Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Экономический рост сопровождается повышением эффективности производства, сокращением безработицы, стабильностью цен и расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика инновационной деятельности 4

1.1 Роль и значение инноваций 4

1.2 Классификация инноваций 7

1.3 Процесс разработки инноваций 13

2.Состояние отечественной инновационной деятельности 15

2.1 Механизм государственной поддержки 15

2.2 Анализ средств направленных на инновационное развитие 18

2.3 Анализ динамики разработки новых продуктов 21

2.4 Зарубежный опыт инновационной деятельности 24

Заключение 29

Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

    Особенно  важным М. Хучек считает деление инноваций с учетом их предмета. В этом случае выделяются технические, организационные, экономические, социальные и экологические инновации.

    В группе технических инноваций чаще выделяются инновации в производственном процесе (технические) и продуктовые. Инновации в производственном процессе, т. е. изменение в применяемых донной производственной системой методах производство касается правил трансформации факторов производства, находящихся на «входе» системы, а инновации в продукте, представляющая собой усовершенствование уже производимого предприятием изделия или же расширение ассортиментной структуры за счет нового продукта, появляется на «выходе» системы.

    Организационные инновации на предприятии М. Хучек определяет как организационные усовершенствования его функционирования как целого, а также организационное совершенствование отдельных участков производства с целью получения соответствующих экономических результатов

    Организационные инновации на предприятии могут  быть направлены на совершенствование: организационной структуры и управления; организации трудовых коллективов; организационной системы материальных элементов, протекания процессов.

    Экономические инновации на предприятии можно  определить как положительные изменения  в его финансовой, бухгалтерской и прочих сферах деятельности. Эти инновации особенно важны в период перехода предприятий к рыночной экономике.

    Следующей группой являются социальные инновации. Они отчетливо видны в непроизводственной деятельности предприятий, например, социально-бытовые условия жизни работников, условия безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени. Кроме того, существует тесная связь технических, организационных и экономических инноваций с социальными инновациями на предприятии.

    Вопросы классификации нововведений исследуются  в трудах российских ученых, среди  которых можно отметить А. И. Пригожина, П.Н. Завлина, И. Т. Балабанова, М В. Аньшина, А. А. Догаева.

    Большинство ученых выделяет с незначительными  вариациями четыре основных вида инноваций на предприятии: инновации продукции; инновации процессов (технологических); инновации рабочей силы (человеческого фактора); инновации управленческой деятельности. На мой взгляд, такой подход можно обозначить как классификацию по предмету инновационных преобразований на предприятии.

    Описания  технологических процессов базируются на международных стандартах, охватывающих новые продукты и новые процессы, их значительные технологические изменения. К продуктовым инновациям относят получение принципиально новых продуктов, освоение выпуска новых или усовершенствованных продуктов, новые полуфабрикаты, комплектующие, новые материалы.

    По  степени новизны  продуктовые инновации можно разделить на базисные (паровая машина, транзистор) и улучшающие.

    Наиболее  полно этот подход раскрыт у М. В. Аньшина. Он также выделяет базисные (радикальные) и улучшающие инновации, добавляет кроме того системные  инновации (основаны на новых функциях и новых сферах применения базисных инноваций — например, использование вакуумной трубки для телефонных систем), и псевдоинновации (внешние изменения продуктов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик).

    Разделение  по степени новизны  (базисные, улучшающие, псевдоинновации) применимо и к другим видам инноваций, помимо продуктовых. В основе такого разделения, как отмечают П. Н. Завлин, А. К. Казанцев и Л. Э. Миндели, лежат два различных инновационных процесса — пионерный (опережающий) и догоняющий (имитационный). Пионерный тип предполагает ориентацию на достижение мирового первенства (характерен, например, для США). Догоняющий тип менее затратный и может дать быстрый результат. Развитие по такому пути предполагает создание инноваций, связанных с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов, что часто характерно для стран со смешанным технологическим укладом.

    В современных российских условиях целесообразно  использование догоняющих инновационных  стратегий с целью экономии ресурсов и сокращения периода внедрения  инновационных разработок.

    Р. А. Фатхутдинов предлагает следующую  классификацию инноваций.

  • Новые в мировом масштабе, новые в стране, отрасли, для фирмы — то есть по уровню разработки и распространения.
  • По частоте применения — разовые и повторяющиеся (диффузия).
  • По отрасли внедрения в народное хозяйство: в сфере науки, образования, социальной сфере и материальном производстве.
  • По сфере применения инновации: для внутреннего применения, для накопления в фирме, для продажи.
  • По подсистемам системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация выделяют инновации для подсистемы научного сопровождения; для целевой, обеспечивающей управляемой и управляющей подсистем.
  • В зависимости от формы новшества, лежащего в основе инновации: открытия, изобретения патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау; товарные знаки, торговые марки, конструкции, структуры, методы и другие формы.
  • По виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации: научно-технический, социальный, экологический, экономический (коммерческий) и интегральный виды эффекта.

    На  мой взгляд, данная классификация  недостаточно структурирована и  является спорной.

    А. И. Пригожий разделяет инновации:

  • по типу новшества — материально-технические и социальные, экономические, организационно-управленческие, правовые и педагогические;
  • по механизму осуществления — единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные;
  • по инновационному потенциалу — радикальные, комбинированные, модифицирующие;
  • по особенностям инновационного процесса — внутриорганизационные, межорганизационые;
  • по эффективности — эффективность производства и управления, улучшение условий труда и т. д.

    Обобщение рассмотренных подходов к классификации  инноваций позволяет сформировать систему классификационных признаков, включающую в себя:

  • признаки, характеризующие цель инноваций;
  • внешние признаки, отражающие форму реализации инноваций;
  • структурные признаки;
  • признаки, характеризующие масштаб и значимость инноваций.

    Целевой признак классификации  инноваций дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей и стратегической). Согласно этому признаку, инновации делятся на кризисные и инновации развития. Главным признаком, определяющим кризисную инновацию, является решение организационных, производственных, экономических или финансовых проблем хозяйствующего субъекта (например, проблемы реализации товара в связи с падением спроса или решение более сложной проблемы — выживание хозяйствующего субъекта на рынке в условиях жесткой конкуренции). Стратегическая потребность в инновации вызвана перспективными прогнозами хозяйственной деятельности, например прогнозами потери конкурентоспособности товара, падения имиджа хозяйствующего субъекта, возможным его банкротством и т. п. Целью инновации здесь является повышение конкурентоспособности продукта и всего хозяйствующего субъекта в будущем. Такая инновация представляет собой инновацию развития.

    Внешний классификационный  признак указывает на форму реализации инновации. По этому признаку инновации бывают в форме продукта, операции и т. д.

    Структурный классификационный  признак показывает, для какой отрасли народнохозяйственного комплекса или для какой сферы экономических отношений предназначена инновация. Поданному признаку инновации бывают производственно-торговые, социально-экономические, финансовые [4 c. 44-47].

1.3 Процесс разработки  инноваций.

    Процесс начинается с появления идеи о  новом способе производства или  новом способе расширения рынка  продукции. Очень часто источник идеи – открытия и изобретения  с высоким коммерческим потенциалом, сделанные в ходе фундаментальных научных исследований в прикладных экономических дисциплинах. Конкретными источниками инновационных идей могут выступать:

    потребители, т. е. изучение потребительского спроса;

    ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции, услуг;

    конкуренты, в некоторых случаях их деятельность, направленная на изучение потребительского спроса, может подтолкнуть предпринимателя к формированию собственной инновационной идеи:

    торговые  агенты, дилеры и прочие посредники; консультанты предпринимателя по каким-то определенным элементам инновационной деятельности; непосредственно работники предприятия. Наиболее активно в некоторых фирмах как источник инновационных идей используется именно персонал предприятия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров; при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекаются рядовые работники. После формирования инновационных идей перед фирмой стоит задачи отбора наиболее перспективных идей. Выбирая инновационную идею, предприниматель должен учитывать не только необходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку, если отсутствуют средства, необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой. Прежде чем предпринимательской фирме принять решение о внедрении какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты. Во-первых, нужно выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инновации). Зарубежные экономисты для подобного анализа предлагают ответить на следующие вопросы: Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта? Существует ли вообще необходимость в создании нового продукта? Есть ли необходимость замены одного продукта другим? Является ли новый продукт органичным продолжением предыдущего ряда продуктов? И другие аналогичные вопросы.

    Это первая стадия обновления работы экономики, и первая стадия на пути внедрения  новшества и совершения необходимых  сопутствующих изменений типичные идеи первой стадии могут быть представлены на следующих подходах:

  • Внедрение продукции с новыми свойствами, появление новых рынков сбыта и нового рыночного обеспечения производства;
  • Использование нового сырья, новых технологический процессов, использование новой техники;
  • Изменение в организации производства и его материального обеспечения.

    Цель  второй стадии – продемонстрировать принципиальную возможность практической реализации первоначальной новаторской  идеи. Большинство работ технической  стадии проводятся в специализированных лабораториях, на малых предприятиях, в КБ, в научно-производственных отделениях крупных промышленных организаций. На этой стадии происходит выполнение работ по исскизно-техническому проектированию, разработке рабочей конструкторской документации, изготовлению и испытанию опытных образцов (прототипов) инновационной продукции. Работающий прототип первоначальной идеи уместно назвать – технической инновацией.

    При успешном завершении второй (технической) стадии можно перейти на следующую, это разработка экономически выгодной технологии массового производства новой продукции. Работы этой стадии инновационного процесса проводятся на малых предприятиях, на опытных заводах, в научно-производственных отделениях крупных машинных организаций.

    Создание  технологии массового производства новой продукции создает предпосылки для перехода к четвертой, последней, стадии внедрения – создание и внедрение в строй мощностей по массовому производству инновационной продукции. Работы четвертой стадии инновационного процесса проводятся на основных производственных мощностях предприятий с вовлечением необходимых управляющих структур этих предприятий [1 c. 20-25].

    Весь  вышеперечисленный процесс последовательного  превращения новаторской идеи в  серийную продукцию можно изобразить следующим образом (рис 1.2):

      
 
 
 
 
 

    Рис. 1.2.Процесс разработки инноваций

    2.Состояние  отечественной инновационной  деятельности.

    2.1 Механизм государственной  поддержки.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия