Инновации на предприятии

Автор: Виктория Плотникова, 29 Ноября 2010 в 10:11, реферат

Описание работы

Роль инноваций на предприятии, инновации как фактор развития предприятий.

Работа содержит 1 файл

К.Р..doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Введение. В последнее время, в связи с постановкой вопроса о введении и использовании инноваций, многие предприятия ориентируются именно в этом направлении. Инновации становятся ключевым фактором развития предприятий. Но в то же время инновационная деятельность требует стратегического планирования и специальных умений. Увеличение оборота и рост производства на предприятиях в современных условиях  решающим образом зависят от инноваций, предпосылкой для выживания компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Поскольку именно нововведения являются фактором успеха предприятия, особенно, если данные товары не имеют заменителей. Предприятие, использующие такой ход, в большинстве случаев сохраняют преимущество на среди тех или иных товаров. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.

I. Под инновациями следует, прежде всего, понимать изменения, новшества, которые при правильном применении будут эффективно и продуктивно действовать и приносить прибыль на предприятии. В тоже время, это не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

  • новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
  • новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
  • новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
  • измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);
  • новые или улучшенные производственные системы.

Перечисленные виды инноваций на практике взаимосвязаны  между собой.

В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и  социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

    Определяющими для инноваций являются следующие  признаки:

  1. они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
  2. дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
  3. означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;
  4. нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

Инновации, по сути, являются результатом творческой предпринимательской деятельности. В самом процессе создания уникального, усовершенствованного участвуют многие подразделения фирмы, а также значительное воздействие оказывают внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.).

Инновационная деятельность предприятия - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций  в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и  организации производства.

Инновационной деятельности должно предшествовать выявление  проблем предприятия. После определения «пробелов» предприятия следует непосредственная организация инновационной деятельности и осуществление самого процесса применения инноваций.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все устаревшее, то, что стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить своеобразную «рентгенограмму» всех сторон деятельности предприятия. Она включает в себя диагностику производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д.

Инновационные идеи имеют источники, которые подразделяются на внутренние и внешние. Ко внутренним источникам относят:

  1. неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;
  2. неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;
  3. нововведения, основанные на потребности процесса;
  4. внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Внешние источники имеют свое происхождение  за пределами предприятия. К ним  относят:

  1. демографические изменения;
  2. изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
  3. новые знания (как научные, так и ненаучные).

Анализ  названных ситуаций при рассмотрении того или иного типа изменения  позволяет установить характер инновационного решения.

Нововведения, относительно новых знаний и основанные на потребности процесса представляются наиболее важными, поскольку имеют радикальный характер.

Изменение, вызываемое потребностью процесса, основывается на потребности практики, жизни (замена ручного набора в книгопечатании, сохранение свежести продуктов и др.).

Наиболее  существенные изменения происходят на основе "новых знаний". Нововведения, основанные на новых знаниях (открытиях), как правило, трудноуправляемы. Это  обусловливается рядом обстоятельств. Прежде всего наблюдается, как правило, большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

Инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

Основной  организационный принцип для  инновации заключается в подборе коллектива, занимающегося непосредственно разработкой нововведений. Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчиваются неудачей. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоянии - уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практически не остается времени. Существующие подразделения, в какой бы сфере они ни функционировали, в основном способны лишь расширять, модернизировать производство.

Предпринимательская и инновационная деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна.

Прибыль от реализации инновационного проекта  существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в 5-10-кратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную.

Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого подразделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

Внутренние  венчуры представляют собой небольшие  подразделения, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках предприятий. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников предприятия или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Это подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства предприятия. В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия. В Российской Федерации внутренние венчуры созданы на ряде крупных промышленных предприятий, прежде всего, военно-промышленного комплекса (ВПК).

II. Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

Фазы, как  правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных  фаз. Так, оценки и расчеты экономической  эффективности необходимо проводить  не только в фазе поиска идей, но и  в последующих фазах. Между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.

1-я  фаза: стратегия предприятия 
и инновации

Стратегические  решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области  общей стратегии предприятия  и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

  • выбор рынка или рыночного сегмента;
  • утверждение применяемой технологии;
  • выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;
  • решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;
  • установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.

2-я  фаза: поиски идей  и их оценка

В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При  этом можно выделить три пути поиска:

  • разработка новых идей (генерирование идей);
  • критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;
  • поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

При поиске новых идей малым и средним  предприятиям особенно рекомендуется  чаще обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и  исследовательских центров.

Для внутрифирменного генерирования идей можно использовать ряд методов.

При применении интуитивных методов центральным  пунктом является спонтанное творческое генерирование идей людьми, обладающими  интеллектом выше среднего уровня, а также специальными знаниями. В качестве примера поиска новых идей можно назвать методы "мозговой атаки", конкурсы, экспертные опросы.

Главное место в аналитических методах  занимают логически структурированные  процедуры. Сюда относятся метод  дерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика, а также эвристические методы.

Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала  отбрасываются неподходящие, затем  проверяются самые перспективные  с одновременным выявлением их потенциальных  рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.

3-я  фаза: продуктовое  решение

В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:

  • постановку целей и задач по данному продукту;
  • составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;
  • планирование производства для предприятия в целом;
  • планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

Подобное  планирование содержит в себе все  важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

4-я  фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер

Информация о работе Инновации на предприятии