в случае, если она будет пущена менеджерами исключительно на премии и надбавки себе, придется платить подоходный налог, в то время как со второй платить ни чего не нужно.
Это упрощает задачу оптимизации
прибыли. В официально показываемой,
«светлой» части своей
Литература
1. Аэроянц Э.А., Ерзнкян Б.А. Холдинговые компании: особенности, опыт, проблемы, перспективы. М.: НИИУ, 1992.
2. Дементьев В.Е. Стратегическая роль финансово-промышленных групп и их государственное регулирование в российской экономике. Автореферат дис. ... докт. экон. наук. М.: ЦЭМИ РАН, 1999.
3. Ерзнкян Б.А. Институциональная теория современной корпорации / / Понятия и идеи институциональной экономики. Проблемные лекции. Вып. 2. М.: ГУУ. 1999. С. 84-149.
Информация о работе Институциональные особенности современной корпорации