Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 12:34, курсовая работа
Отношение собственности являются исторически преходящими. Они находятся в постоянном развитии, основой которого выступает прогресс в области производительных сил, социально-экономической реализацией которого они являются. История экономической жизни общества показывает, что в обществе постоянно происходит процесс перераспределения объектов и прав собственности.
Введение…………………………………………………………….3-4
Собственность как экономическая категория:
Эволюция взглядов на понятие «собственность»………....5-10
Сущность и функции категории собственность…………..10-14
Формы и виды собственности………………………………14-15
1.3.1. Частная собственность……………………..…….…..15
1.3.2. Общая долевая собственность……..………………..15-17
1.3.3. Общее совместное присвоение……………..……….17-19
1.3.4. Смешанные формы…………….………………….....19
1.3.5. Комбинированные формы……………………..…….20
Динамика развития основных форм собственности в РФ на современном этапе:
Преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям………………………….…..21-27
Современное состояние основных форм собственности в РФ…………………………………………………………………..27-31
Заключение………………………………………………………….32-33
Литература……………………………………………………….….
Во-вторых, приоритетное право выбора форм, направлений и сроков приватизации предоставлялось трудовым коллективам. Трудовые коллективы, исходя из перспективных планов развития предприятий, могли принимать решения об очередности осуществления задач реконструкции, жилищного и социального строительства, выкупа госимущества. Свобода выбора и гибкое разнообразие возможностей преобразования госсобственности являлись особенностями подхода к реализации важнейшего направления экономической реформы. Характер принятого тогда преобразования можно определить следующими признаками: постепенность, добровольность, многообразие форм, приоритетные права трудовых коллективов».16
Выбор направлений и форм преобразований после 1991 г. в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); продажа с аукциона акций и самих предприятий, а также акционирование предприятий.17
«Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам, методам. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 г., послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации».18 Можно выделить следующие основные особенности российского варианта приватизации:19
1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.
2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было выбрано превращение госсобственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований, связанные с перераспределением прав собственности.
3. Преобладание социально-политических целей над экономическими. Российская модель не учитывала критерии экономической эффективности осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.
Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие ее основные этапы:20
В последние годы приватизация приняла постепенный характер, поскольку основной массив государственных и муниципальных предприятий был приватизирован.
Результаты приватизации можно оценить по распределению организаций и предприятий по формам собственности в России (табл. 2).
Таблица 2.
Число предприятий и организаций (тыс.) | в % к итогу | |||||||||
Всего | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | после дефолта | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | после дефолта |
1946 | 225 | 2505 | 2727 | 2901 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
в
т.ч. по формам собственнти: государственная |
325 | 322 | 233 | 143 | 148 | 16,7 | 14,3 | 9,3 | 5,4 | 5,1 |
Муниципальная | 171 | 198 | 184 | 178 | 183 | 8,8 | 8,8 | 7,3 | 6,5 | 6,3 |
Собственность
общественных организаций |
53 | 95 | 130 | 158 | 183 | 2,7 | 4,2 | 5,2 | 5,8 | 6,3 |
частная | 1216 | 142 | 1731 | 2014 | 2147 | 62,5 | 63,4 | 69,1 | 73,9 | 74 |
прочие
формы собственности |
181 | 209 | 227 | 235 | 240 | 9,3 | 9,3 | 9,1 | 8,6 | 8,3 |
Распределение
предприятий и
организаций по формам
собственности в
России21
«Всего за 1992-1999 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий. Очень активно проходил процесс создания акционерных обществ – за 1992-1998 гг. создано 30,5 тыс. данных обществ».22
Несмотря
на то, что в России пройдены крупные
этапы в процессе приватизации, перераспределение
прав собственности в стране еще
не завершено. Еще не найдена оптимальная
концентрация правомочий у физических
и юридических лиц, обеспечивающая наиболее
эффективные формы развития собственности.
К сожалению, следует отметить, что те
цели и задачи, которые ставились при проведении
приватизации, не оправдали надежд большинства
населения страны. Можно согласиться с
мнениями многих уважаемых экономистов,
что в России пока произошла лишь смена
юридической формы собственности, образование
же новых форм присвоения — это процесс
длительный и достаточно сложный и пока
не состоявшийся. Критерий экономической
эффективности должен выдвинуться на
передний план в процессе перераспределения
прав собственности на новых этапах преобразования
собственности.
«С 2003 по 2006 гг. доля госсобственности Российской Федерации в капитализации экономики возросла более чем в 1,5 раза и дошла до 30%. И в 2006 г. правительство усиливает присутствие государства в самых крупных национальных холдингах. Благодаря значительным приобретениям государственных корпораций, а также росту курсовой стоимости акций произошло увеличение доли государства с 48 млрд дол. в 2003 г. до 190 млрд дол. к началу 2006 г., следует заметить, что за это время капитализация Сбербанка и Газпрома выросла в 6 раз. Государство приобрело около 10,7% акций Газпрома, а сама корпорация соединилась с ОАО «Сибнефть»; ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (группа «Уралмаш-Ижора») пополнилось долями в РАО «ЕЭС России», «Мосэнерго».23
«Усилился контроль над ОАО «АвтоВАЗ» и «КАМАЗ», «Силовые машины» и др. Так, в 2005 г. ОАО «ЕЭС России» приобрело пакет акций «Силовых машин», «Рособоронэкспорт» купил пакет акций «АвтоВАЗа», «Оборон-пром» - акции «Камова». На 2006 г. было намечено приобретение 13% акций «Алросы» — второй по величине алмазодобывающей корпорации во всем мире, а также ряда других компаний».24
Российская Федерация является довольно крупным собственником. Динамика структурных преобразований госсобственности и финансовые результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3.
Распределение
организаций и предприятий
по формам собственности
(на 1 января 2007 года),
тыс. ед.25
Показатель | 1997 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Всего организаций | 2249,5 | 3346,5 | 3593,8 | 3845,3 | 4199,8 | 4417,1 |
В том числе по формам собственности: | ||||||
частная | 1425,5 | 2509,6 | 2725,9 | 2956,8 | 3237,7 | 3499,2 |
государственная | 322,2 | 150,8 | 155,1 | 157,1 | 161,3 | 159,2 |
муниципальная | 197,8 | 216,6 | 231 | 239,3 | 246,1 | 248,2 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Финансовые результаты приватизации в РФ | ||||||
Поступило средств
от приватизации
государственного и муниципального имущества, млн руб. (до 2000 г. - млрд руб.) |
3815 | 41609 | 16756 | 22857 | 88673 | 90143 |
В том числе находившегося в собственности: | ||||||
федеральной | 1994 | 37927 | 12772 | 14719 | 72543 | 67919 |
региональной (субъекта РФ) | 354 | 2199 | 1886 | 4444 | 10295 | 13798 |
муниципальной | 1467 | 1483 | 2098 | 3694 | 5835 | 8426 |
Невзирая на явные изменения в структуре собственности, государство все еще не продавало принадлежащие ему пакеты акций в тысячах открытых и закрытых АО; до настоящего времени так и не закончена инвентаризация государственного и муниципального имущества; не определены функции значительного количества унитарных предприятий. Современная экономическая ситуация в России отличается усилением контролирующих функций государства в результате административной реформы высших органов исполнительной власти и присутствия государства в экономике за счет приобретения собственности путем купли, а также возврата собственности за долги государству.
«В последний квартал 2006 г. в несколько раз возросла капитализация крупных отечественных корпораций, причем наиболее интенсивно - компаний со значительным присутствием госсобственности. Ротация форм собственности протекает двумя способами.
Первый - это конфискация собственности у «эффективных» собственников. Инструментом реприватизации является дополнительная эмиссия акций в размере долга, и эти акции переходят в собственность государству. Второй путь— это выкуп контрольного пакета акций корпорации, который предотвращает ее неизбежное банкротство (инициируемое или планируемое собственниками)».26
«Из опыта развитых стран видно, что в конкретных экономических ситуациях государственные корпорации могут развиваться интенсивнее, чем компании частного сектора. К примеру, при сильном износе инфраструктурных объектов, которые обеспечивают безопасность перевозок, требуются значительные прямые инвестиции (капиталовложения) в развитие транспортной сети государства. Реальные вложения обеспечивают увеличение тарифов и снижение прибыли частных пользователей, то есть определенное перераспределение финансовых ресурсов.
А вот другой пример: расширение экспортных поставок сырьевых ресурсов (углеводородов) требует больших вложений в новое строительство продуктопроводов. В такие моменты обычно увеличивается доля госсектора в национальной экономике любого государства».27
«Эта временная мера обусловлена потребностью экстенсивного расширения или модернизации. С исчезновением данной потребности может вновь измениться структура собственности. В открытой рыночной экономике бывают и такие стечения обстоятельств, когда иностранные участники обладают большими финансовыми возможностями, чтобы приобрести значимые для государства активы, чем национальные».28
Информация о работе Информационная экономика и становление её в России