Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:42, реферат
«Экономика отрасли» изучает экономическое своеобразие отдельных отраслей экономики страны. Это своеобразие зависит от многих причин и факторов. Отрасль представляет собой совокупность предприятий, объединенных одной сырьевой базой, единым профессиональным составом работников, техникой и технологией.
Введение 3
1.Основная часть 4
2.Выводы 9
3.Предложения 10
Список использованной литературы 11
Институт Экономики
Кафедра «Экономика и
управление предприятием»
Реферат
по дисциплине «Экономика отрасли»
на тему «Инфраструктура транспорта нефти и газа в России»
Выполнила: студентка
*********
Принял:
**********
Астрахань, 2012
Содержание
С
Введение 3
1.Основная часть 4
2.Выводы 9
3.Предложения 10
Список использованной литературы 11
Введение
«Экономика отрасли» изучает экономическое своеобразие отдельных отраслей экономики страны. Это своеобразие зависит от многих причин и факторов.
Отрасль представляет собой совокупность предприятий, объединенных одной сырьевой базой, единым профессиональным составом работников, техникой и технологией.
Производительные силы представляют собой систему элементов, а именно: средства производства (средства труда и предметы труда) и люди (трудовые ресурсы и экономически-активное население), которые определенным образом взаимодействуют между собой в процессе производства какой-либо продукции из исходного вещества природы.
Принципы размещения производительных сил:
Факторы размещения производительных сил:
- Природные;
- Научно-технологический прогресс;
- Демографический;
- Социальный;
- Транспортный;
- Формы организации общественного производства;
- Характер размещения производительных сил, унаследованных от предыдущей общественно-экономической формации.
В данном реферате рассматривается современное состояние инфраструктуры транспорта нефти и газа в России, даются выводы и предложения.
По протяженности и емкости систем трубопроводного транспорта углеводородов Россия находится на втором месте в мире после США. При этом российские трубопроводные системы в значительной мере ориентированы на экспорт, тогда как американские - в основном имеют внутреннее назначение. По магистральным трубопроводам поставляется более 90% российской нефти, почти 23% нефтепродуктов и около 100% газа.
Система нефтепроводного транспорта России - это 48.7 тыс. км магистральных нефтепроводов, включающих 393 нефтеперекачивающие станции. Пропускная способность нефтепроводов - свыше 400 млн т в год. Протяженность нефтепродуктопроводов превышает 20 тыс. км, в том числе 15 тыс. магистральных и около 5 тыс. км - распределительных. Годовая мощность нефтепродуктопроводной системы, включающей 100 нефтепродуктоперекачивающих станций, составляет около 49 млн т. Емкость резервуарных парков по нефти - свыше 13,2 млн м3, по нефтепродуктам - 4.63 млн м3. Единая система газоснабжения России включает 150,2 тыс. км магистральных газопроводов и почти 5 тыс. км - газопроводов отводов. Еще около 3,5 тыс. км составляют магистральные газопроводы вне ЕСГ. Протяженность газораспределительных сетей - более 360 тыс. км. Активный объем подземных хранилищ газа на территории РФ составляет около 60 млрд м3.
Среднесетевая загрузка магистральных нефтепроводов превышает 95%, нефтепродуктопроводов - 53%. Уровень загрузки магистральных газопроводов в зависимости от региона и сезонности - от 20 до 100%.
Более 50% магистральных нефтепроводов эксплуатируются свыше 25 лет при нормативе 30 лет, износ основных фондов нефтепродуктопроводов и резервуарных мощностей превышает 70%.
Более 70% российской нефти и 90% газа добывается в Западной Сибири, в перспективе новые крупные центры добычи нефти и газа будут сформированы в Восточной Сибири, Республике Саха, на шельфе арктических морей. Поэтому современная система поставок углеводородов в значительной мере предназначена для транспортировки нефти и газа из районов Сибири и Крайнего Севера на сверхдальние расстояния в западном и юго-западном направлениях.
В ближайшие десятилетия на функционирование и развитие нефте- и газотранспортного комплекса будут влиять следующие процессы.
Изменение географии добычи - появление новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха - Якутия, шельфе морей), при снижении добычи в европейской части страны, в первую очередь в Вопго-Уральской и Северокавказской нефтегазоносных провинциях.
- Изменение структуры внутрироссийских поставок нефти и газа - повышение загрузки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в восточных регионах страны, газификация юга Западной и Восточной Сибири, расширение Единой системы газоснабжения на восток.
- Появление крупных центров в Каспийском регионе, рост добычи нефти и газа на Ближнем Востоке, в Северной и Западной Африке, падение добычи в Северном море, на континентальных месторождениях США, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
- Стабилизация потребления нефти и нефтепродуктов в Западной Европе, медленный рост в Северной Америке, при быстром увеличении - в странах АТР.
- Изменение структуры мирового спроса на газ - до 2010-2015 гг. продолжится относительно быстрое увеличение в Западной Европе и Северной Америке, после 2015 г. - в АТР.
При развитии систем транспорта углеводородов необходимо учитывать, что наряду с
российской нефтью по системе нефтепроводов ЛК «Транснефть» и КТК, на европейский рынок начнет поступать в больших количествах нефть из Каспийского региона. По системе магистральных газопроводов ОАО «Газпром» на рынок европейских стран СНГ из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана будут поставляться значительные объемы природного газа.
Интересы России при формировании поставок нефти и газа из Каспийского региона таковы:
— максимальное использование существующей на российской территории и создание новой нефте- и газотранспортной инфраструктуры;
— переориентация при необходимости части потоков нефти, а после 2015 г. - и газа с высококонкурентных европейских рынков на быстрорастущие рынки АТР и емкий рынок Северной Америки, в том числе с использованием схем замещения;
— минимизация экономических и политических рисков при реализации проектов.
Конкурентными для России на западном направлении проектами являются нефтепровод «Баку - Тбилиси - Джей-хан» и газопровод «Баку - Тбилиси - Эрзерум», а также газопроводы «Иран - Турция (ЮАТ-4)» и «Турция - Греция». Эти проекты политически и экономически невыгодны для России, поскольку потоки нефти и газа из Азербайджана. Туркменистана, Ирана и Казахстана будут транспортироваться уже не через российскую территорию, формируются независимые от России направления поставок на высококонкурентные международные рынки.
Главные направления развития систем транспорта нефти, нефтепродуктов и газа из России - это балтийское, северное и восточное.
Основной приоритет поставок нефти в этом направлении - Балтийская трубопроводная система. Проект включает в себя нефтепровод Ярославль - Приморск и нефтяной терминал на Балтийском море. Пропускная способность комплекса должна составить 62 млн т сырой нефти в год.
Интересы России при реализации проекта заключаются, прежде всего, в расширении экспортных возможностей, ограничении транзита российской и каспийской нефти через страны Балтии, усилении позиции России на рынке Северо-Западной Европы, где в перспективе ожидается сокращение поставок нефти из месторождений Северного моря.
Крупнейший проект транспортировки газа на Балтийском направлении - Северо-Европейский газопровод. Предполагается строительство газопровода через акваторию Балтийского моря от Выборга до побережья Германии с сооружением морских газопроводов-отводов для подачи газа потребителям Финляндии, Швеции, Великобритании и других стран. Протяженность сухопутного участка - 568 км, морского - 1089 км, диаметр -1067 мм, рабочее давление - 200 атмосфер. Пропускная способность - 19,7 с увеличением в перспективе до 80 млрд м3 в год.
Строительство системы нефтепродуктопроводов «Северные ворота» по маршруту «Кстово - Ярославль - Кириши -Приморск» позволит повысить надежность снабжения бензином и дизельным топливом Северо-Запада России, расширить коммерчески эффективные поставки светлых нефтепродуктов на экспорт в страны Северо-Западной и Западной Европы. Пропускная способность первой очереди нафтепродуктопровода - 9 млн т в год, проектная мощность - 24 млн т.
Важнейшее направление независимого выхода России на международные энергетические рынки - использование Северного морского пути, формирование трубопроводной инфраструктуры и крупных перевалочных комплексов нефти, конденсата, сжиженного природного газа (СПГ) на побережье Баренцева, Карского и Белого морей. -
Рассматриваются два крупнейших альтернативных проекта поставок нефти - это нефтепровод «Западная Сибирь -Мурманск» с терминалом на Кольском полуострове и «Западная Сибирь - Индига» с перевалочным комплексом на мысе Святой Нос в Баренцевом море.
Возможные маршруты нефтепровода на Кольский полуостров: «Западная Сибирь - Ухта - Мурманск» протяженностью 3600 км и «Западная Сибирь - Уса (через Белое море) -Мурманск» протяженностью 2500 км. Пропускная способность комплекса - 80-120 млн т в год. Капитальные вложения в зависимости от маршрута: 3.4-4.5 млрд дол. Предполагаемые сроки реализации: 2013-2014 гг. В настоящее время ведется подготовка проектной документации.
Строительство нефтепровода и глубоководного терминала обеспечивает независимый круглогодичный выход на североамериканский и североевропейские рынки нефти, что повышает надежность и коммерческую эффективность сбыта сибирской нефти, позволит резко увеличить транзит каспийской нефти через российскую территорию.
В рамках альтернативного проекта планируется строительство нефтепровода с месторождений Западной Сибири по маршруту «Сургут - Индига» и сооружение на мысе Святой Нос нефтяного терминала. Протяженность маршрута существенно короче - около 1450 км, пропускная способность такая же, как и в мурманском проекте - 80-120 млн т в год, капитальные вложения - около 1,6 млрд дол.
Преимущества строительства нефтепровода в Индигу -более низкая капиталоемкость и снижение эксплуатационных затрат на трубопроводной части маршрута, возможность подключения к системе большого количества месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Главное достоинство мурманского направления - возможность круглогодичных поставок, в отличие от Индиги, где ледовая обстановка существенно более сложная.
Возможные угрозы для обоих маршрутов связаны с отсутствием гарантий со стороны США в закупках нефти, а также с резким усилением экологической нагрузки в Баренцевом и Норвежском морях.
Развитие нефтегазового комплекса в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сдерживается отсутствием эффективной системы поставок нефти и газа. Для организации крупных поставок нефти и газа российским потребителям и в страны АТР предполагается формирование системы сверхдальнего трубопроводного транспорта, строительство заводов по переработке и сжижению природного газа, создание инфраструктуры для отгрузки нефти, нефтепродуктов, СПГ и конденсата в портах Хабаровского, Приморского краев и Сахалинской области.
2. Выводы
Изучив современное состояние инфраструктуры транспорта нефти и газа в России можно сделать выводы, что при обосновании планов реальных действий важно учесть четыре группы факторов: социальные, экономические, геополитические и экологические.
Социальный
эффект будет заключаться в
Экономические условия будут определяться капиталоемкостью проектов, возможностью подключения существующих и прогнозируемых к открытию месторождений, условиями сбыта.
Геополитические интересы России заключаются в максимальном использовании российской территории и инфраструктуры при транспортировке нефти и газа, обеспечении безопасности внутреннего рынка, независимого выхода на международные рынки.
Экологический эффект будет заключаться в улучшении экологической обстановки в результате газификации и появлении новых рисков, связанных со строительством и эксплуатацией нефте- и газопроводов. При этом необходимо обеспечить минимизацию отчуждения земель, снижение рисков аварий на трубопроводах, в том числе из-за прохождения трасс в районах с высокой сейсмичностью, исключить возможность загрязнения озера Байкал.
3. Предложения
В целях повышения эффективности инфраструктуры транспорта нефти и газа в России необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Необходимость
развития дополнительных
2. Поддержание
технологической надежности и
модернизация систем
Информация о работе Инфраструктура транспорта нефти и газа в России