Инновационное развитие машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:59, реферат

Описание работы

Сложность развития машиностроения состоит в том, что при реализации стратегических целей вхождения страны в постиндустриальное общество в ближайшей перспективе необходимо решать одновременно три основные задачи:
• интенсивную модернизацию машиностроения и его технического перевооружения и, в первую очередь, приоритетных подотрослей. При этом важно в перспективе уйти от технологической зависимости российского машиностроения (в первую очередь, оборонно–промышленного комплекса) от зарубежных поставщиков технологий и оборудования;

Содержание

Введение 3
1 Состояние машиностроительного комплекса 5
2 Инновационное развитие машиностроительной отрасли 7
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Инновационное развитие машиностроения.docx

— 76.26 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение

3

1

Состояние машиностроительного  комплекса

5

2

Инновационное развитие машиностроительной отрасли

7

 

Заключение                                                                                                   

14

 

Список использованной литературы                                                         

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Сложность развития машиностроения состоит в том, что при реализации стратегических целей вхождения  страны в постиндустриальное общество в ближайшей перспективе необходимо решать одновременно три основные задачи:

· интенсивную модернизацию машиностроения и его технического перевооружения и, в первую очередь, приоритетных  подотрослей. При этом важно в перспективе уйти от технологической зависимости российского машиностроения (в первую очередь,  оборонно–промышленного комплекса) от зарубежных поставщиков технологий и оборудования; 

· подготовку и переподготовку кадрового потенциала с формированием нового инженерно -  технического и управленческого поколения, способного обеспечить инновационное развитие машиностроения;

· создание условий для повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий и обеспечения притока частных инвестиций в машиностроение.

Исходные позиции нельзя признать выгодными. Следует учитывать, что в развитых зарубежных странах  в настоящее время используются технологии, которые относятся к  четвертому и пятому технологическим  укладам, но четвертый уже идет на спад, а пятый находится на пике подъема,  есть примеры появления и технологий шестого уклада.

В России доминирует четвертый  технологический уклад, который, по оценкам специалистов, достигнет  высшей точки подъема только к 2015 году. Применительно к российскому  машиностроению это означает, что  необходимо преодолевать отставание от мирового уровня в полтора-два технологических  поколения (одно поколение 10-15 лет), с  одновременным формированием и  распространением в перспективе  наиболее эффективных направлений пятого и шестого технологических укладов.

Предстоит реализовать на практике широкомасштабный экономический  и интеллектуальный маневр, суть которого заключается в том, чтобы в  кратчайшие сроки восстановить и  развить до высокотехнологичного уровня отрасль, находящуюся в настоящее  время в техническом состоянии, отстающем от развитых стран приблизительно на 30 лет. Очевидно, что для этого необходимо обеспечить опережающие темпы развития.

Помимо этого следует  учитывать, что требования к современному машиностроительному производству в развитых странах постоянно  усложняются: число составляющих производственного  процесса увеличивается, характер их взаимодействия становится все более динамичным и многопараметрическим. Мировая  практика показывает, что за последние 25-30 лет сложность машины как объекта  производства возросла в 4-6 раз, а требования к точности изготовления деталей  и сборки выросли примерно на порядок. К этому нужно добавить значительное расширение номенклатуры выпускаемой продукции при одновременном сокращении продолжительности выпуска изделий одной номенклатурной группы. Объемы выпуска продукции, как и прежде, находятся в широком диапазоне - от единичных образцов до массового производства, однако преобладающим становится мелко- и среднесерийное производство. Повышение эффективности производства определяет постоянно растущие требования к производительности и сокращению производственного цикла.

Тем не менее, несмотря на все  проблемы и трудности, в России имеются  все необходимые условия для  опережающего  развития машиностроения.

Это, прежде всего, собственные  энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы. Но, главное, имеется ясное  понимание ситуации со стороны руководства  государством и политическая воля к  ее изменению в лучшую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Состояние машиностроительного  комплекса 

 

 

Эффективная экономическая  деятельность отдельных хозяйствующих  субъектов, комплексов, регионов, страны в целом, обеспечение высоких  темпов их развития и повышение конкурентоспособности  продукции в условиях рыночной экономики  в значительной мере определяются активностью  и эффективности протекающих  в них процессов.

Машиностроительный комплекс определяет состояние производственного  потенциала, обеспечивает устойчивое функционирование ведущих отраслей экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный комплекс, оборонные отрасли, строительство), а также наполнение потребительского рынка. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Его развитие характеризует уровень как научно-технического потенциала страны, так и обеспечения ее безопасности.

Машиностроение в России как базовая системообразующая  отрасль наиболее подвержена влиянию  кризисных явлений. Постсоветский  кризис машиностроительных предприятий  был вызван несколькими причинами. Во-первых, промышленность была построена  по отраслевому принципу с высоким  уровнем специализации и низким уровнем межотраслевого и внутриотраслевого  обмена. Во-вторых, разрушилось единое экономическое пространство СССР и  стран СЭВ. В-третьих, российская экономика  во многом зависела от сырьевых цен  и импорта капитала. В-четвертых, в нашей стране искусственно сдерживалась инфляция, приведшая, кстати, к кризису  в августе 1998г. Кроме того, машиностроительная отрасль страны была представлена большим  количеством крупных маломобильных  предприятий, менталитет руководителей  которых был сформирован в  период социалистической административно-плановой экономики. К сожалению, последствия  кризиса 1998г до настоящего времени  не ликвидированы на предприятиях машиностроения, что объясняет тот факт, что  машиностроительная отрасль в наибольшей степени пострадала от глобального  экономического кризиса 2009г.

Машиностроительный комплекс обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются  ускоренными темпами, а их число  непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно  объединить в 3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли, обеспечивающие  развитие научно-технической революции  
во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли, обеспечивающие  развитие научно-технической революции  
в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

3. Отрасли, обеспечивающие  развитие научно-технической революции  в отдельных отраслях хозяйства  - это строительно-дорожное, тракторное  и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д.р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Инновационное развитие машиностроительной отрасли

 

 

Формирование инновационной  экономики на мировом уровне привело  к возникновению ряда новых видов  деятельности, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники  и телемеханики, оборудования для  атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Кардинальным образом  изменился характер продукции в  старых отраслях машиностроения.

Современная структура машиностроения является достаточно сложной. Она включает такие важнейшие отрасли, как  энергетическое машиностроение, электротехническая, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, ряд  отдельных отраслей, выпускающих  оборудование для добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.

С точки зрения особенностей размещения производства и степени  расчленения технологического процесса машиностроение классифицируются следующим  образом:

- тяжелое машиностроение, в том числе энергетическое

- общее машиностроение (без автомобилестроения)

- локомотивостроение

- судостроение

- вагоностроение

- сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения)

- среднее машиностроение

- автомобилестроение

- тракторо-, в том числе танкостроение

- станкостроение

- наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов)

Активная экономическая  политика, нацеленная на модернизацию национальной экономики и переход  к инновационным формам хозяйствования, почти всегда вначале сопровождается потерей темпов развития. Машиностроение в период кризиса 2009 г превратилось в самую нерентабельную отрасль  промышленности. Доля убыточных предприятий  по видам экономической деятельности составила:

-производство машин и  оборудования - 40%;

-производство электрооборудования,  электронного и оптического оборудования - 37%;

-производство транспортных  средств и оборудования - 42,6%.

Следует отметить, что материально-техническая  база отрасли развивается недостаточно эффективно и характеризуется высоким  износом основных фондов. Этот показатель, по данным международных экономических организаций, оценивается, как минимум в 50%. В то же время, по группе БРИКС уровень износа ОПФ не превышает 35%. Таким образом, высокая степень износа основного капитала  является одним из сдерживающих факторов развития предприятий машиностроения России и роста конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Агрегированный рост производства по трем машиностроительным отраслям составил в 2010 году по сравнению с 2009 годом 24,4% (в соответствии c объемами отгруженной продукции каждой отрасли). Это лучший показатель среди отраслей обрабатывающего комплекса российской промышленности. Однако такой результат был во многом обусловлен фактором низкой базы, так как снижение производства в кризисном 2009 году в машиностроительном комплексе было самым сильным. По сравнению с 2008 годом в машиностроении сохраняется спад, причем довольно глубокий – 18,4%.

Доля машиностроительного  сектора в общем объеме производства обрабатывающего сектора в 2010 году хотя и повысилась по сравнению с 2009 годом,  но оставалась ниже докризисных лет (см. рисунок 1). Этот показатель рос до 2007 года, однако в 2008 году начал снижаться.

 

 

Рисунок 1 - Доля машиностроительного  сектора в объеме отгруженной  продукции обрабатывающей промышленности  

 

 Наибольший вклад в  прирост производства машиностроительного  сектора внесло транспортное  машиностроение (58,8% от общего объема  прироста объема отгруженной  продукции). При этом на долю  автомобилестроительного сектора  пришлось 43,2% от общего прироста, что стало прямым следствием  реализующейся с марта 2010 года  программы утилизации старых  автомобилей. По этому показателю  автопром был далеко впереди  всех других машиностроительных  производств  (см. рисунок 2). Также, среди машиностроительных отраслей существенный вклад в суммарный прирост внесло производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств (включающих железнодорожное машиностроение). Наибольший вклад в прирост производства машиностроительной продукции внесло транспортное машиностроение, и, прежде всего, автомобилестроение. Третьим по вкладу в общеотраслевой результат стало производство электрических машин и электрооборудования.

 

 

Рисунок 2 – Вклад секторов в общий прирост производства машиностроительного комплекса  в 2010 году, в %

 

По экспертным оценкам, доля технологий пятого уклада у нас пока составляет примерно 10%, да и то только в наиболее развитых отраслях. Более 50% технологий относится к четвёртому уровню, а почти треть — и  вовсе к третьему. При этом в США, Западной Европе и Японии полностью утвердились пятый и шестой технологические уклады, характеризующиеся широким распространением гибких и интегральных производственных систем, информационных технологий и «встроенностью» национальных хозяйственных агентов в глобальные производственные, инновационные, финансовые и иные сети.

Для перехода на более высокие  уровни технологического развития предприятия  машиностроения России требуются значительные инвестиции в них.

Объем инвестиций в основной капитал в машиностроительной отрасли  в 2010 году увеличился до 123,5 млрд. руб., что превышает среднероссийские темпы роста. При этом абсолютный объем инвестиций остается на невысоком  уровне. Из-за этого, несмотря на существенный рост, доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал в  России осталась на прежнем уровне – 2,4%, при том что доля отрасли в общем обороте организаций почти в 2 раза выше – 4,6%.

Информация о работе Инновационное развитие машиностроения