Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:59, реферат
Сложность развития машиностроения состоит в том, что при реализации стратегических целей вхождения страны в постиндустриальное общество в ближайшей перспективе необходимо решать одновременно три основные задачи:
• интенсивную модернизацию машиностроения и его технического перевооружения и, в первую очередь, приоритетных подотрослей. При этом важно в перспективе уйти от технологической зависимости российского машиностроения (в первую очередь, оборонно–промышленного комплекса) от зарубежных поставщиков технологий и оборудования;
Введение 3
1 Состояние машиностроительного комплекса 5
2 Инновационное развитие машиностроительной отрасли 7
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Состояние машиностроительного комплекса |
5 |
2 |
Инновационное развитие машиностроительной отрасли |
7 |
Заключение |
14 | |
Список использованной литературы |
15 |
Введение
Сложность развития машиностроения
состоит в том, что при реализации
стратегических целей вхождения
страны в постиндустриальное общество
в ближайшей перспективе
· интенсивную модернизацию
машиностроения и его технического перевооружения
и, в первую очередь, приоритетных подотрослей.
При этом важно в перспективе уйти от технологической
зависимости российского машиностроения
(в первую очередь, оборонно–
· подготовку и переподготовку кадрового потенциала с формированием нового инженерно - технического и управленческого поколения, способного обеспечить инновационное развитие машиностроения;
· создание условий для повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий и обеспечения притока частных инвестиций в машиностроение.
Исходные позиции нельзя признать выгодными. Следует учитывать, что в развитых зарубежных странах в настоящее время используются технологии, которые относятся к четвертому и пятому технологическим укладам, но четвертый уже идет на спад, а пятый находится на пике подъема, есть примеры появления и технологий шестого уклада.
В России доминирует четвертый технологический уклад, который, по оценкам специалистов, достигнет высшей точки подъема только к 2015 году. Применительно к российскому машиностроению это означает, что необходимо преодолевать отставание от мирового уровня в полтора-два технологических поколения (одно поколение 10-15 лет), с одновременным формированием и распространением в перспективе наиболее эффективных направлений пятого и шестого технологических укладов.
Предстоит реализовать на практике широкомасштабный экономический и интеллектуальный маневр, суть которого заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, находящуюся в настоящее время в техническом состоянии, отстающем от развитых стран приблизительно на 30 лет. Очевидно, что для этого необходимо обеспечить опережающие темпы развития.
Помимо этого следует
учитывать, что требования к современному
машиностроительному
Тем не менее, несмотря на все
проблемы и трудности, в России имеются
все необходимые условия для
Это, прежде всего, собственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы. Но, главное, имеется ясное понимание ситуации со стороны руководства государством и политическая воля к ее изменению в лучшую сторону.
1 Состояние машиностроительного комплекса
Эффективная экономическая
деятельность отдельных хозяйствующих
субъектов, комплексов, регионов, страны
в целом, обеспечение высоких
темпов их развития и повышение
Машиностроительный комплекс определяет состояние производственного потенциала, обеспечивает устойчивое функционирование ведущих отраслей экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный комплекс, оборонные отрасли, строительство), а также наполнение потребительского рынка. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.
Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Его развитие характеризует уровень как научно-технического потенциала страны, так и обеспечения ее безопасности.
Машиностроение в России
как базовая системообразующая
отрасль наиболее подвержена влиянию
кризисных явлений. Постсоветский
кризис машиностроительных предприятий
был вызван несколькими причинами.
Во-первых, промышленность была построена
по отраслевому принципу с высоким
уровнем специализации и низким
уровнем межотраслевого и внутриотраслевого
обмена. Во-вторых, разрушилось единое
экономическое пространство СССР и
стран СЭВ. В-третьих, российская экономика
во многом зависела от сырьевых цен
и импорта капитала. В-четвертых,
в нашей стране искусственно сдерживалась
инфляция, приведшая, кстати, к кризису
в августе 1998г. Кроме того, машиностроительная
отрасль страны была представлена большим
количеством крупных
Машиностроительный комплекс
обеспечивает научно-технический прогресс
и перестройку экономики всей
страны, поэтому его отрасли
1. Отрасли, обеспечивающие
развитие научно-технической
во всем народном хозяйстве - это приборостроение,
химическое машиностроение, электротехническое
и энергетическое машиностроение.
2. Отрасли, обеспечивающие
развитие научно-технической
в машиностроении - это станкостроение
и инструментальная промышленность.
3. Отрасли, обеспечивающие
развитие научно-технической
2 Инновационное развитие машиностроительной отрасли
Формирование инновационной экономики на мировом уровне привело к возникновению ряда новых видов деятельности, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Кардинальным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.
Современная структура машиностроения является достаточно сложной. Она включает такие важнейшие отрасли, как энергетическое машиностроение, электротехническая, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, ряд отдельных отраслей, выпускающих оборудование для добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.
С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса машиностроение классифицируются следующим образом:
- тяжелое машиностроение, в том числе энергетическое
- общее машиностроение (без автомобилестроения)
- локомотивостроение
- судостроение
- вагоностроение
- сельскохозяйственное
- среднее машиностроение
- автомобилестроение
- тракторо-, в том числе танкостроение
- станкостроение
- наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов)
Активная экономическая
политика, нацеленная на модернизацию
национальной экономики и переход
к инновационным формам хозяйствования,
почти всегда вначале сопровождается
потерей темпов развития. Машиностроение
в период кризиса 2009 г превратилось
в самую нерентабельную отрасль
промышленности. Доля убыточных предприятий
по видам экономической
-производство машин и оборудования - 40%;
-производство
-производство транспортных средств и оборудования - 42,6%.
Следует отметить, что материально-техническая
база отрасли развивается
Агрегированный рост производства по трем машиностроительным отраслям составил в 2010 году по сравнению с 2009 годом 24,4% (в соответствии c объемами отгруженной продукции каждой отрасли). Это лучший показатель среди отраслей обрабатывающего комплекса российской промышленности. Однако такой результат был во многом обусловлен фактором низкой базы, так как снижение производства в кризисном 2009 году в машиностроительном комплексе было самым сильным. По сравнению с 2008 годом в машиностроении сохраняется спад, причем довольно глубокий – 18,4%.
Доля машиностроительного сектора в общем объеме производства обрабатывающего сектора в 2010 году хотя и повысилась по сравнению с 2009 годом, но оставалась ниже докризисных лет (см. рисунок 1). Этот показатель рос до 2007 года, однако в 2008 году начал снижаться.
Рисунок 1 - Доля машиностроительного сектора в объеме отгруженной продукции обрабатывающей промышленности
Наибольший вклад в
прирост производства
Рисунок 2 – Вклад секторов в общий прирост производства машиностроительного комплекса в 2010 году, в %
По экспертным оценкам, доля технологий пятого уклада у нас пока составляет примерно 10%, да и то только в наиболее развитых отраслях. Более 50% технологий относится к четвёртому уровню, а почти треть — и вовсе к третьему. При этом в США, Западной Европе и Японии полностью утвердились пятый и шестой технологические уклады, характеризующиеся широким распространением гибких и интегральных производственных систем, информационных технологий и «встроенностью» национальных хозяйственных агентов в глобальные производственные, инновационные, финансовые и иные сети.
Для перехода на более высокие уровни технологического развития предприятия машиностроения России требуются значительные инвестиции в них.
Объем инвестиций в основной капитал в машиностроительной отрасли в 2010 году увеличился до 123,5 млрд. руб., что превышает среднероссийские темпы роста. При этом абсолютный объем инвестиций остается на невысоком уровне. Из-за этого, несмотря на существенный рост, доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал в России осталась на прежнем уровне – 2,4%, при том что доля отрасли в общем обороте организаций почти в 2 раза выше – 4,6%.