Функциональные области логистики на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:16, доклад

Описание работы

Объектом логистики предприятия, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Укажем специфику каждой функциональной области и ее место в общей системе логистики.

Работа содержит 1 файл

Функциональные области логистики на промышленном предприятии.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Функциональные  области логистики  на промышленном предприятии

Объектом логистики  предприятия, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В  соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Укажем специфику каждой функциональной области и ее место в общей системе логистики.

1. В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи заготовительной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия - потребителя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики - заготовительной логистики.

На практике границы деятельности, составляющей основное содержание заготовительной  логистики, определяются условиями  договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товароденежные отношения. Поток идет не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается  со сферами закупок материалов и  распределения готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными  потоками в процессе осуществления именно производства.

3. При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи распределительной логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность.

Реализация функции  распределения на производственном предприятии иначе называется сбытом продукции. В сферу внимания распределительной  логистики материальный поток попадает еще находясь в, производственных цехах. Это означает, что вопросы тары и упаковки, размера изготавливаемой партии и времени, к которому эта партия должна быть изготовлена, а также много других вопросов, существенных для процесса реализации, начинают решаться на более ранних стадиях управления материальным потоком.

4. При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно равные):

работа, выполняемая  транспортом, принадлежащим специальным  транспортным организациям (транспорт  общего пользования);

работа, выполняемая  собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Также как и  другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяются при организации  любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

5. Информационная логистика. Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволила ставить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики - информационной логистики. Объект исследования здесь - информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопряженных с материальными). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организация и управление службой  логистики на предприятии

Внутренняя  и внешняя логистика

Прежде чем  рассматривать вопросы организации, планирования и управления службой  логистики на предприятиях и в  организациях, остановимся на основных ее составляющих. В логистике (глобальный масштаб) выделяются два основных раздела  — управление материальными ресурсами и их распределение.

К материальным ресурсам в данном случае относятся  первичные и вторичные, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, конечная готовая продукция, упаковочные  материалы, запасы.

Распределение материально-технических ресурсов осуществляется товародвижением промежуточных  и конечных готовых продуктов  по двум направлениям. Первое — движение напрямую (прямой канал распределения) к промежуточному потребителю для  осуществления дальнейшего производственного процесса или к конечному потребителю. Второе — движение к промежуточному или конечному потребителю через разветвленную сеть посредников (косвенный канал распределения) — крупными, средними или мелкими партиями.

Логистика на предприятии, в зависимости от направлений его деятельности, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя предусматривает решение производственных вопросов непосредственно на фирме. Внешняя решает задачи по обеспечению товародвижения на рынок.

Задачи, стоящие перед внутренней логистикой, сводятся к материально-техническому обеспечению и управлению ресурсами. Это — закупка сырья и материалов для предприятия, их складирование и хранение, транспортировка как от поставщика, так и на самом предприятии между подразделениями, постоянный контроль за объемами запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их корректировка.

Задачи, стоящие  перед внешней логистикой, состоят  в распределении конечного готового продукта через различные каналы распределения. Это — транспортировка готового промежуточного или конечного продукта потребителям; выявление их запасов на собственных складах, промежуточных логистических платформах и у потребителей; хранение, упаковка и комплектование заказов по всему ассортименту производимой продукции; наблюдение за спросом изготавливаемых товаров, корректировка объемов их производства при необходимости.

Организационная схема

Служба логистики  на предприятии имеет несколько  обязательных уровней управления. При  этом в нее входит какая-то часть администрации, ответственная за принятые решения (по задачам, целям и проблемам фирмы) и штатные сотрудники отдела логистики и ее службы в целом.

Организация и  менеджмент службы логистики на предприятии  включает следующие основные структурные звенья:

Исполнительный  директор по логистике. Он входит в  состав совета фирмы или является одним из заместителей генерального директора.

Менеджеры, ответственные  за деятельность отделов и подчиненный  им персонал.

Группы реализации отдельных проектов логистики — планирование новых центров распределения конечной готовой продукции, расширение существующих и организация новых логистических платформ, формирование дизайна проектируемых информационных систем логистики.

Управляющие персоналом. Они ведут оперативную работу, отвечают за центры распределения конечной готовой продукции, за доставку сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их хранение и упаковку.

Что касается группы реализации отдельных проектов логистики, то существует несколько наиболее распространенных способов формирования таких групп на предприятии как внутри службы логистики, так и самостоятельных:

группы функционируют  как неотъемлемая часть в составе  службы логистики на предприятии, например, такие как контроль за выполнением  проектов, инжиниринг в транспортном и складском хозяйстве, в информационных логистических системах;

группы существуют как отдельные, самостоятельные  подразделения со своим персоналом, организованные на предприятии и  выполняющие определенные функции  системы логистики, например, организация доставки материально-технических ресурсов; формирование логистических платформ,

группы формируются  оперативно из персонала, занятого в  отдельных сферах деятельности логистики, например, в сфере транспортного  или складского хозяйства — в этом случае группа выполняетсвои обязанности по реализации проектов по возникающей необходимости в такого рода работах.

Любая промышленная фирма, стремящаяся достичь высокой  эффективности закупок, производства, складирования, хранения и формирования запасов материально-технических ресурсов, а также распределения конечного готового продукта, должна иметь правильно организованную службу логистики.

Основные  виды деятельности служб  логистики по фирме

Служба логистики  на предприятии подразделяется, как правило, на пять оснозных функциональных групп, отвечающих за транспортировку; структуру основных средств, запасы, маневрирование материальными ресурсами, коммуникации и информацию.

В соответствии с назначением функциональных групп  предусматривается перечень видов их деятельности, а именно:

транспортировка — внутренние, внешние и международные  перевозки, выбор вида транспорта, транспортных средств и вариантов их обслуживания;

планирование  и управление складским хозяйством и оборудованием, центрами распределения, складскими производственными площадями;

снабжение сырьем и материалами; формирование запасов (страхового, подготовительного, производственного) и готовой продукции, обработка  возвращенной продукции;

маневрирование  материальными ресурсами, их сортировка, обработка, упаковка;

обработка заказов, прогнозирование спроса, планирование производства, связь с центрами распределения; расширение информационной сети коммуникаций; обновление банка данных.

Следует отметить, что такое формирование функциональных групп службы логистики на предприятии не соответствует традиционным организационным структурам фирм, так как все названные виды деятельности в течение довольно длительного времени делегировались отделом снабжения материально-техническими ресурсами (закупки), который относился к производству; обработки заказов и связи с клиентами, занимавшемуся маркетингом; транспортных операций (существовал как самостоятельный); управления складским и тарным хозяйством (также являлся самостоятельным).

Практическое  достижение успеха

Фирма, занимающаяся промышленным производством или  оказанием различного рода услуг, в  системе логистики должна ориентироваться  на практическое достижение успеха. Для  этого на каждой фирме необходимо обязательное выполнение трех важнейших условий.

Первое —  необходима точная формулировка и перечень функций каждого отдельного сотрудника службы логистики на предприятии. А  именно, название должности, организационные  связи (подотчетность), границы ответственности, обязанности и права.

Второе —  фирма должна располагать необходимой  информацией о том, какое количество сотрудников персонала службы логистики  потребуется в ближайшее и  отдаленное будущее; какими знаниями и  навыками они должны обладать; какие  организации и фирмы могут обеспечить требуемое количество работников в ближайшем и отдаленном будущем. В этом случае необходима следующая информация: объем предполагаемых работ, масштаб расширения фирмы, нужное количество работников, положение на рынке рабочей силы.

Информация о работе Функциональные области логистики на промышленном предприятии