Институциональные особенности современной корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельных субъект права – юридическое лицо. Хотя корпорации как торговые возникли еще в средние века, в современном представлении это понятие как правило, обозначает оптимальную форму крупномасштабного производства при освоении новых поколений изделий.
Целью данной работы является изучение вопросов корпорации. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи;
Определить, что означают термины «корпорация». Рассмотреть особенности корпорации.

Содержание

Введение
Организационно-правовые особенности корпорации
Перспективы развития корпоративных структур в России
Заключение
Глоссарий
Список литературы

Работа содержит 1 файл

институциональная экономика.docx

— 36.36 Кб (Скачать)

       

 

по дисциплине: Институциональная  экономика

на тему: «Институциональные особенности современной корпорации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Организационно-правовые особенности корпорации
  3. Перспективы развития корпоративных структур в России
  4. Заключение
  5. Глоссарий
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях наиболее распространенной формой организации  крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления  совместной  деятельности и образующих самостоятельных субъект права  – юридическое лицо. Хотя корпорации как торговые возникли еще в средние  века, в современном представлении  это понятие как правило, обозначает оптимальную форму крупномасштабного производства при освоении новых поколений изделий.

Целью данной работы является изучение вопросов корпорации. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи;

Определить, что означают термины «корпорация». Рассмотреть  особенности корпорации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-правовые особенности современной корпорации

 

Говоря о корпоративных  свойствах, обычно имеют в виду черты, развитые в американских корпорациях  — будь то классических (XIX в.) или  современных. И это не случайно. Общества, известные в европейских странах  под различными названиями — акционерные, паевые, анонимные и др., в США  именуются корпорациями. Такого названия и понимания, имея в виду акционерные  компании, будем придерживаться и  мы. В американских корпорациях наиболее зримо проявились черты, присущие в той или иной степени многим, неамериканским, корпорациям. Поэтому можно говорить о корпорации вообще, ориентируясь неявно на американский тип корпораций; при необходимости же выделения специфических особенностей, характерных для тех или иных стран, будем подчеркивать национальную принадлежность корпораций. Ситуация здесь сходна с рыночной экономикой. Есть конкретные экономики, но есть и экономика laissez-faire — достаточно абстрактная, чтобы служить удобной моделью для представления основ рыночной экономики.

 Корпорация вообще — это модель; американская, французская, японская, российская и прочие корпорации — это конкретизация (на модельном уровне) исходной модели.

Основными преимуществами корпорации считаются: 1) защита корпорацией своих собственников путем их избавления от индивидуальной юридической ответственности, когда они действуют в качестве корпоративных представителей; 2) ограниченная ответственность

акционера, который по определению  не может потерять (в случае банкротства  корпорации) больше вложенной им доли капитала; 3) возможность передачи корпоративного капитала

из рук в руки (владелец капитала может продать свои акции  в любое время; в случае смерти акционера его акции могут  переходить к наследникам); 4) возможность  наращивания объема

корпоративного капитала.

К недостаткам можно отнести: 1) для корпорации и акционеров— двойное налогообложение (налог с корпорации как с самостоятельного юридического лица плюс налог с дивидендов акционеров  как с физических лиц, так и с юридических держателей акций); 2) для менеджеров — усиленный контроль со стороны государства; 3) для корпорации, участников корпорации и общества— дискреционное поведение менеджеров (т.е. поведение, направленное на достижение собственных целей в ущерб общественным или корпоративным целям, — традиционно акцент делается на ущерб, причиняемый держателям акций).

Если перечисленные преимущества и недостатки были характерны для  корпораций как прошлого, так и нынешнего века, то последний недостаток приписывается исключительно современной корпорации, и он явился следствием разделения собственности и управления, ставшего фактом экономической науки благодаря знаменитому труду американских ученых Берли и Минза. Корпорации, в которых наблюдается дискреционное поведение менеджеров, принято называть управленческими.

Рассмотрим подробнее организационные особенности корпорации. На практике встречается большое разнообразие форм организации корпоративного бизнеса, которые можно отнести с той или иной степенью уверенности к одной из следующих базовых форм: унитарной (У-форма, или У-структура), холдинговой (Х-форма, или Х-структура), мультидивизиональной (М-форма, или М-структура).

Унитарная (У) форма. Название этой формы принадлежит Оливеру Уильямсону который понимает под ней традиционную организацию фирмы по функциональному признаку. Ряд характеристик У-формы делают ее интересной с экономической точки зрения. Прежде всего нельзя напрямую наблюдать и измерять вклад функциональных подразделений фирмы в корпоративную прибыль.

 

Представляют  интерес особенности У-формы с экономической

точки зрения.

Во-первых, это невозможность  непосредственного наблюдения и  измерения вклада функциональных подразделений  фирмы в корпоративную прибыль. Во-вторых, это размещение ресурсов по функциональным подразделениям в  зависимости от активности их руководителей. В-третьих, это прямая связь между  статусом руководителей подразделений  и размерами последних, что влечет руководителей к поведению, в  основе которого лежит установка  на

максимизацию доли корпоративных  ресурсов, предназначенных вверенным  им подразделениям. В-четвертых, это  тенденция к росту фирмы за счет роста размеров подразделений  без учета фактора эффективности. В-пятых, это стремление руководителей  подразделений

к получению разного рода дискреционных инвестиционных проектов, оправдывающих наличие в подразделениях избыточного численного состава  персонала.

Рассматривая такое поведение  в контексте рыночной недостаточности, можно заключить, что фирмы, не придерживающиеся правила максимизации прибыли, не в  полной мере дисциплинируются рынком продуктов и капиталов. Менеджеры  по существу придерживаются дискреционного поведения: максимизируют функцию  управленческой полезности при условии, что декларируемая прибыль не должна падать ниже приемлемого для  акционеров уровня. По Уильямсону, функцию  полезности обусловливают три фактора:

• расходы на поддержание  сверхнеобходимого числа кадров;

• известная степень управленческой инертности;

• определенная доля дискреционных  инвестиций.

Позднейшие работы Уильямсона  и других исследователей уточняют наше представление об особенностях У-формы. Так, Уильямсон, отмечая рост унитарной фирмы в качестве ее основной

цели, указывает на то, что  само существование У-формы является помехой для диверсифицированного роста. Отсюда — один шаг до признания необходимости поиска организационных форм, адекватных, в частности, фирмам, придерживающимся стратегии

диверсификации. Адекватны  корпоративной организации Х- и М- формы, о чем свидетельствует опыт американской и шире — западной промышленности.

Холдинговая (X) форма. Холдинговая компания — это компания, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других фирм с целью контроля и управления их деятельностью. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль над соблюдением интересов больших корпораций или ускорять процесс диверсификации. При этом размеры холдинга могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм; последние образуют пирамиду, на вершине которой расположена холдинговая компания.

По определению миссия холдинга — осуществление функции  контроля, акции же являются средством  реализации контрольной функции. На практике не все холдинги предстают в чистом виде, сводимом к обладанию акциями, управлению действиями и получению и перераспределению дивидендов дочерних фирм. Так называемые смешанные холдинги, помимо чисто холдинговых (контрольных) функций, осуществляют стратегическое руководство производственной деятельностью подконтрольных им фирм. Холдинговая компания, занимающаяся коммерческой деятельностью, естественно, будет иметь на своем балансовом

счету, вдобавок к акциям в дочерних предприятиях, активы, обычно присущие торговым концернам: здания, недвижимость, капиталы, дебиторы, наличные средства и др., в то время как в случае с чистой холдинговой компанией ее будут интересовать только активы в дочерних компаниях в виде инвестиций в акции, авансы по ссуде или текущий счет.

Цели создания холдингов  следующие:

• консолидация различных  предприятий в отношении налогов.

Ее механизм таков: между  холдингом и его предприятием заключается договор об отчислениях, вследствие чего прибыль либо убытки предприятий переводятся непосредственно  на холдинговую компанию. Эта простая  операция позволяет холдингу учитывать убытки одного предприятия и прибыли другого для уплаты налогов с оставшейся части прибыли;

• создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий под эгидой холдинговой компании;

• проникновение через  посредничество холдинговых компаний в производство и сбыт различных  товаров;

• проведение единой политики и единого контроля над соблюдением  общих интересов больших корпораций;

• ускорение процесса диверсификации;

• в случае наличия промежуточных  холдингов в структуре ТНК  целями их создания являются: минимизация  налога на дивиденды; аккумулирование  прибылей иностранных филиалов, консолидация поступающих из разных стран дивидендов с целью усреднения ставок и налогообложения  и максимального использования  договоров о предотвращении двойного налогообложения; минимизация воздействия  валютного контроля на прибыль ТНК;

• централизация участия  в капитале других компаний.

Преимущества и недостатки холдингов определяются тем, что  они противопоставляют конкуренции  эффективную альтернативу — объединение, консолидацию. Но это же во многом предопределяет их недостатки. Поэтому на практике лучшие шансы у тех компаний, которые находят золотую середину и используют плюсы консолидации при одновременной нейтрализации минусов, источником которых является отсутствие внутри холдингов

конкуренции.

Преимущества холдингов  заключаются в: 1) использовании эффекта  масштаба; 2) достижении большей, по сравнению  с другими формами, эффективности  в международном движении капитала; 3) выполнении роли буфера, ослабляющего воздействие государства на предприятия, и т.д. К недостаткам можно отнести: 1) стремление к монополистическому либо олигополистическому поведению; 2) тенденцию к политизации, бюрократизации, злоупотреблению контрольно-управленческими функциями; 3) искусственное поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных; 4) невозможность достаточно четкого прослеживания перераспределения фондов между своими предприятиями; 5) отсутствие в таких странах, как Россия, достаточного резерва квалифицированных управленческих кадров.

Мультидивизиональная (М) форма. Большое внимание М-структуре уделяет О. Уильямсон, видя в ней не без оснований наиболее существенную организационную инновацию XX в. Во многом именно благодаря его усилиям, достоинства М-формы стали достоянием широкой научной общественности. Хотя появление М-структуры относится к 20-м годам XX в., но интерес к ней проявился — как в научном, так и практическом плане — лишь в 60-х годах.

По времени это совпадает  с проявлением интереса к трансакционной концепции, заложенной в трудах Р. Коуза еще в 30-х годах.

Главными создателями  М-структуры считаются П.С. Дюпон  и Ф.П. Слоун, а фирмы-пионеры — Дюпон и Дженерал Моторс. Поводом для обращения к организационной инновации в обоих случаях явилась «неспособность организации в условиях старой структуры бороться с неудачами в бизнесе». Правда, исходные позиции у обеих корпораций были различными. Но они обе пришли к М-форме, которая «подразумевала создание полуавтономных производственных отделений (как правило, со статусом «центров прибыли), сформированных в зависимости

от типа продукта, торговой марки или по географическому  признаку».

По существу, наличие многих центров прибыли является необходимым  условием эффективного функционирования (на принципах самоокупаемости и  с оценкой результатов деятельности по показателю прибыли от использования выделенных им центральной компанией ресурсов) М-формы. В рамках определенной центром стратегии дивизионы вольны поступать вполне самостоятельно. При этом нельзя рассматривать М-форму как простую декомпозицию У-формы. Налицо серьезное перераспределение стратегических и тактических функций корпорации. Руководящим органом в М-форме, по Дюпону и Слоуну, стала специально созданная генеральная дирекция, «в которой работали ряд могущественных генеральных управляющих и многочисленный штат советников и финансистов», «отслеживающих экономические результаты отделений, распределявших ресурсы между ними и занимавшихся стратегическим планированием».

Информация о работе Институциональные особенности современной корпорации