Инфраструктура транспорта нефти и газа в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:42, реферат

Описание работы

«Экономика отрасли» изучает экономическое своеобразие отдельных отраслей экономики страны. Это своеобразие зависит от многих причин и факторов. Отрасль представляет собой совокупность предприятий, объединенных одной сырьевой базой, единым профессиональным составом работников, техникой и технологией.

Содержание

Введение 3
1.Основная часть 4
2.Выводы 9
3.Предложения 10
Список использованной литературы 11

Работа содержит 1 файл

экономика отрасли.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

 Институт Экономики

 

 

Кафедра «Экономика и

управление предприятием»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Экономика отрасли»

на тему «Инфраструктура транспорта нефти и газа в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

*********

 

Принял:

**********

 

 

 

 

Астрахань, 2012

 

Содержание

С

Введение 3

1.Основная часть  4

2.Выводы  9

3.Предложения  10

Список использованной литературы 11

 

Введение

«Экономика отрасли» изучает экономическое своеобразие отдельных отраслей экономики страны. Это своеобразие зависит от многих причин и факторов.

Отрасль представляет собой совокупность предприятий, объединенных одной сырьевой базой, единым профессиональным составом работников, техникой и технологией.

Производительные силы представляют собой систему элементов, а именно: средства производства (средства труда и предметы труда) и люди (трудовые ресурсы и экономически-активное население), которые определенным образом взаимодействуют между собой в процессе производства какой-либо продукции из исходного вещества природы.

Принципы размещения производительных сил:

  1. Приближение предприятий к источникам сырья материалов, топлива, энергии и готовой продукции;
  2. Рациональное разделение труда между экономическими районами и комплексное развитие хозяйств этих районов;
  3. Учет внеэкономических обстоятельств.

Факторы размещения производительных сил:

- Природные;

- Научно-технологический прогресс;

- Демографический;

- Социальный;

- Транспортный;

- Формы организации общественного производства;

- Характер размещения производительных сил, унаследованных от предыдущей общественно-экономической формации.

В данном реферате рассматривается современное состояние инфраструктуры транспорта нефти и газа в России, даются выводы и предложения.

 

  1. Основная часть

По протяженности и емкости систем трубопроводного транспорта углеводородов Россия находится на втором месте в мире после США. При этом российские трубопроводные системы в значительной мере ориентированы на экспорт, тогда как американские - в основном имеют внутреннее назначение. По магистральным трубопроводам поставляется более 90% российской нефти, почти 23% нефтепродуктов и около 100% газа.

Система нефтепроводного транспорта России - это 48.7 тыс. км магистральных нефтепроводов, включающих 393 нефтеперекачивающие станции. Пропускная способность нефтепроводов - свыше 400 млн т в год. Протяженность нефтепродуктопроводов превышает 20 тыс. км, в том числе 15 тыс. магистральных и около 5 тыс. км - распределительных. Годовая мощность нефтепродуктопроводной системы, включающей 100 нефтепродуктоперекачивающих станций, составляет около 49 млн т. Емкость резервуарных парков по нефти - свыше 13,2 млн м3, по нефтепродуктам - 4.63 млн м3. Единая система газоснабжения России включает 150,2 тыс. км магистральных газопроводов и почти 5 тыс. км - газопроводов отводов. Еще около 3,5 тыс. км составляют магистральные газопроводы вне ЕСГ. Протяженность газораспределительных сетей - более 360 тыс. км. Активный объем подземных хранилищ газа на территории РФ составляет около 60 млрд м3.

Среднесетевая загрузка магистральных нефтепроводов превышает 95%, нефтепродуктопроводов - 53%. Уровень загрузки магистральных газопроводов в зависимости от региона и сезонности - от 20 до 100%.

Более 50% магистральных нефтепроводов эксплуатируются свыше 25 лет при нормативе 30 лет, износ основных фондов нефтепродуктопроводов и резервуарных мощностей превышает 70%.

Более 70% российской нефти и 90% газа добывается в Западной Сибири, в перспективе новые крупные центры добычи нефти и газа будут сформированы в Восточной Сибири, Республике Саха, на шельфе арктических морей. Поэтому современная система поставок углеводородов в значительной мере предназначена для транспортировки нефти и газа из районов Сибири и Крайнего Севера на сверхдальние расстояния в западном и юго-западном направлениях.

В ближайшие десятилетия на функционирование и развитие нефте- и газотранспортного комплекса будут влиять следующие процессы.

Изменение географии добычи - появление новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха - Якутия, шельфе морей), при снижении добычи в европейской части страны, в первую очередь в Вопго-Уральской и Северокавказской нефтегазоносных провинциях.

- Изменение структуры внутрироссийских поставок нефти и газа - повышение загрузки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в восточных регионах страны, газификация юга Западной и Восточной Сибири, расширение Единой системы газоснабжения на восток.

- Появление крупных центров в Каспийском регионе, рост добычи нефти и газа на Ближнем Востоке, в Северной и Западной Африке, падение добычи в Северном море, на континентальных месторождениях США, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

- Стабилизация потребления нефти и нефтепродуктов в Западной Европе, медленный рост в Северной Америке, при быстром увеличении - в странах АТР.

- Изменение структуры мирового спроса на газ - до 2010-2015 гг. продолжится относительно быстрое увеличение в Западной Европе и Северной Америке, после 2015 г. - в АТР.

При развитии систем транспорта углеводородов необходимо учитывать, что наряду с

российской нефтью по системе нефтепроводов ЛК «Транснефть» и КТК, на европейский рынок начнет поступать в больших количествах нефть из Каспийского региона. По системе магистральных газопроводов ОАО «Газпром» на рынок европейских стран СНГ из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана будут поставляться значительные объемы природного газа.

Интересы России при формировании поставок нефти и газа из Каспийского региона таковы:

— максимальное использование существующей на российской территории и создание новой нефте- и газотранспортной инфраструктуры;

— переориентация при необходимости части потоков нефти, а после 2015 г. - и газа с высококонкурентных европейских рынков на быстрорастущие рынки АТР и емкий рынок Северной Америки, в том числе с использованием схем замещения;

— минимизация экономических и политических рисков при реализации проектов.

Конкурентными для России на западном направлении проектами являются нефтепровод «Баку - Тбилиси - Джей-хан» и газопровод «Баку - Тбилиси - Эрзерум», а также газопроводы «Иран - Турция (ЮАТ-4)» и «Турция - Греция». Эти проекты политически и экономически невыгодны для России, поскольку потоки нефти и газа из Азербайджана. Туркменистана, Ирана и Казахстана будут транспортироваться уже не через российскую территорию, формируются независимые от России направления поставок на высококонкурентные международные рынки.

Главные направления развития систем транспорта нефти, нефтепродуктов и газа из России - это балтийское, северное и восточное.

Основной приоритет поставок нефти в этом направлении - Балтийская трубопроводная система. Проект включает в себя нефтепровод Ярославль - Приморск и нефтяной терминал на Балтийском море. Пропускная способность комплекса должна составить 62 млн т сырой нефти в год.

Интересы России при реализации проекта заключаются, прежде всего, в расширении экспортных возможностей, ограничении транзита российской и каспийской нефти через страны Балтии, усилении позиции России на рынке Северо-Западной Европы, где в перспективе ожидается сокращение поставок нефти из месторождений Северного моря.

Крупнейший проект транспортировки газа на Балтийском направлении - Северо-Европейский газопровод. Предполагается строительство газопровода через акваторию Балтийского моря от Выборга до побережья Германии с сооружением морских газопроводов-отводов для подачи газа потребителям Финляндии, Швеции, Великобритании и других стран. Протяженность сухопутного участка - 568 км, морского - 1089 км, диаметр -1067 мм, рабочее давление - 200 атмосфер. Пропускная способность - 19,7 с увеличением в перспективе до 80 млрд м3 в год.

Строительство системы нефтепродуктопроводов «Северные ворота» по маршруту «Кстово - Ярославль - Кириши -Приморск» позволит повысить надежность снабжения бензином и дизельным топливом Северо-Запада России, расширить коммерчески эффективные поставки светлых нефтепродуктов на экспорт в страны Северо-Западной и Западной Европы. Пропускная способность первой очереди нафтепродуктопровода - 9 млн т в год, проектная мощность - 24 млн т.

Важнейшее направление независимого выхода России на международные энергетические рынки - использование Северного морского пути, формирование трубопроводной инфраструктуры и крупных перевалочных комплексов нефти, конденсата, сжиженного природного газа (СПГ) на побережье Баренцева, Карского и Белого морей. -

Рассматриваются два крупнейших альтернативных проекта поставок нефти - это нефтепровод «Западная Сибирь -Мурманск» с терминалом на Кольском полуострове и «Западная Сибирь - Индига» с перевалочным комплексом на мысе Святой Нос в Баренцевом море.

Возможные маршруты нефтепровода на Кольский полуостров: «Западная Сибирь - Ухта - Мурманск» протяженностью 3600 км и «Западная Сибирь - Уса (через Белое море) -Мурманск» протяженностью 2500 км. Пропускная способность комплекса - 80-120 млн т в год. Капитальные вложения в зависимости от маршрута: 3.4-4.5 млрд дол. Предполагаемые сроки реализации: 2013-2014 гг. В настоящее время ведется подготовка проектной документации.

Строительство нефтепровода и глубоководного терминала обеспечивает независимый круглогодичный выход на североамериканский и североевропейские рынки нефти, что повышает надежность и коммерческую эффективность сбыта сибирской нефти, позволит резко увеличить транзит каспийской нефти через российскую территорию.

В рамках альтернативного проекта планируется строительство нефтепровода с месторождений Западной Сибири по маршруту «Сургут - Индига» и сооружение на мысе Святой Нос нефтяного терминала. Протяженность маршрута существенно короче - около 1450 км, пропускная способность такая же, как и в мурманском проекте - 80-120 млн т в год, капитальные вложения - около 1,6 млрд дол.

Преимущества строительства нефтепровода в Индигу -более низкая капиталоемкость и снижение эксплуатационных затрат на трубопроводной части маршрута, возможность подключения к системе большого количества месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Главное достоинство мурманского направления - возможность круглогодичных поставок, в отличие от Индиги, где ледовая обстановка существенно более сложная.

Возможные угрозы для обоих маршрутов связаны с отсутствием гарантий со стороны США в закупках нефти, а также с резким усилением экологической нагрузки в Баренцевом и Норвежском морях.

Развитие нефтегазового комплекса в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сдерживается отсутствием эффективной системы поставок нефти и газа. Для организации крупных поставок нефти и газа российским потребителям и в страны АТР предполагается формирование системы сверхдальнего трубопроводного транспорта, строительство заводов по переработке и сжижению природного газа, создание инфраструктуры для отгрузки нефти, нефтепродуктов, СПГ и конденсата в портах Хабаровского, Приморского краев и Сахалинской области.

 

2. Выводы

Изучив современное  состояние инфраструктуры транспорта нефти и газа в России можно  сделать выводы, что при обосновании  планов реальных действий важно учесть четыре группы факторов: социальные, экономические, геополитические и экологические.

Социальный  эффект будет заключаться в газификации  населенных пунктов и промышленных предприятий российских восточных  территорий, создании дополнительных рабочих мест при строительстве и эксплуатации систем транспортировки нефти и газа, недопущении кризиса в работе угольных предприятий региона.

Экономические условия будут определяться капиталоемкостью проектов, возможностью подключения  существующих и прогнозируемых к  открытию месторождений, условиями сбыта.

Геополитические интересы России заключаются в максимальном использовании российской территории и инфраструктуры при транспортировке  нефти и газа, обеспечении безопасности внутреннего рынка, независимого выхода на международные рынки.

Экологический эффект будет заключаться в улучшении  экологической обстановки в результате газификации и появлении новых  рисков, связанных со строительством и эксплуатацией нефте- и газопроводов. При этом необходимо обеспечить минимизацию  отчуждения земель, снижение рисков аварий на трубопроводах, в том числе из-за прохождения трасс в районах с высокой сейсмичностью, исключить возможность загрязнения озера Байкал.

 

3. Предложения

В целях повышения эффективности  инфраструктуры транспорта нефти и  газа в России необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. Необходимость  развития дополнительных маршрутов  от источников сырья в северо-западном  и юго-восточном направлениях.

2. Поддержание  технологической надежности и  модернизация систем трубопроводов,  морских, речных и железнодорожных терминалов, повышение их пропускной способности и коммерческой эффективности, а также формирование новых систем транспорта углеводородов.

Информация о работе Инфраструктура транспорта нефти и газа в России