Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 07:10, курсовая работа
В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Поэтому концепции создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей.
Введение………………………………………………………..3
1.Понятие, виды и общая характеристика государственных (муниципальных)предприятий…………………………………………………5
2. Виды государственных унитарных предприятий………………..16
2.1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения…………………………………………………………………….16
2.2. Федеральное казенное предприятие……………………………21
Заключение……………………………………………………………36
4. Список используемой литературы…………………………….38
3)
учредителем унитарного
4)
унитарное предприятие считается созданным
как юридическое лицо со дня внесения
соответствующей записи в Единый государственный
реестр юридических лиц в соответствии
с требованиями Закона о государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей и особенностями, предусмотренными
Законом об унитарных предприятиях;
5)
устав унитарного предприятия
должен содержать: полное и
сокращенное фирменное наименование предприятия;
указание на место его нахождения; цели,
предмет, виды деятельности; сведения
об органе или органах, осуществляющих
полномочия собственника имущества; наименование
органа его управления (руководитель,
директор, генеральный директор); порядок
назначения на должность руководителя,
а также порядок заключения, изменения
и прекращения трудового договора с ним
в соответствии с трудовым законодательством
и иными содержащими нормы трудового права
нормативными правовыми актами; иные предусмотренные
данным Законом сведения. Устав государственного
или муниципального предприятия, кроме
того, должен содержать сведения о размере
его уставного фонда, о порядке и об источниках
его формирования, а также о направлениях
использования прибыли;
6)
имущество унитарного
7)
собственник имущества
8)
правомочия Российской Федерации как
собственника имущества государственного
или муниципального предприятия не могут
быть переданы ее субъекту или муниципальному
образованию, а правомочия субъекта Федерации
как собственника имущества унитарного
предприятия не могут быть переданы иному
субъекту Федерации или муниципальному
образованию. Аналогичные ограничения
прав предусмотрены для унитарных предприятий,
созданных муниципальным образованием;
9)
унитарное предприятие может быть преобразовано
по решению собственника его имущества
в государственное или муниципальное
учреждение;
10)
государственное или муниципальное предприятие
может быть ликвидировано по решению собственника
его имущества, а также по решению суда
по основаниям и в порядке, которые установлены
ГК и иными федеральными законами. Ликвидация
унитарного предприятия влечет за собой
его прекращение без перехода прав и обязанностей
в порядке правопреемства к другим лицам.
В
случае если при проведении ликвидации
государственного или муниципального
предприятия установлена его неспособность
удовлетворить требования кредиторов
в полном объеме, руководитель такого
предприятия или ликвидационная комиссия
должны обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании государственного
или муниципального предприятия банкротом.
Порядок ликвидации унитарного предприятия
определяется ГК и иными нормативными
правовыми актами.
Имущественная
ответственность
Существующий
сегодня сектор экономики в значительной
мере основан на государственной и муниципальной
формах собственности, что предопределило
достаточно большое число таких предприятий.
В частности, в качестве государственных
унитарных предприятий действуют большинство
основных предприятий и организаций связи,
атомной энергетики, водопользования
и водоохраны и некоторых других отраслей
народного хозяйства. В настоящих условиях
юридические лица данной организационно-правовой
формы функционируют, помимо норм ГК и
Закона об унитарных предприятиях, на
основе указов Президента РФ, постановлений
Правительства РФ, других подзаконных
актов.
2. Виды государственных унитарных предприятий
2.1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения
Право собственности предполагает несение собственником бремени содержания своего имущества. Сегодня это правило закреплено в ст. 210 ГК РФ. С давних пор люди изобретают способы, чтобы снизить тяжесть указанного бремени, либо же полностью избавиться от него. Ряд правовых институтов служат этой цели, устанавливая механизмы управления имуществом, не принадлежащим на праве собственности управляющему им лицу. К таковым следует отнести и право оперативного управления, и право хозяйственного ведения
Отличительным признаком права хозяйственного ведения и права оперативного управления является то, что они могут возникнуть на основании односторонних действий субъекта «вышестоящего» вещного права (вещное право учредителя). Так, по общему правилу, субъект права оперативного управления или права хозяйственного ведения может быть создан и собственником имущества, и другим субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления. Последний в этом случае может быть назван обладателем вышестоящего, материнского вещного права, так как именно его волей предопределяется факт и условия существования создаваемого им унитарного предприятия или учреждения.
Для права хозяйственного ведения и права оперативного управления как вещных прав обособления собственного имущества указанные односторонние действия -- единственное основание их возникновения. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения в соответствии с п. 1 ст. 114 ГК «создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления». Казенные предприятия создаются «по решению Правительства РФ» (п. 1 ст. 115 ГК)229. В этом проявляется существенная и отличительная особенность права хозяйственного ведения и права оперативного управления как ограниченных вещных прав. Они не столько обременяют собственника имущества, сколько дают ему возможность через управление его имуществом достичь общественно полезных целей. Свойство данных прав решать задачи, поставленные собственником, проявляется также в свободе собственника ликвидировать субъекта права хозяйственного ведения или права оперативного управления по своему усмотрению и тем восстановить первоначальный объем своих прав на принадлежащее ему имущество, вернуть имущество в казну. Обеспечение стабильного, долговременного исполнения унитарными предприятиями и учреждениями функций, возложенных собственником, достигается посредством следующего кардиналного отличия права хозяйственного ведения и права оперативного управления от других вещных прав. Они предоставляют для своих субъектов, как право собственности для собственника, максимально возможный для данного субъекта объем правомочий на конкретный объект права. Возможность быть носителем указанных прав, как и права собственности, является в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ неотъемлемым элементом правосубъектности юридического лица. Следует признать, что фактически (с экономической точки зрения) хозяйственное ведение и оперативное управление - это собственность соответствующих лиц, так как данные институты есть вещные права на собственное имущество организации. Юридические лица. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - особый вид ограниченных вещных прав. Они служат основой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений так же, как право собственности является основой деятельности других юридических лиц, а также всех физических лиц. Если собственник ограничен в своих правомо-чиях лишь законом, то субъекты права хозяйственного ведения и права оперативного управления в своих правах на имущество ограничены еще в той или иной степени еще и самим собственником. Субъект права хозяйственного ведения ограничен: предметом и целями своей деятельности, определяемыми собственником в уставе (п. 1 ст. 295 ГК); согласием собственника на распоряжение недвижимым и некоторым иным имуществом (п. 2 ст. 295 ГК). Субъект оперативного управления ограничен: предметом и целями своей деятельности; непосредственными и обязательными заданиями соб-ственника; назначением имущества, определяемым в первую очередь целями организации; еще более узким, по общему правилу, объемом правомочий в отношении принадлежащего ему имущества, чем субъект права хозяйственного ведения (ст. 297, 298 ГК). Право хозяйственного ведения и оперативного и оперативного управления. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти Субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
необходимости
осуществления научной и
необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Статьей 1 8 Закона об унитарных предприятиях установлены ограничения по распоряжению имуществом государственного или муници-пального предприятия.
В частности, определено, что без согласия собственника имущества государственное или муниципальное предприятие может распоряжаться только движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. По-видимому, предполагается, что речь не идет о готовой продукции, выполненных работах или оказанных услугах.
Распоряжаться недвижимым имуществом унитарное предприятие имеет право только с согласия собственника.
Кроме того, в соответствии со статьей 18 согласие собственника требуется на совершение сделок, связанных с:
предоставлением займов, поручительств;
получением банковских гарантий, с иными обременениями;
уступкой требований;
переводом долга.
Унитарные предприятия, а также учреждения в силу ст. 299 ГК РФ могут устанавливать и прекращать соответствующие их организационно-правовой форме права обособления собственного имущества теми же способами, что и субъекты права собственности (в той мере, в которой это не противоречит специальным правилам законодательства о субъектах прав хозяйственного ведения и оперативного управления). В связи с этим должна быть обеспечена законодательная возможность для учреждений и унитарных предприятий выступать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества в процессе приватизации.
Унитарные предприятия и учреждения, так же как и собственник, действуют по своему усмотрению и в своих интересах (п. 2 ст. 1, ст. 9, ст. 209 ГК), но, в отличие от собственника, ограничены не только законом, правами и интересами других лиц, но и волей самого собственника в пределах, указанных в законе.
2.2. Федеральное казенное предприятие
Объективная необходимость
и экономические функции
Информация о работе Государственные и муниципальные предприятия