Информационная экономика и становление её в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Отношение собственности являются исторически преходящими. Они находятся в постоянном развитии, основой которого выступает прогресс в области производительных сил, социально-экономической реализацией которого они являются. История экономической жизни общества показывает, что в обществе постоянно происходит процесс перераспределения объектов и прав собственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3-4

Собственность как экономическая категория:
Эволюция взглядов на понятие «собственность»………....5-10
Сущность и функции категории собственность…………..10-14
Формы и виды собственности………………………………14-15
1.3.1. Частная собственность……………………..…….…..15

1.3.2. Общая долевая собственность……..………………..15-17

1.3.3. Общее совместное присвоение……………..……….17-19

1.3.4. Смешанные формы…………….………………….....19

1.3.5. Комбинированные формы……………………..…….20

Динамика развития основных форм собственности в РФ на современном этапе:
Преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям………………………….…..21-27
Современное состояние основных форм собственности в РФ…………………………………………………………………..27-31
Заключение………………………………………………………….32-33

Литература……………………………………………………….….

Работа содержит 1 файл

Собственность как институт современной экономики.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

     Во-вторых, приоритетное право выбора форм, направлений  и сроков приватизации предоставлялось  трудовым коллективам. Трудовые коллективы, исходя из перспективных планов развития предприятий, могли принимать решения об очередности осуществления задач реконструкции, жилищного и социального строительства, выкупа госимущества. Свобода выбора и гибкое разнообразие возможностей преобразования госсобственности являлись особенностями подхода к реализации важнейшего направления экономической реформы. Характер принятого тогда преобразования можно определить следующими признаками: постепенность, добровольность, многообразие форм, приоритетные права трудовых коллективов».16

     Выбор направлений и форм преобразований после 1991 г. в переходной экономике  России осуществлялся в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим  основным направлениям: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); продажа с аукциона акций и самих предприятий, а также акционирование предприятий.17

     «Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам, методам. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 г., послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации».18 Можно выделить следующие основные особенности российского варианта приватизации:19

     1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

     2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было выбрано превращение госсобственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований, связанные с перераспределением прав собственности.

     3. Преобладание социально-политических целей над экономическими. Российская модель не учитывала критерии экономической эффективности осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.

     Если  рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие ее основные этапы:20

  1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала главным образом сферу социальной инфраструктуры: торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т.д.
  2. Чековая (ваучерная) стадия приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.
  3. Послеваучерный или послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов.
  4. Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита государственного бюджета отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. При этом государство, отдавая в залог пакеты акций, не планировало их возвращение и не резервировалосредства на возвращение кредитов.

     В последние годы приватизация приняла  постепенный характер, поскольку основной массив государственных и муниципальных предприятий был приватизирован.

     Результаты приватизации можно оценить по распределению организаций и предприятий по формам собственности в России (табл. 2).

     Таблица 2.

   
  Число предприятий и организаций (тыс.) в % к итогу
Всего 1995 1996 1997 1998 после дефолта 1995 1996 1997 1998 после дефолта
1946 225 2505 2727 2901 100 100 100 100 100
в т.ч. по формам  
собственнти: 
государственная
325 322 233 143 148 16,7 14,3 9,3 5,4 5,1
Муниципальная 171 198 184 178 183 8,8 8,8 7,3 6,5 6,3
Собственность общественных  
организаций
53 95 130 158 183 2,7 4,2 5,2 5,8 6,3
частная 1216 142 1731 2014 2147 62,5 63,4 69,1 73,9 74
прочие  формы  
собственности
181 209 227 235 240 9,3 9,3 9,1 8,6 8,3

   Распределение предприятий и  организаций по формам собственности в  России21 

     «Всего за 1992-1999 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий. Очень активно проходил процесс создания акционерных обществ – за 1992-1998 гг. создано 30,5 тыс. данных обществ».22

     Несмотря  на то, что в России пройдены крупные  этапы в процессе приватизации, перераспределение  прав собственности в стране еще  не завершено. Еще не найдена оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, обеспечивающая наиболее эффективные формы развития собственности. К сожалению, следует отметить, что те цели и задачи, которые ставились при проведении приватизации, не оправдали надежд большинства населения страны. Можно согласиться с мнениями многих уважаемых экономистов, что в России пока произошла лишь смена юридической формы собственности, образование же новых форм присвоения — это процесс длительный и достаточно сложный и пока не состоявшийся. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности. 

     
    1. Современное состояние основных форм собственности  в РФ
 

     «С 2003 по 2006 гг. доля госсобственности Российской Федерации в капитализации экономики возросла более чем в 1,5 раза и дошла до 30%. И в 2006 г. правительство усиливает присутствие государства в самых крупных национальных холдингах. Благодаря значительным приобретениям государственных корпораций, а также росту курсовой стоимости акций произошло увеличение доли государства с 48 млрд дол. в 2003 г. до 190 млрд дол. к началу 2006 г., следует заметить, что за это время капитализация Сбербанка и Газпрома выросла в 6 раз. Государство приобрело около 10,7% акций Газпрома, а сама корпорация соединилась с ОАО «Сибнефть»; ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (группа «Уралмаш-Ижора») пополнилось долями в РАО «ЕЭС России», «Мосэнерго».23

     «Усилился контроль над ОАО «АвтоВАЗ» и «КАМАЗ», «Силовые машины» и др. Так, в 2005 г. ОАО «ЕЭС России» приобрело пакет акций «Силовых машин», «Рособоронэкспорт» купил пакет акций «АвтоВАЗа», «Оборон-пром» - акции «Камова». На 2006 г. было намечено приобретение 13% акций «Алросы» — второй по величине алмазодобывающей корпорации во всем мире, а также ряда других компаний».24

     Российская Федерация является довольно крупным собственником. Динамика структурных преобразований госсобственности и финансовые результаты представлены в табл. 3.

     Таблица 3.

     Распределение организаций и предприятий по формам собственности (на 1 января 2007 года), тыс. ед.25 

     Показатель      1997      2002      2003      2004      2005      2006
     1      2      3      4      5      6      7
     Всего организаций      2249,5      3346,5      3593,8      3845,3      4199,8      4417,1
     В том числе по формам собственности:       
     частная      1425,5      2509,6      2725,9      2956,8      3237,7      3499,2
     государственная      322,2      150,8      155,1      157,1      161,3      159,2
     муниципальная      197,8      216,6      231      239,3      246,1      248,2
                                                
            2      3      4      5      6      7
     Финансовые  результаты приватизации в РФ
     Поступило средств  от приватизации

     государственного  и

     муниципального  имущества,

     млн руб. (до 2000 г. - млрд руб.)

     
     3815      41609      16756      22857      88673      90143
     В том числе находившегося  в собственности:       
     федеральной      1994      37927      12772      14719      72543      67919
     региональной (субъекта РФ)      354      2199      1886      4444      10295      13798
     муниципальной      1467      1483      2098      3694      5835      8426
 

     Невзирая  на явные изменения в структуре собственности, государство все еще не продавало принадлежащие ему пакеты акций в тысячах открытых и закрытых АО; до настоящего времени так и не закончена инвентаризация государственного и муниципального имущества; не определены функции значительного количества унитарных предприятий. Современная экономическая ситуация в России отличается усилением контролирующих функций государства в результате административной реформы высших органов исполнительной власти и присутствия государства в экономике за счет приобретения собственности путем купли, а также возврата собственности за долги государству.

     «В последний квартал 2006 г. в несколько раз возросла капитализация крупных отечественных корпораций, причем наиболее интенсивно - компаний со значительным присутствием госсобственности. Ротация форм собственности протекает двумя способами.

     Первый - это конфискация собственности у «эффективных» собственников. Инструментом реприватизации является дополнительная эмиссия акций в размере долга, и эти акции переходят в собственность государству. Второй путь— это выкуп контрольного пакета акций корпорации, который предотвращает ее неизбежное банкротство (инициируемое или планируемое собственниками)».26

     «Из опыта развитых стран видно, что в конкретных экономических ситуациях государственные корпорации могут развиваться интенсивнее, чем компании частного сектора. К примеру, при сильном износе инфраструктурных объектов, которые обеспечивают безопасность перевозок, требуются значительные прямые инвестиции (капиталовложения) в развитие транспортной сети государства. Реальные вложения обеспечивают увеличение тарифов и снижение прибыли частных пользователей, то есть определенное перераспределение финансовых ресурсов.

     А вот другой пример: расширение экспортных поставок сырьевых ресурсов (углеводородов) требует больших вложений в новое строительство продуктопроводов. В такие моменты обычно увеличивается доля госсектора в национальной экономике любого государства».27

     «Эта временная мера обусловлена потребностью экстенсивного расширения или модернизации. С исчезновением данной потребности может вновь измениться структура собственности. В открытой рыночной экономике бывают и такие стечения обстоятельств, когда иностранные участники обладают большими финансовыми возможностями, чтобы приобрести значимые для государства активы, чем национальные».28

Информация о работе Информационная экономика и становление её в России