Франчайзинг в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Франчайзинг, как выгодная форма ведения бизнеса, обширно применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, прежде всего благодаря иностранным компаниям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1) Сущность франчайзинга в торговле…………….………………….5
1.1) История возникновения францайзинга………………..................5
1.2) Виды франчайзинга………………………………………………..8
1.3) Мировая практика развития франчайзинга…………………………………..16
2) Анализ франчайзинга на примере предприятия «Баскин Роббинс»..22
2.1) История возникновения предприятия…………………………………………..22
2.2) Анализ Франчайзинговой политики предприятия………………………..28
3) Развитие франчайзинга в России………………………………………………………33
3.1) Решение проблем франчайзинга в России………………………..36
Заключение ………………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Франчайзинг.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

    "Товары  индивидуального спроса" - наиболее  крупный подсектор в итальянском франчайзинге, объединяющий в себе 117 франчайзеров ( 23.3%) и 4596 фирмы - франчайзи ( 17.5%), занятых в области торговли мужской и женской одеждой, парфюмерией и средствами личной гигиены, товарами для детей, спортивными товарами, обувью, ювелирными украшениями, часами и т.д. Годовой оборот составил 1.4 млрд. долларов ( 11.6%). Этот сектор претерпел небольшой спад, что явилось общей тенденцией для этой области потребления. "Товары для быта" - 32 франчайзера и 1067 фирм-франчайзи. Годовой оборот за 1998 году в этом секторе составил 509 млн. долларов ( 4.2%).

    "Другая  специализированная торговля" - 77 франчайзеров (на 11.6% больше, чем в 1997 г.) и 3792 фирмы-франчайзи (в 1998 г. абсолютный прирост фирм-франчайзи составил 464 новые фирмы). Оборот составил 1.5 млрд.долларов. Этот сектор включает в себя предприятия, торгующие игрушками, подарками, домашними и садовыми растениями, садовыми принадлежностями, спортивным, охотничьим и рыболовным инвентарем, компьютерами и аксессуарами, аудио и видео - аппаратурой и т.д.

    "Услуги" - один из наиболее перспективных  секторов франчайзинга - 198 франчайзеров в 1998 г. (на 15 больше по сравнению с предыдущим годом и составляет 39.4% от общего числа франчайзеров) и 10918 фирм-франчайзи (на 3011 франчайзи больше, чем в 1997 г., и составил 41.6% от общего числа). Общий оборот вырос по сравнению с 1997 г. на 834 млн.долларов и составил 2.4 млн.долларов. Представляет собой очень широкий и диверсифицированный сектор франчайзинга: начиная от парикмахерских, автосервисов и фотостудий и заканчивая рекламными и консалтинговыми фирмами.

    "Отели  и рестораны" - насчитывает 22 франчайзора  и 562 фирмы - франчайзи. Хотя в 1998 г. здесь наметился небольшой спад в числе франчайзеров (-2), зато имел место быть неплохой рост в количестве франчайзи (+122). В этом подсекторе преобладают рестораны быстрого питания (особенно преуспел McDonald's). Оборот за 1998 г. составил 415 млн.долларов (на 208 млн.долларов больше, чем в 1997 г.).

    "Строительство  и обслуживание" - подсектор с  обнаружившейся тенденцией спада  активности. Число франчайзеров  в 1998 г. снизилось с 8 (в 1997 г.) до 7, а число фирм - франчайзи уменьшилось с 201 до 81. Это привело к потере занятости 360 человек. Та же тенденция с годовым оборотом - в 1998 г. оборот в подсекторе составил 10 млн. вместо 19 млн. Этот подсектор объединяет фирмы, занимающиеся производством и монтажом панельных домов, каминов, двориков, бассейнов, обслуживанием и реконструкцией домов. "Производство" - сохранил прежние позиции на уровне 2 франчайзеров и 130 фирм - франчайзи. Объединяет производителей неспецифицированной промышленной продукции. В 1998 г. в этом подсекторе годовой оборот составил 7.2 миллионов долларов.

    2) Анализ франчайзинга  на примере предприятия  «Баскин Роббинс»

    2.1) История возникновения предприятия.

    Можно сказать, что история Баскин-Роббинс  началась в 1917 году, когда родился Ирвин Роббинс. Жил Ирвин в городе Такома, штат Вашингтон. Его отец владел молочной фермой и Ирв с детства принимал участие в семейном бизнесе. Еще подростком он работал в магазине по продаже молочных продуктов и мороженного и тогда он заметил, что люди идут сюда совсем не так, как в аптеку, или гастроном: не по делу, а чтобы доставить себе маленькое удовольствие – простое, но очень приятное. Позднее он выразит туже мысль кратко и образно: “Мы продаем не мороженное, а настоящее удовольствие”.

     Юношей  Роббинс начал работать в качестве торгового агента отцовской фирмы, всячески убеждая владельцев местных  бакалей и гастрономических лавок  закупать товар в основном с фермы  Роббинсов. Особое внимание он уделял торговле мороженым. Он рисовал рекламные плакаты, придумывал необычные сорта мороженного для продажи в магазинах. “Порой мне удавалось разместить довольно много таких плакатов по магазинам и лавкам” – вспоминал Ирв, - “но стоило ступить за порог, как появлялись другие торговые агенты со своими плакатами и нашлепывали их прямо поверх моих”.

     Постепенно  он понял, чтобы продажа мороженного  шла успешно, необходимо иметь специальное  кафе, которое не торговало бы больше ничем иным, кроме мороженного. Продукция  высокого качества – должна продаваться в чистой, уютной обстановке, с использованием современных методов торговли и маркетинга – иного пути к успеху нет.

     Вторая  мировая война вторглась в  мечты Роббинса, и его призвали в армию. По окончанию войны Ирв  Роббинс демобилизовался. Ему необходимо было содержать жену и новорожденного малыша, и он решил воплотить в жизнь свою мечту – открыть кафе-мороженое в Калифорнии, где он в то время проживал. Несколько недель он пытался найти подходящее место в Сан-Франциско, но безрезультатно. Но Ирв Роббинс, оптимист по натуре, не терял надежды и отправился в Лос-Анджелес, чтобы закупить необходимое оборудование для кафе.

     Поездка оказалась решающей. Сделав все необходимые  закупки, Ирв ранним утром отправился в обратный путь. Проезжая через  Глендейл мимо знаменитого кладбища Форест Лаун (где похоронены многие голливудские звезды), он решил осмотреть мемориальный парк, однако ранним утром парк был еще закрыт для посетителей, чтобы скоротать время до открытия, Ирв решил проехать по району и на пересечении улиц Адамс и Пальмер увидел треугольное здание с объявлением: “Сдается”. Еще до 9 утра был подписан договор аренды. Роббинс так больше и не вернулся в окрестности Сан-Франциско, а через три недели открыл свое первое кафе-мороженое.

     Это произошло 5 декабря 1945 г., кафе было названо “Snowbird” (снегирь). Посетителям предлагался 21 сорт мороженого, которое было изготовлено на заказ по рецептам Ирвина. Красочные плакаты рекламировали каждый сорт, а характерной особенностью обстановки в кафе были деревянные, похожие на школьные, столы и специальные пробные ложечки, которыми посетители могли попробовать мороженное.

     Ирвин сделал большой шаг. В то время, мороженное производилось в массовом порядке  и продавалось в магазинах. Основной упор делался не на качество, а на количество продукции. При этом совершенно пропадал индивидуальный подход к клиенту, потому что мелкие семейные предприятия не выдерживали конкуренции с крупными супермаркетами. Но Ирвину Роббинсу с его маленьким кафе-мороженым удалось сломить эту господствующую тогда тенденцию. Он сделал ставку как раз на качество продукта, на заботливое отношение, индивидуальное отношение к покупателям и на создание особой притягательной атмосферы в кафе. И, как оказалось в нужный момент.

     А тем временем, двоюродный брат Роббинса, Бертон Баскин, вернулся со Второй мировой войны, увлеченный мечтой открыть магазин элитной мужской одежды в преуспевающем районе Калифорнии – Беверли Хиллз. Семья Баскина занималась торговлей одежды уже много лет, и Берт с детства знал, что сочетание высокого качества товара с высоким уровнем обслуживания имеет очень большое значение в бизнесе. Во время войны Баскин служил на юге Тихого океана. Для поднятия боевого духа в части он обменял чей-то джип на аппарат для изготовления мороженного и начал производить его из всех продуктов, которые он мог достать. А когда Ирвин рассказал ему о своем процветающем бизнесе, Баскин загорелся идеей присоединиться к нему.

     Однако, отец Ирвина, Эрни, посоветовал братьям  не связывать друг друга тесными  партнерскими обязательствами до тех пор, пока они оба не встанут на ноги. Этот совет был вызван желанием оградить дружбу двух молодых людей от возможных потрясений. Эрни предложил Баскину открыть свое отдельное кафе, а продавать такое же мороженное и следовать общим маркетинговым стратегиям, возможно привнося какие-то свои новые идеи. А уже когда все начальные проблемы неизбежно возникающие, при становлении бизнеса будут улажены, объединиться с Ирвином. Роббинс и Баскин последовали этому совету, и в 1946 г. Берт открыл свое кафе в Пасадене, штат Калифорния и назвал его “Burton`s” (у Бертона). А в 1947 г. Братья объединились.

     К 1948 г. Братья владели 6 кафе. Наш оборот возрастал, но доходность уменьшалась, - говорил Роббинс – мы с братом поняли, что чтобы поддерживать работу на высоком уровне, принятом нами с самого начала, каждое кафе должно находиться под пристальным вниманием и постоянной заботой своего отдельного владельца, хозяина, т.е. человека, кровно заинтересованного в успехе именно этого конкретного кафе.

     “Тогда  то мы решили продавать наши кафе тем, кто хочет открыть свое дело, но при этом оставлять за собой право  на коммерческое планирование, развитие производства и сбыта мороженного”. На самом деле, братья, сами того не подозревая, основали первую в Америке систему франшизы продуктов питания. Новый принцип работы принес его создателям дополнительный капитал, который позволил им быстрее развивать сеть кафе. Принцип франчайзинга (передача бизнес-системы во временное пользование) используется в “Баскин-Роббинс” более 50 лет.

     К 1949 г. в Южной Калифорнии было открыто  более 40 кафе. Вскоре Баскин и Роббинс  смогли купить свой первый завод по производству мороженного. Старый молокозавод  в Бербанке превратился в руках  новых владельцев в сверхсовременный завод, занимавший площадь размером в целый городской квартал.

     Вскоре  последовала еще одна удача. Баскин и Роббинс обратились в только что созданное рекламное агентство  “Carson-Roberts”, имея на руках 500$ для проведения рекламной компании в газете “Los Angeles Times”. Вместо этого Карсон-Робертс посоветовал им разработать собственную униформу и имидж фирмы. Агентство понимало, что присутствие на рынке и “Snowbirds” и “Burton’s” – это не самая удачная маркетинговая стратегия. В результате было решено, что два брата объединятся под именем “Баскин-Роббинс” 31 сорт мороженного» (говорят, что они бросали монетку, чтобы решить чью фамилию поставить на первое место).

     Количество  сортов, предлагаемых покупателю в  любое время, увеличилось до 31 –  по одному на каждый день месяца. Узор в розовый и коричневый горошек на белом фоне, символизирующий шарики вишневого и шоколадного мороженного, обозначал сортовое разнообразие и чистоту продукта, и радость, которую приносит мороженное.

     В пятидесятые годы сеть кафе в Южной  Калифорнии постепенно расширялась. В 1959 г., когда Баскин и Роббинс стали подумывать о развитии своего бизнеса в масштабах всей страны, у них возник следующий план действий. Развивающаяся компания провела тщательное исследование всех регионов страны. Когда они находили подходящее место, они выясняли, есть ли поблизости качественное молочное производство. Они продавали такому молокозаводу лицензию на производство мороженного в строгом соответствии с рецептурой и продажей. Таким образом, уже к середине 60-х годов насчитывалось более 400 кафе.

     Первый  раз компания принимала участие  в Параде Роз и получила первый приз. С тех пор это стало  традицией. Затем “Баскин-Роббинс” выходит на международный рынок и открывает кафе в Японии, Токио, через год в Брюсселе, Бельгии.

     В настоящее время продолжается расширение сети кафе как в США, так и по всему миру уже открыто более 4600 в 54 странах мира. Разработано более 1000 различных сортов мороженного и разработка новых сортов и продуктов продолжается. Качество и сервис по-прежнему стоит на первом месте. Высокий уровень продукции и обслуживание как сейчас, так и в будущем всегда остается главной целью компании “Баскин-Роббинс”. 
 

      История возникновения  “Баскин РоббинсПоявление  Баскин Роббинс  в России.

    На  российский рынок компания вышла  в 1988 году. В июле 1988 г. в гостинице “Россия” было открыто первое кафе. К 1992 году в Росси было открыто семь кафе, девять киосков и секция в Елисеевском гастрономе, два кафе в Санкт-Петербурге и одно в Новгороде. Все мороженное для этих кафе доставлялось контейнерами с одного из заводов компании в Канаде. В апреле 1992 г. состоялась церемония закладки первого кирпича в фундамент завода “Баскин-Роббинс”.

    21 мая 1996 года состоялась торжественная  церемония открытия завода по  производству мороженного Баскин-Роббинс”. Первая пробная партия мороженого была произведена 15 декабря 1995 г., образцы которой после тщательной проверки в Национальной лаборатории США (штат Калифорния) были признаны соответствующими стандартам “Баскин Роббинс”. Проектная мощность второй по величине фабрики в мире – 16,5 тысяч тонн мороженого в год.

    На  данный момент 75–85 % объема продаж составляет реализация через самую крупную  в России сеть франшизных кафе-мороженных “Баскин Роббинс” и 15–18 % – через каналы розничной торговли Москвы и Санкт-Петербурга (сетевые супермаркеты, рестораны, кафе). В Москве и Московской области открыто 19 кафе, а всего по России и СНГ их более 100, но это далеко не предел.

    Однако  не все российские точки работали по правилам компании - несколько лет  назад две новосибирские точки закрылись. По словам представителей “Баскин Роббинс”, это произошло из-за несоблюдения условий договора новосибирскими партнерами (в кафе под маркой “Баскин Роббинс” нельзя продавать алкоголь и сигареты).

    2.2) Анализ Франчайзинговой политики предприятия.

    Всемирно  известный производитель мороженого премиального сегмента "Баскин Роббинс" с середины прошлого века развивается только по франчайзинговой системе. По словам Найджела Тревиса, главного исполнительного директора компании Dunkin" Brands, которой принадлежит бренд "Баскин Роббинс", бизнес компании на 99% франчайзинговый. В мире по франшизе "Баскин Роббинс" работает около 2000 франчайзи, а самой компании принадлежит лишь один завод по производству мороженого в Канаде. Остальные заводы в каждой стране принадлежат франчайзи компании.

Информация о работе Франчайзинг в розничной торговле