Инновационная деятельность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века И. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений.

Содержание

Введение
Общие положения
Основные типы инноваций
Инновации как объект деятельности организации
Жизненный цикл инноваций
Управление, планирование и организация инновационной деятельности
Оценка эффективности инновационного проекта
Методы оценки эффективности проекта
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 70.81 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Белгородский государственный  национальный исследовательский университет

(НИУ «БелГУ»)

 

 

 

 

 

 

 

Кафедры  «Управление  персоналом»

Реферат по дисциплине  «Экономика организации»

Студентки 1 курса группы  111162

Направление подготовки «Управление  персоналом»

 Черновой Натальи Николаевны

 

На тему:  «Инновационная деятельность организации »

 

 

 

Проверила:

Сидоренко Е.Е.

 

 

 

 

 Белгород   2012г.

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Общие положения
  2. Основные типы инноваций
  3. Инновации как объект деятельности организации
  4. Жизненный цикл инноваций
  5. Управление, планирование и организация инновационной деятельности
  6. Оценка эффективности инновационного проекта
  7. Методы оценки эффективности проекта

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века И. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений.

   Й.Шумпетер стремился к тому, чтобы термин «новшество» употреблялся в совершенно определенном смысле: им должно было обозначаться решение предпринимателя о проведении в жизнь новой идеи, касающейся технологии или какого-либо другого вопроса, относящегося к управлению предприятием (заготовка материалов, сбыт и т. д.).

   Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. №832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации: «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Известный специалист в области  управления инновациями, Элейн Дандон, и ее коллеги разработали общее определение инновации, которое включает в себя четыре ключевых компонента.

    Креативность — умение генерировать новые идеи.

    Стратегия - выяснение того, является ли эта идея новой и полезной с точки зрения развития организации.

    Реализация — переход от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг.

Именно на этапе реализации происходит девальвация многих превосходных творческих и потенциально инновационных  идей, и соответственно теряются шансы  создать для организации новую  успешную бизнес-модель. Менеджеры  нередко не решаются идти на связанный  с новыми идеями риск и стараются  всеми силами уклониться от изменений.

    Прибыльность — повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи. Концепция прибыльности может проявляться на практике по-разному, а именно: как финансовый выигрыш, как повышение морального состояния сотрудников и корпоративной солидарности или как вклад в жизнь общества.

Само определение инновации  представляет собой «прибыльную  реализацию творческой стратегии».

1. Общие  положения

     Инновационная деятельность организации по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

• проведение научно-исследовательских  и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

• подбор необходимых видов  сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

• разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

• проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой  техники, необходимой для изготовления продукции;

• разработку и внедрение  новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

• исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения  инноваций;

• подготовку обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

• проведение работ или  приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

• организацию и проведение маркетинговых исследований н продвижению  инноваций и т.д.

    Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику организации. Ее цель - предоставить предприятию существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итого увеличить рентабельность производства и сбыта.

    Мотивами инновационной деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто служат:

• необходимость приспособлении организации к новым условиям хозяйствования;

• изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;

• совершенствование и  динамика рынков сбыта и потребительских  предпочтений, то есть давление спроса;

• активизация конкурентов;

• конъюнктурные колебания;

• структурные отраслевые изменения;

• появление новых дешевых  ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения, и т.д.

Внутренними мотивами инновационной  деятельности организации являются:

• стремление увеличить  объем продаж;

• расширение доли рынка, переход  на новые рынки;

• улучшение конкурентоспособности  фирмы;

• экономическая безопасность и финансовая устойчивость организации;

• максимизация прибыли  в долгосрочном периоде.

    Для развития инновационной деятельности организации важное значение имеют количественные и качественные показатели:

• материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным  оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и пр.;

• кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;

• научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных  теоретических исследований, лежащих  в основе научного задела, имеющегося на предприятии;

• информационные, характеризующие  состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной пёриодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно - конструкторской документации;

• организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации  и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;

• инновационные, характеризующие  наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т. д..;

• рыночные, оценивающие  уровень конкурентоспособности  новшеств, наличие спроса, заказов  на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;

• экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;

• финансовые, характеризующие  инвестиции в новшества и их эффективность.

 

2. Основные типы инноваций

 

I. В зависимости от конечного  результата

Тип 1: инновация продукта

Инновация продукта или услуги является результатом реализации на практике нового способа решения  проблемы покупателя, что приносит выгоду, как покупателю, так и  компании, внедряющей инновацию.

Тип 2: инновация процесса

Инновация процесса обеспечивает рост прибыльности, сокращает затраты, повышает производительность труда  и заработную плату персонала.

Для компаний-производителей инновация процесса предполагает внедрение  новых методов производства и  технологий, которые обеспечивают преимущества в виде уменьшения затрат, повышения  качества, сокращения временного цикла, сроков разработки и поставки продукта либо в возможности широкой унификации продуктов и услуг, к ним прилагаемых.

Инновация процесса останется  жизненно важной для роста компании по той простой причине, что без  совершенствования процесса невозможно внедрить инновацию продукта или  стратегии.

Тип 3: инновация стратегии

Инновация стратегии подразумевает  пересмотр существующих в отрасли  методов создания ценности для потребителей, с тем, чтобы удовлетворять вновь  возникшие нужды клиентов, повышать ценность продуктов, формировать новые  рынки и новые группы потребителей для компании. Результатом ее является то, как фирма меняет целевые группы потребителей и как она выходит  на рынок, то есть доводит свои продукты или услуги до конечного потребителя.

 

II. По степени действенности

Приростная  инновация

Хотя приростные инновации  оказывают небольшое или совсем незначительное воздействие на чистую прибыль фирмы, они, тем не менее, позитивны, поскольку повышают удовлетворенность  потребителей и, следовательно, эффективность  продукта или услуги. Точно так  же приростная инновация процесса повышает производительность и снижает затраты  фирмы.

Вот несколько примеров приростных инноваций в секторе услуг: гостиница вводит упрощенную процедуру регистрации постояльцев; сеть супермаркетов облегчает безналичный расчет; банк по-новому оформляет интерьер приемной; в доме престарелых появляется разметка для слепых; международная авиакомпания размещает в салоне первого класса полностью откидывающиеся сиденья для сна.

Существенная  инновация

Следующий уровень — существенные инновации: как для потребителя  по степени выгоды, так и для  финансирующей их компании, которая  считает, что они значительно  помогут ее росту и развитию. Существенные инновации дают возможность компании выполнять свои задачи по росту бизнеса, увеличению доли рынка и снижению операционных затрат (существенная инновация процесса).

Инновация-прорыв

Новый продукт, услуга или  изменение стратегии, которые ведут к значительному увеличению доходов и чистой прибыли, являются инновациями-прорывами, или революционными инновациями. В общем случае определить, какую прибыль в долларах и центах должна принести та или иная идея, чтобы ее можно было назвать прорывом, невозможно, поскольку прибыль зависит от размера компании и оттого, что требуется предпринять для ее существенного роста. Таким образом, компания сама определяет, какие инновации являются для нее прорывами.

Радикальные инновации

Радикальными считаются  такие инновации, которые требуют  от компании создания новых направлений работы или новых линий на основе новых идей и технологий или для снижения расходов. Радикальные инновации видоизменяют экономику и подрывают целые отрасли промышленности.

Royal Dutch/Shell на вопрос о том, насколько масштабной должна быть идея, чтобы ее можно было назвать прорывом, нам ответили: она должна принести не менее 100 млн дол. валового дохода.

 

Источники инноваций

          • Анализ текущего состояния бизнеса
          • Анализ текущих нужд потребителей с использованием метода фокусных групп
          • Анализ текущих и потенциальных нужд потребителя с использованием метода прямого наблюдения (EmpatheticDesign)
          • Предсказание будущих нужд потребителя с использованием исследовательского метода лидирующего пользователя
          • Исследование решений, уже существующих в вашей категории
          • Исследование решений, уже существующих вне вашей категории
          • Исследование эталонных преимуществ
          • Отслеживание технологии
          • Чтение литературы широкой тематики и ведение учета прочитанной литературы.

Информация о работе Инновационная деятельность организации