Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:59, реферат
Сложность развития машиностроения состоит в том, что при реализации стратегических целей вхождения страны в постиндустриальное общество в ближайшей перспективе необходимо решать одновременно три основные задачи:
• интенсивную модернизацию машиностроения и его технического перевооружения и, в первую очередь, приоритетных подотрослей. При этом важно в перспективе уйти от технологической зависимости российского машиностроения (в первую очередь, оборонно–промышленного комплекса) от зарубежных поставщиков технологий и оборудования;
Введение 3
1 Состояние машиностроительного комплекса 5
2 Инновационное развитие машиностроительной отрасли 7
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Рост объемов инвестиций наблюдался по всем подотраслям, однако наиболее значительным он был в производстве машин и оборудования – 17,8%. Несмотря на позитивные тенденции, объемы инвестиций в 2010 году остались очень невысокими и возможно не соответствуют даже минимально необходимым для амортизации.
Таблица 1 - Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности
2010г, млрд. руб. |
В % к 2009г |
В % к итогу |
2009г |
2008г | |
Всего |
6413,7 |
105,1 |
100 |
5769,8 |
6272,1 |
Обрабатывающие производства |
993,7 |
103,3 |
15,5 |
881,9 |
1034,0 |
Производство машин и оборудования |
39,1 |
117,8 |
0,6 |
30,2 |
41,4 |
Производство |
27,0 |
101,7 |
0,4 |
26,5 |
32,6 |
Производство транспортных средств и оборудования |
87,4 |
104,4 |
1,4 |
70,7 |
82,3 |
Объем накопленных иностранных инвестиций в отрасль по итогам 2010 года составил очень низкую сумму – всего 9241 млн. долл. Поступление иностранных инвестиций по сравнению с 2009 годом снизилось на 3% до 4674 млн. долл. В целом можно констатировать, что интерес к российскому машиностроению, за исключением производства автомобилей, в 2010 году остался низким. Крупнейшими инвесторами в машиностроение в 2010 году стали Германия, Корея и Нидерланды. Неудовлетворительной является ситуация в соотношении экспорта продукции отечественных машиностроительных предприятий и импорта зарубежной продукции машиностроения.
Отметим, что в 2010 году существенно увеличился объем экспорта российских машин и оборудования. По сравнению с 2009 годом рост составил 21,9% в денежном выражении, однако по сравнению с 2008 годом экспорт был почти на 5% ниже. При этом, несмотря на рост поставок, доля экспорта машин и оборудования в общем объеме российского экспорта в 2010 году снизилась до 4,3% (в 2009 году - 4,6%).
В январе-феврале 2011 года доля экспорта машин и оборудования составила 8,4% . Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 47,4%, а грузовых автомобилей - на 27,5%.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе-феврале 2011 года приходилось 45,0% (в январе-феврале 2010 года 41,3%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем-февралем 2010 года увеличился на 56,8. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос в 2,2 раза, грузовых – в 3,2 раза.
Энергоэффективность и производительность труда большинства предприятий машиностроения очень низки, что существенно ограничивает возможности присутствия отрасли не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке. На сегодняшний день при несопоставимой разнице стартовых условий зарубежных и российских производителей доля отечественной техники на рынке РФ не превышает 20%. Импортные поставки продукции машиностроения для нужд экономики в 2009г по данным Союза машиностроителей России составили: по бульдозерам, трубоукладчикам и экскаваторам – 78%, коммунальной технике – 93%, лесозаготовительной технике – 74%, колесным тракторам малого и среднего класса – 91%, комбайнам – 50%, по навесному оборудованию для сельского хозяйства – 85%. Указанные факты говорят об острой необходимости реанимации машиностроения России в современных условиях.
Высокая трудоемкость определяет
и социальную значимость машиностроения.
Так, комплекс предприятий гражданского
машиностроения объединяет 7500 крупных
и средних предприятий и
Институциональный анализ показывает,
что в настоящее время
Как видно из рисунка 3 государственными предприятиями (составляющими 2,2% от общей численности промышленных предприятий всех форм собственности) производится 14,5% всей продукции машиностроительной отрасли и работает 19,7% всех работающих в отрасли.
Рисунок 3- Структура машиностроительного производства по формам собственности в 2009 году (в % к итогу)
Смешанными предприятиями, в которых также имеется доля государства (составляющими 3% от общей численности промышленных предприятий всех форм собственности) производится 24,7% всей продукции машиностроительной отрасли и работает 23,1% всех работающих в отрасли. Поэтому, безусловно, необходимо государственное регулирование машиностроения с позиций стимулирования его развития, формирования системы государственных заказов.
Для системного развития машиностроения необходимо стимулирование его со стороны государства, а также повышение инвестиционной активности в данном секторе экономики и более эффективное использование ресурсов частными собственниками машиностроительных предприятий. Так как машиностроительные отрасли характеризуются высокой ресурсоемкостью, то комплексный институциональный подход к их развитию является наиболее оправданным в настоящее время.
Несмотря на принятые в последнее время руководством многих предпринимательских структур усилия по модернизации предприятий, прогрессирующее технологическое отставание российского машиностроения остается неустраненным фактом и это может иметь крайне неблагоприятные последствия для всей национальной экономики.
Несмотря на положительные в целом темпы развития машиностроительного комплекса в течение последних пяти лет, его состояние характеризуется рядом проблем:
- низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, связанной со старением и высокой степенью износа производственных фондов;
- недостатком финансовых ресурсов в связи с низкой инвестиционной привлекательностью, слабой эффективностью взаимодействия финансово-кредитных организаций с предприятиями отрасли, опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий;
- недостаточной структурированностью комплекса в научной и технологической сферах;
- дефицитом квалифицированных кадров для предприятий машиностроения.
Основная цель развития машиностроительного
комплекса – технологическая
модернизация и удовлетворение внутреннего
платежеспособного спроса на машиностроительную
продукцию, расширение присутствия
на внешних рынках. Ее достижение должно
быть осуществлено на основе преобразования
машиностроения в конкурентоспособный,
эффективный, динамично развивающийся,
высокотехнологичный и
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- повысить конкурентоспособность машиностроительной продукции на основе использования новых технологий;
- улучшить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, в том числе для иностранных инвестиций;
- расширить рынки сбыта машиностроительной продукции, в том числе за счет совершенствования таможенно-тарифной политики и поддержки экспорта;
- реструктуризировать машиностроительный комплекс, в том числе отраслевые научные учреждения и организации;
- улучшить обеспечение высококвалифицированными научными и рабочими кадрами.
Указанные меры должны реализовываться в комплексе с принятыми и одобренными Правительством Российской Федерации программами, стратегиями и концепциями, а также межведомственными программами, соглашениями, крупными отраслевыми и межотраслевыми проектами.
Заключение
Важным резервом развития машиностроения следует считать малый и средний бизнес. В настоящее время конкуренция в инновационной сфере означает борьбу за вывод на рынок полностью готовых продуктов. Главной задачей для мировых промышленных компаний является поиск конкурентных технологий. А реализация всех инновационных проектов строятся на условиях разделения рисков между его участниками и активного использования системы аутсорсинга. При этом во всем мире главный интегратор проекта занимается только сборкой, логистикой и продажами, а все остальное передается малому и среднему бизнесу. У нас же пока сохраняется старая система, когда одно предприятие делает практически все - от переработки сырья до выпуска готового продукта. Поэтому для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо следовать указанной общемировой тенденции. Помимо этого следует иметь в виду, что именно малый и средний бизнес определяет философию инновационного развития общества в силу его многочисленности.
Более сложной в оценке является инновационно-инвестиционная сфера. По некоторым оценкам, на разработку и приобретение новых технологий, и перепрофилирование производственных мощностей в машиностроении России понадобится 100-150 млрд. долларов. Очевидно, что это потребует преодоления тех пассивных тенденций в инновационно-инвестиционной сфере, которые пока наблюдаются в отечественном машиностроении. Прежде всего, такой особенности российского инвестиционного процесса, когда компоненты технического оборудования заменяются за счет оборотных средств (доля собственных средств в инвестициях, включая прибыль, составляет до 80%), без долгосрочных вложений в основной капитал. Такое возможно с оборудованием четвертого технологического уклада, однако в долговременном аспекте такая практика может привести к экономической и технологической стагнации. В связи с этим необходимо усилить инвестиционную политику государства.
Таким образом, есть основания считать, что Россия располагает необходимыми возможностями для решения задачи модернизации и обеспечения опережающего развития машиностроения. Для использования в этих целях имеющегося потенциала, необходимо формирование эффективной государственной политики в машиностроительной промышленности, которая соответствовала бы современными условиями и могла бы обеспечить системность и многоаспектность процесса преобразований.
Оценивая ситуацию в целом, важно отметить и геополитический аспект: можно констатировать, что Россия возвращается на мировую арену в качестве сильного и влиятельного государства, с которым считаются, которое может постоять за себя, и которое способно осуществить самые масштабные планы.
Список использованной литературы
1 http://uecs.ru/uecs-39-392012/
2 http://www.soyuzmash.ru/
3 Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы» выпуск №1, итоги 2010 г.
4 Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы» выпуск №3, итоги I полугодия 2011 г.