Государственное регулирование при современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:07, реферат

Описание работы

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

Содержание

1. Сущность государственного регулирования цен.
2. Цена, ее виды и функции.
3. Законодательное регулирование цен в Российской Федерации.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

ГОС РЕГУЛИРОВАНИЕ.docx

— 30.46 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

1. Сущность государственного  регулирования цен. 

2. Цена, ее виды и функции.

3. Законодательное регулирование цен в Российской Федерации. 

 

Заключение. 

 

Список используемой литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность государственного  регулирования цен

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование  не регулируется. Однако такое представление  является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

Не редко саморегулирование  цен понимается упрощено – как  встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и пешеходам.

Всем известно, что происходит, когда общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования  в России: только здесь правила  товарного производства и обращения  нарушаются всеми одновременно.

В месте с тем существенную роль в развитии современной экономики играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ.

Государственное регулирование  цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Антимонопольное регулирование  предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной  деловой практики», которая включает:  

·        принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким –либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);

·        принудительную привязку покупателей к продавцам;

·        сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);

·        отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;

·        различного рода бойкоты.

Все эти разновидности  «недобросовестной» практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.

Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства  в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии  с помощью экономических мер  на принятие товаропроизводителями  оптимальных решений по ценам, оказание им методологической и методической помощи, разработки правовых норм по ценообразованию. Цели государственного регулирования  состоят в том, чтобы не допустить  инфляционного роста цен в  результате возникновения устойчивого  дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма  производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей  на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание  прожиточного минимума, обеспечение  возможности приобретения в достаточном  количестве товаров первой необходимости.

Цены разрабатываются  и устанавливаются товаропроизводителями  самостоятельно, но с учетом законодательных  и нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в  отработанной системе рыночных отношений  легко может быть обнаружено в  процессе взаимодействия с партнерами, либо через финансово-кредитную  систему, налогообложение и т.п. В  США, например, предусмотрена даже уголовная  ответственность за установление чрезмерно  высоких цен. Государство играет роль не насильственного аппарата контроля за ценами, а – арбитра.

Обычно при возрастании  цены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может  расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, не взирая на цены, увеличивает спрос. Это характерно для переходной экономики России. Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережения. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.

В России за последние годы спрос значительно превышал предложение. Государство не могло гарантировать  быстрое устранение проблемы острейшего дефицита, и товаров по новым ценам  не стало больше. Радикально не перестраивающаяся  экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. Но если цены недостаточно высоки, они не заинтересовывают производителя в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

Прямое регулирование  цен осуществляется главным образом  в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования  необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Оно получило распространение в ряде развитых стран (во Франции, Бельгии, Нидерландах и т.д.). Крупные монополии – потребители в результате этого получают дополнительные выгоды, приобретая товары и услуги по более низким ценам.

В США государством регулируется от 5 до 10% цен. Цены на пшеницу, кукурузу, рис, кормовое зерно, арахис, хлопок, табак  поддерживаются преимущественно через  залоговые операции и закупки  у фермеров, а цены на молочные продукты – через закупки и излишки  этих продуктов у перерабатывающих фирм. При этом государство гарантирует  минимальные уровни залоговых цен  для фермеров, а также поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарам, приобретаемыми фермерами. Эту функцию выполняет  Министерство сельского хозяйства. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.

В Японии создан особый правительственный  орган – бюро цен управления экономического планирования. В его функции входят: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, поддержание спроса на необходимом уровне, изучение тенденции спроса и предложения. Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водоснабжение и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских цен.

Наряду с методами прямого  регулирования государство воздействует на процесс ценообразования и  с помощью косвенных мер. Эти  меры направлены на изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения  между спросом и предложением.  

Этими мерами государство  стремится установить равновесие между  спросом и предложением и тем  самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах  всей экономики.

Степень государственного регулирования  цен изменяется в зависимости  от состояния экономики. Оно усиливается  в кризисных ситуациях – в  периоды ускорения инфляции, роста  дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки  экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с  динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в станах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

Налоговая система также  воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо  зависят динамика цен и темпы  инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее  растут цены. Любой производитель, когда  его облагают налогом, старается  перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие  доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство  должно уменьшить налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена на снижение налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах  налога федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она  составляет около 20%.

Практика государственного регулирования цен показывает, что  для преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:

1)    Всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.

2)    Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения. Если этот курс проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.

Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться  косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры косвенного воздействия на ценообразование в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, «замораживания» и «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.

Эффективность различных  методов зависит от правильного  выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод  регулирования цен через уровень  рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой  практике. Он не заинтересовывает предприятия  в снижении издержек. За рубежом  регулируется уровень цен через  ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный  капитал.

 

 

 

2. Цена, ее виды  и функции.

Цена – денежное выражение  стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода –  это форма выражения ценности благ, проявляющихся  в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли – продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая – найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.

Рыночный механизм ценообразования  зависит от вида рынка, поэтому под  рыночным механизмом понимается множество  механизмов. Если рассматривать ценообразование  на конкурентном рынке, где действует  закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается  равновесная рыночная цена, соответствующая  выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

Функции цен:

·        измерительная – благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;

·        соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности;

·        учетная – цена становится вспомогательным инструментом учета;

·        инструментом анализа, прогнозирования, планирования;

·        социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;

·        внешнеэкономические функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;

·        стимулирующая функция – влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

Информация о работе Государственное регулирование при современных условиях