Инфраструктура предприятий: цели, задачи и перспектива развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы раскрыть тему инфраструктура предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить понятие инфраструктуры предприятия, ее виды и значение;
Ознакомится материально-технической системой обеспечения предприятия;
Изучить социальную функцию и социальную деятельность предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Инфраструктура предприятия 5
1.1 Понятие инфраструктуры предприятия, ее виды и значение 5
1.2 Вспомогательное производство предприятия, его задачи и
функции 6
Глава 2. Капитальное строительство 12
2.1 Материально-техническая система обеспечения предприятия 13
2.2 Организация маркетинга (системы сбыта продукции) на
предприятии 16
2.3 Тенденции развития производственной инфраструктуры 18
Глава 3. Социальная функция и социальная деятельность предприятия 20
Заключение 25
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

инфраструктура предприятия.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

      План  маркетинга является основополагающим документом, который устанавливает  конкретно, кто, что, когда, где и каким образом должен делать.

      Этот  план должен обеспечивать взаимодействие сбытового аппарата с производственными  подразделениями с целью определения  требований к товару, графика его  производства в сроки, установленные  сбытовыми службами. План маркетинга должен предусматривать наличие оптимальных запасов продукции (товарных запасов), программу рекламы и других мероприятий, содействующих сбыту, финансовую программу, включающую расчеты издержек и прибылей. Каждый элемент плана маркетинга должен содержать стоимостную оценку и быть связан с бюджетом предприятия.

      Обязательным  условием разработки и осуществления  программ производства, сбыта, рекламы  и других программ маркетинга является регулярная корректировка с учетом изменения конъюнктуры и перспектив развития рынка соответствующего товара. Это требует от предприятия постоянного наблюдения за развитием рынка.  

2.3 Тенденции развития производственной инфраструктуры

      Современные тенденции развития экономики России отличаются крайней сложностью, противоречивостью и нестабильностью. Все это в полной мере относится к функционированию отраслей производственной инфраструктуры с господством в них естественных монополий, к которым во всех странах относят транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования.

      Опережающее развитие производственной инфраструктуры.

      Мировой опыт свидетельствует, что без создания современных общих условий производства - транспорта и транспортных коммуникаций, связи, снабжения, информационного обмена и т.д. невозможно устойчивое поступательное развитие.

      Действия:

    • провести инвентаризацию и переоценку объектов производственной инфраструктуры;
    • разработать комплекс целевых программ развития отраслей производственной инфраструктуры;
    • создать на базе имеющихся правительственных структур единый координационный орган по комплексу отраслей производственной инфраструктуры;
    • осуществить обоснование и правовое оформление разделения полномочий с федерацией и с муниципалитетами в управлении производственной инфраструктурой;
    • обеспечить экономико-идеологическую приоритетность развития производственной инфраструктуры;
    • провести законодательное оформление стандартов финансирования развития производственной инфраструктуры;
    • создать областную геоинформационную систему.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Социальная функция и социальная деятельность предприятия 

      В формировании мотивации работников, повышении его самоотдачи в производственной деятельности особое место отводится  социальной деятельности предприятия. На предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, на случай болезни, в случае безработицы и т.д.), установленные на вышестоящем уровне. Кроме того, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы за счет выделенных на эти цели средств, заработанных коллективом предприятия5.

      Инициатором предоставления дополнительных льгот  и услуг социального характера  сверх обязательных выплат выступает  либо сама администрация, демонстрируя добровольное воплощение в жизнь социальной кадровой политики, либо это может быть Результат тарифных соглашений между администрацией и профсоюзом (или советом трудового коллектива) как защитником интересов работников предприятия.

      "Добровольно" предоставляемые работникам льготы и услуги по внутреннему договору становятся для администрации столь же обязательными, как и предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством.

      Итак, социальная политика предприятия как  составная часть менеджмента представляет собой цели и мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

      Чем больше таких льгот и услуг, чем  их сумма выше установленного законом  размера, тем привлекательнее выглядит работа на таком предприятии, тем с меньшей охотой работник захочет терять эти льготы при увольнении. Независимо от того, являются ли услуги социального характера на предприятии жизненно необходимыми (обеспечение существования) или предлагаются только в интересах привлечения квалифицированного персонала (рынок рабочей силы), они создают заинтересованность работников в экономической деятельности предприятия (организации).

      Следовательно, социальное обеспечение работников, развитие их личностных качеств, сохранение здоровья является условием успеха предприятия (организации, фирмы).

      Таким образом, социально ориентированная  кадровая политика предприятия и  связанные с ней социальные услуги должны способствовать тому, чтобы:

    • работник отождествлял себя со своим предприятием;
    • желания работников соответствовали целям предприятия;
    • росли производительность труда и готовность работников к работе;
    • работники были социально защищены, предоставляемые в законном порядке или же по тарифному соглашению социальные услуги при необходимости дополнялись;
    • поощрялась собственная инициатива работника при решении его проблем;
    • улучшалась атмосфера на предприятии, формировался благоприятный социально-психологический климат;
    • у работников и у общественности создавалось положительное представление о предприятии.

      Социальная  деятельность предприятия должна быть:

    • защитной, реализуемой через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием;
    • воспроизводственной, реализуемой через организацию оплаты труда и ее регулирование с целью обеспечения воспроизводства рабочей силы;
    • стабилизирующей, реализуемой через согласование интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство).

      Как инструмент мотивации работников, она  предусматривает принятие решений, касающихся:

    • выбора приоритетов в направленности самой социальной политики (социальная защита, социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т.д.);
    • выбора форм предоставления льгот, услуг, выплат и самих их видов;
    • оценки величины возможных выплат исходя из доставленных задач и финансовых возможностей;
    • избирательности в предоставлении льгот и услуг, дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач.

      Исходя  из зарубежного и отечественного опыта, составим укрупненный перечень выплат, льгот и услуг социального характера, предоставляемых в различных формах:

      а) денежной:

    • выплаты предприятия на приобретение собственности и имущества (например, приобретение акций предприятия по сниженной цене);
    • оплачиваемое освобождение от работы (при вступлении в брак, тяжелой болезни членов семьи, смерти родителей и т.п.);
    • дополнительные отпускные деньги;
    • компенсация укороченного рабочего дня пожилых работников;
    • дотации и пособия по нетрудоспособности, выплачиваемые больничной кассой;
    • денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами или праздниками, рождественское вознаграждение (денежные суммы или подарки);
    • предоставление в пользование служебного автомобиля
    • оплата переезда при переводе работника в другое структурное подразделение и др.;

      б) в форме обеспечения работника в старости (в дополнение к государственной пенсии и частным страховкам работника):

    • дополнительное пенсионное обеспечение в рамках фирмы (предприятия);
    • единовременное вознаграждение пенсионеров со стороны фирмы (предприятия);

      в) в форме пользования социальными учреждениями предприятия:

    • льготы в пользовании столовыми;
    • пониженная квартплата в служебном жилье;
    • ссуда под строительство жилья под особо низкие проценты; - пользование домами отдыха, санаториями;
    • предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях и др.

      Социальная  политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной  реализации. Объектом воздействия социальной политики являются не только занятые  работники предприятия, но в определенной мере и бывшие работники предприятия, в том числе вышедшие на пенсию. К факторам, оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, степень влияния профсоюзов, форма собственности и др6.

      Предприятия предоставляют своим работникам возможность выбора льгот и услуг  по своему усмотрению на определенную сумму из своеобразного "меню": заработной платы, пенсий от фирм, страхование  жизни, других льгот, выбор времени работы, отпуска и т.д. и их комбинации.

      Некоторые зарубежные фирмы используют дополнительные выплаты к заработной плате для  стимулирования заинтересованности работника  в укреплении здоровья. Это выплаты  в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, выплаты лицам, не проболевшим ни одного рабочего дня в течение года, выплаты работникам предприятия, постоянно занимающимся спортом. Все средства выплачиваются в конце года и весьма значительны. Такие дополнительные льготы, выплаты и гарантии, несомненно, увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, удорожая стоимость единицы труда. Однако очевидны и положительные стороны социальной политики (повышение мотивации, стабилизация коллектива и др.). Таким образом, социальная политика, реализуемая на предприятии, выгодна и для работников, и для администрации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В заключении можно сказать, что предприятие  функционирует в определенной предпринимательской  среде, которая оказывает влияние  на всю его деятельность.

      Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

      Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

      Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

      Правовая  среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия. 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

    1. А.И. Руденко. Экономика предприятия. - Минск, 2005.- 368с.
    2. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.-367с.
    3. Зайцев Н.Л. «Экономика промышленного предприятия». Учебник; 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.-414с.
    4. О.И. Волков Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 584с.
    5. Руденко А. И. Стратегическое планирование на предприятии.- С.: КФ КИЭУ, 2002.-467с.
    6. С.Ф. Покропывного. Экономика предприятия – М.: «Хвиля-Прес», 2008.-1360с.
    7. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.
    8. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Информация о работе Инфраструктура предприятий: цели, задачи и перспектива развития