Инновации на предприятии

Автор: Виктория Плотникова, 29 Ноября 2010 в 10:11, реферат

Описание работы

Роль инноваций на предприятии, инновации как фактор развития предприятий.

Работа содержит 1 файл

К.Р..doc

— 102.50 Кб (Скачать)

В сфере  научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные  исследования не имеют прямого отношения  к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как правило, разработками; исследования в собственном смысле отходят здесь на задний план.

Исходя  из своих целеустановок эти предприятия  могут осуществить техническую  реализацию продукта посредством собственных  разработок (возможно, исследований) или  прибегнуть к кооперации с другими  компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

  • окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;
  • конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;
  • проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

И в  этой фазе настоятельно рекомендуется  прибегать к внешним источникам знания, например в таких формах:

  • обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках, публикации статей;
  • трансфер знания благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;
  • совместные исследования с другими предприятиями;
  • приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте;
  • кооперация в разработках.

Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых  и средних предприятий требует  целенаправленного использования  всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные в своей области технологические лидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениями технологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие практические и теоретические достижения.

5-я  фаза: освоение производства

Разработка  продукта считается законченной, когда  можно начать производство и все  внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

  • адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;
  • ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;
  • запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;
  • поиски новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента в данной фазе важно  обеспечить максимально короткие сроки  развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

6-я  фаза: внедрение на  рынок

Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных  лишь  около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

Под внедрением на рынок товаров или услуг  понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование  маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией.

На крупных  предприятиях перед окончательным  введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности  в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано  с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.

Каждая  фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно крупных  денежных средств. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом  таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы. В таблице приводится примерное распределение общих издержек по инновационным проектам на малых и средних предприятиях. Исследования показывают, что на этих предприятиях сильно недооцениваются затраты, приходящиеся на последнюю фазу - внедрение на рынок.  

III. Об эффективности малых фирм в инновационном процессе свидетельствуют следующие данные: по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в четыре раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100-1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость свыше 1000 человек. Темпы нововведений у них на треть выше, чем у крупных, кроме этого, небольшим фирмам требуется в среднем 2,22 года, чтобы выйти со своими нововведениями на рынок, тогда как крупным - 3,05 года.

Участие крупных фирм в рисковом финансировании по сравнению с традиционными  формами ведения НИОКР обусловлено  не только повышенной отдачей, но и  их прямой экономической заинтересованностью. Дело в том, что независимые малые  фирмы пользуются налоговыми и другими льготами, получают прямую финансовую поддержку в рамках правительственных программ стимулирования научно-технического прогресса. В результате в настоящее время венчурное финансирование во многих странах активно развивается. Определенное развитие венчурные формы получают и в России.

Информация о работе Инновации на предприятии