Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа
Франчайзинг, как выгодная форма ведения бизнеса, обширно применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, прежде всего благодаря иностранным компаниям.
Введение…………………………………………………………………3
1) Сущность франчайзинга в торговле…………….………………….5
1.1) История возникновения францайзинга………………..................5
1.2) Виды франчайзинга………………………………………………..8
1.3) Мировая практика развития франчайзинга…………………………………..16
2) Анализ франчайзинга на примере предприятия «Баскин Роббинс»..22
2.1) История возникновения предприятия…………………………………………..22
2.2) Анализ Франчайзинговой политики предприятия………………………..28
3) Развитие франчайзинга в России………………………………………………………33
3.1) Решение проблем франчайзинга в России………………………..36
Заключение ………………………………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
(УрГЭУ)
Кафедра
экономики и управления в торговле
и общественном питании
КУРСОВАЯ РАБОТА
По Экономике предприятий
На тему:
Франчайзинг
в розничной торговле.
Исполнитель:
Таскаев М.А. | |
Группа: ТПП-09 | |
Научный руководитель:
Гаянова В.М. | |
Екатеринбург
2011
Содержание:
Введение………………………………………………
1) Сущность франчайзинга в торговле…………….………………….5
1.1)
История возникновения францайзинга………………............
1.2)
Виды франчайзинга………………………………………………
1.3) Мировая практика развития франчайзинга…………………………………..16
2)
Анализ франчайзинга на
2.1)
История возникновения
2.2) Анализ Франчайзинговой политики предприятия………………………..28
3)
Развитие франчайзинга в
3.1) Решение проблем франчайзинга в России………………………..36
Заключение
………………………………………………………………………………
Список используемых
Введение.
Франчайзинг, как выгодная форма ведения бизнеса, обширно применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, прежде всего благодаря иностранным компаниям.
Сама по себе идея франчайзинга относительно проста и заключается в передаче одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, имени, другой компании (франчайзи) на определенных условиях. При этом на практике речь, как правило, идет не просто о передаче прав на использование торговой марки или продукта. Очень часто франчайзер предоставляет возможность воспользоваться целой бизнес системой, которая включает в себя рекламную политику, процесс производства товара и его продвижения на рынок, различные технологии ведения бизнеса. Таким образом, франчайзи получает в свое распоряжение уже утвердившуюся и проверенную концепцию ведения бизнеса в совокупности с методологической, консультационной и рекламной поддержкой. Вполне естественно, что при этом ему придется поделиться с франчайзером частью своей прибыли и независимости, поскольку работа под именем уже известной торговой марки предполагает соблюдение определенных сложившихся корпоративных правил ведения бизнеса.
Привлекательность
франчайзинга заключается в наличии неоспоримых
преимуществ для обоих участников франчайзинговых
отношений. Для малых предприятий и индивидуальных
предпринимателей он предоставляет в
распоряжение стабильный доходный бизнес,
для известных фирм и компаний возможность
расширить и упрочить свои позиции на
рынке. Именно этим следует объяснить
столь широкое распространение франчайзинга
как в Европе, так и в Америке. На сегодняшний
день только в США и Канаде оперируют более
3200 компаний франчайзеров (около 2400 из
них в США), имеющих 600 000 представительств-франчайзов
в десятках стран на всех континентах
мира. Для многих предприятий франчайзинг
стал символом преуспевания в бизнесе,
в том числе и для некоторых российских
фирм, которые решились на развитие бизнеса
при помощи франчайзинга.
1) Сущность франчайзинга в торговле.
1.1) История возникновения францайзинга.
Франчайзинг – это система контрактных отношений, при которых одна сторона – франчайзер, - на определенных условиях предоставляет право другой стороне – франчайзи, - использовать свое имя, технологию и (или) ноу-хау для ведения своего дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности.
В отличие от распространенного мнения франчайзинг не возник вместе с резким расцветом франшизных предприятий питания с едой быстрого приготовления («fast-food franchises») типа ресторанов «Макдоналдс» в 1950 годах. Скорее всего, его появление относится к началу 1800 годов.
В средневековой Англии король предоставлял знати различные права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом, издревле власть вверяла исполнение части своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, закладывая тем самым фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена система “связанных домов”, сущность которой заключалась в предоставлении властями право на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии. Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в порядок и оплату лицензии. Эту систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, а получая взамен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков.
Однако
современный франчайзинг
Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского «franchir», которое значит “освобождать”. Сегодня оно имеет несколько разных значений в зависимости от отрасли. Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по себе, как будто это товар или услуга. Однако типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем договор, который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Международная франшизная ассоциация (International Franchise Association) дает следующее определение: “Франшиза представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов”.
В
сущности, франчайзинг процветает потому,
что совмещает стимул к владению
малым предприятием с управленческим
мастерством крупного бизнеса. А личная
собственность представляет лучший стимул,
когда-либо созданный для побуждения к
тяжелой работе. От франчайзинга выгадывает
не только франчайзи, но и франшизер, который
быстро разрастается, используя денежные
средства франчайзи. В большой степени
именно поэтому такие гиганты, как «Макдоналдс»
и «Баскин-Роббинс», стали крупнейшими
предприятиями за такое короткое время.
1.2) Виды франчайзинга.
Товарный франчайзинг.
Иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзером обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзера и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзера и франчайзи-дилера. Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзера товары и после этого их перепродает от имени франчайзера. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг. В США франчайзинги стали популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзерами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.
Рис.1.
Схема отношений при
Производственный франчайзинг.
Это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков). Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская «Coca-Cola», лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в России уступающая только своему конкуренту «PepsiCo», начала активные действия на рынке в России в 1995г. Путем разработки программы создания нескольких заводов по выпуску фирменных напитков «Coca-Cola» в крупных городах России. Общая сумма инвестиций в 2 проекта в Башкирии и Екатеринбурге оценивается в 30 млн. долл. При этом программа организации выпуска напитков «Coca-Cola» построена не совсем обычно. Инвестирует не сама «Coca-Cola», а ее партнер – «Inchape Plc». с привлечением российских инвестиций. По сути реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингово договора, в соответствии с которым «Coca-Cola» передает новым предприятиям технологию и концентраты. А управление заводами осуществляется предприятиями Inchape и партнерами из России. Таким образом, несмотря на то, что «Coca-Cola» не инвестирует сама, предоставляя это делать «Inchape», вместе со своим партнером она контролирует развитие предприятий. Этому опыту последовали и другие компании, которые продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско.