Инновационное развитие машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:59, реферат

Описание работы

Сложность развития машиностроения состоит в том, что при реализации стратегических целей вхождения страны в постиндустриальное общество в ближайшей перспективе необходимо решать одновременно три основные задачи:
• интенсивную модернизацию машиностроения и его технического перевооружения и, в первую очередь, приоритетных подотрослей. При этом важно в перспективе уйти от технологической зависимости российского машиностроения (в первую очередь, оборонно–промышленного комплекса) от зарубежных поставщиков технологий и оборудования;

Содержание

Введение 3
1 Состояние машиностроительного комплекса 5
2 Инновационное развитие машиностроительной отрасли 7
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Инновационное развитие машиностроения.docx

— 76.26 Кб (Скачать)

Рост объемов инвестиций наблюдался по всем подотраслям, однако наиболее значительным он был в производстве машин и оборудования – 17,8%. Несмотря на позитивные тенденции, объемы инвестиций в 2010 году остались очень невысокими и возможно не соответствуют даже минимально необходимым для амортизации.

Таблица 1 - Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности

 

 

2010г, млрд. руб.

В % к 2009г

В % к итогу

2009г

2008г

Всего

6413,7

105,1

100

5769,8

6272,1

Обрабатывающие производства

993,7

103,3

15,5

881,9

1034,0

Производство машин и  оборудования

39,1

117,8

0,6

30,2

41,4

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

27,0

101,7

0,4

26,5

32,6

Производство транспортных средств и оборудования

87,4

104,4

1,4

70,7

82,3


 

Объем накопленных иностранных  инвестиций в отрасль по итогам 2010 года составил очень низкую сумму  – всего 9241 млн. долл. Поступление  иностранных инвестиций по сравнению  с 2009 годом снизилось на 3% до 4674 млн. долл. В целом можно констатировать, что интерес к российскому  машиностроению, за исключением производства автомобилей, в 2010 году остался низким. Крупнейшими инвесторами в машиностроение в 2010 году стали Германия, Корея и Нидерланды. Неудовлетворительной является ситуация в соотношении экспорта продукции отечественных машиностроительных предприятий и импорта зарубежной продукции машиностроения.

Отметим, что в 2010 году существенно  увеличился объем экспорта российских машин и оборудования. По сравнению  с 2009 годом рост составил 21,9% в денежном выражении, однако по сравнению с 2008 годом экспорт был почти на 5% ниже. При этом, несмотря на рост поставок, доля экспорта машин и оборудования в общем объеме российского экспорта в 2010 году снизилась до 4,3% (в 2009 году - 4,6%).

В январе-феврале 2011 года доля экспорта машин и оборудования составила 8,4% . Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 47,4%, а грузовых автомобилей - на 27,5%.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин  и оборудования в январе-феврале 2011 года приходилось 45,0% (в январе-феврале 2010 года 41,3%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем-февралем 2010 года увеличился на 56,8. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос в 2,2 раза, грузовых – в 3,2 раза.

Энергоэффективность и производительность труда большинства предприятий машиностроения очень низки, что существенно ограничивает возможности присутствия отрасли не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке. На сегодняшний день при несопоставимой разнице стартовых условий зарубежных и российских производителей доля отечественной техники на рынке РФ не превышает 20%.  Импортные поставки продукции машиностроения для нужд экономики в 2009г по данным Союза машиностроителей России составили:  по бульдозерам, трубоукладчикам и экскаваторам – 78%, коммунальной технике – 93%, лесозаготовительной технике – 74%, колесным тракторам малого и среднего класса – 91%, комбайнам – 50%,  по навесному оборудованию для сельского хозяйства – 85%. Указанные факты говорят об острой необходимости реанимации машиностроения России в современных условиях.

Высокая трудоемкость определяет и социальную значимость машиностроения. Так, комплекс предприятий гражданского машиностроения объединяет 7500 крупных  и средних предприятий и организаций. Общая численность занятых в  отраслях комплекса составляет около  четырех миллионов человек (1/3 всех занятых в промышленности России).

Институциональный анализ показывает, что в настоящее время практически  все предприятия машиностроения акционированы и переданы в частную  собственность, что показывает необходимость  формирования системы эффективного управления собственностью, частично перекладывает ответственность  за недостаточное инвестирование комплекса  на частных собственников.

Как видно из рисунка 3 государственными предприятиями (составляющими 2,2% от общей  численности промышленных предприятий  всех форм собственности) производится 14,5% всей продукции машиностроительной отрасли и работает 19,7% всех работающих в отрасли.

 

 

 

 

 

Рисунок  3- Структура машиностроительного производства по формам собственности в 2009 году (в % к итогу)

 

Смешанными предприятиями, в которых также имеется доля государства (составляющими 3% от общей  численности промышленных предприятий  всех форм собственности) производится 24,7% всей продукции машиностроительной отрасли и работает 23,1% всех работающих в отрасли. Поэтому, безусловно, необходимо государственное регулирование  машиностроения с позиций стимулирования его развития, формирования системы  государственных заказов.

Для системного развития машиностроения необходимо стимулирование его со стороны  государства, а также повышение  инвестиционной активности в данном секторе экономики и более эффективное использование ресурсов частными собственниками машиностроительных предприятий. Так как машиностроительные отрасли характеризуются высокой ресурсоемкостью, то комплексный институциональный подход к их развитию является наиболее оправданным в настоящее время.

Несмотря на принятые в  последнее время руководством многих предпринимательских структур усилия по модернизации предприятий, прогрессирующее  технологическое отставание российского  машиностроения остается неустраненным фактом и это может иметь крайне неблагоприятные последствия для всей национальной экономики.

Несмотря на положительные  в целом темпы развития машиностроительного  комплекса в течение последних  пяти лет, его состояние характеризуется  рядом проблем:

- низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, связанной  со старением и высокой степенью износа производственных фондов;

- недостатком финансовых ресурсов в связи с низкой инвестиционной привлекательностью, слабой эффективностью взаимодействия финансово-кредитных организаций с предприятиями отрасли, опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий;

- недостаточной структурированностью комплекса в научной и технологической сферах;

- дефицитом квалифицированных кадров для предприятий машиностроения.

Основная цель развития машиностроительного  комплекса – технологическая  модернизация и удовлетворение внутреннего  платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию, расширение присутствия  на внешних рынках. Ее достижение должно быть осуществлено на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, эффективный, динамично развивающийся, высокотехнологичный и восприимчивый  к инновациям комплекс, интегрированный  в систему международного разделения труда.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- повысить конкурентоспособность машиностроительной продукции на основе использования новых технологий;

- улучшить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, в том числе для иностранных инвестиций;

- расширить рынки сбыта машиностроительной продукции, в том числе за счет совершенствования таможенно-тарифной политики и поддержки экспорта;

- реструктуризировать машиностроительный комплекс, в том числе отраслевые научные учреждения и организации;

- улучшить обеспечение высококвалифицированными научными и рабочими кадрами.

Указанные меры должны реализовываться  в комплексе с принятыми и  одобренными Правительством Российской Федерации программами, стратегиями  и концепциями, а также межведомственными  программами, соглашениями, крупными отраслевыми  и межотраслевыми проектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Важным резервом развития машиностроения следует считать  малый и средний бизнес.  В настоящее время конкуренция в инновационной сфере означает борьбу за вывод на рынок полностью готовых продуктов. Главной задачей для мировых промышленных компаний является поиск конкурентных технологий. А реализация всех инновационных проектов строятся на условиях разделения рисков между его участниками и активного использования системы аутсорсинга. При этом во всем мире главный интегратор проекта занимается только сборкой, логистикой и продажами, а все остальное передается малому и среднему бизнесу. У нас же пока сохраняется старая система, когда одно предприятие  делает практически все - от переработки сырья до выпуска готового продукта. Поэтому для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо следовать указанной общемировой тенденции. Помимо этого следует иметь в виду, что именно малый и средний бизнес определяет философию инновационного развития общества в силу его многочисленности.

Более сложной в оценке является инновационно-инвестиционная сфера. По некоторым оценкам, на разработку и приобретение новых технологий, и перепрофилирование производственных мощностей в машиностроении России понадобится 100-150 млрд. долларов. Очевидно, что это потребует преодоления тех пассивных тенденций в инновационно-инвестиционной сфере, которые пока наблюдаются в отечественном машиностроении. Прежде всего, такой особенности российского инвестиционного процесса, когда компоненты технического оборудования заменяются за счет оборотных средств (доля собственных средств в инвестициях, включая прибыль, составляет до 80%), без долгосрочных вложений в основной капитал. Такое возможно с оборудованием четвертого технологического уклада, однако в долговременном аспекте такая практика может привести к экономической и технологической стагнации. В связи с этим необходимо усилить инвестиционную политику государства.

Таким образом, есть основания  считать, что Россия располагает  необходимыми возможностями для  решения задачи модернизации и обеспечения  опережающего  развития машиностроения. Для использования в этих целях имеющегося потенциала, необходимо формирование эффективной государственной политики в машиностроительной промышленности, которая соответствовала бы современными условиями и могла бы обеспечить системность и многоаспектность процесса преобразований. 

Оценивая ситуацию в целом,  важно отметить и геополитический аспект:  можно констатировать, что Россия возвращается на мировую арену в качестве сильного и влиятельного государства, с которым считаются,  которое может постоять за себя,  и которое способно осуществить самые масштабные планы.  

 

 

Список использованной литературы

 

 

1 http://uecs.ru/uecs-39-392012/item/1155-2012-03-21-06-00-56

2 http://www.soyuzmash.ru/informcenter/concept/concept.htm

3 Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы» выпуск №1, итоги 2010 г.

4 Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы» выпуск №3, итоги I полугодия 2011 г.

 


Информация о работе Инновационное развитие машиностроения