«Франчайзинг» на материалах ООО «Астория»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Выявление теоретические основы франчайзинга. Анализ и оценка франчайзинговой деятельности на примере ООО «Астория», супермаркета «Пятерочка».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- охарактеризовать и определить понятия: предприятие, фирма, организация, рассмотреть основные виды предприятия, выявить концепцию и экономические основы франчайзинга, заглянуть в историю франчайзинга, проанализировать зарубежный опыт;
- проанализировать и рассмотреть организационно-правовую характеристику предприятия, оценить экономическую деятельность предприятия в виде таблицы, а также провести общий анализ и в целом оценить франчайзинговую деятельность предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы франчайзинговой деятельности предприятий……………………………………………………………..
6
1.1 Предприятие как объект управления………………………………. 6
1.2 История развития франчайзинга……………………………………. 22
1.3 Теоретическая концепция франчайзинга…………………………… 28
1.4 Экономические основы франчайзинга……………………………… 42
1.5 Зарубежный опыт франчайзинга …..……………………………….. 50
Вывод…………………………………………………………………….. 54
2 Анализ и оценка франчайзинговой деятельности на примере ООО «Астория», супермаркет «Пятерочка»………………………...
56
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Астория»……... 56
2.2 Экономическая оценка деятельности ООО «Астория»……………. 67
2.3 Анализ и оценка франчайзинговой деятельности ООО «Астория». 70
Вывод……………………………………………………………………… 75
3 Рекомендации по совершенствованию франчайзинговой деятельности предприятия ООО «Астория»…………………………… 78
3.1 Достоинства и недостатки развития франчайзинговой деятельности ……………………………………………………………. 78
3.2 Предложения по устранению выявленных недостатков…………. 86
Заключение 88
Библиографический список……………………………………………… 92

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧОК.doc

— 657.50 Кб (Скачать)

      В развитой рыночной экономике фирмы  многообразны. Они занимаются производством  товаров, их реализацией, оказанием  самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно- исследовательских.

      По  сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т.д. [3].

      В России фирмы могут создаваться  с правом юридического лица и преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности 
(коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы [6].

      Вывод: Фирмы и предприятия представляют собой самостоятельные хозяйственные  единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

      Организация и предприятие

      Предприятие - особый объект гражданских прав, юридическое  лицо, являющееся производственно-коммерческой организацией;

      самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный  для производства и сбыта продукции, выполнения работ и/или оказания услуг в целях удовлетворения общественных и частных потребностей и получения дохода с прибылью;

      производственный  или коммерческий имущественно-земельный  комплекс, созданный для осуществления предпринимательской деятельности [3].

      ОРГАНИЗАЦИЯ - совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения каких-либо задач на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры. [6].

      Простейший  логический анализ рассматриваемых  терминов-понятий показывает, что из них могут быть объединены в одну группу-группу хозяйствующих субъектов, так или иначе, по тем или иным признакам отличающихся друг от друга.

      Таким образом, предприятие, организация  являются основными разновидностями хозяйствующих субъектов.

      Интересной  отличительной особенностью этих видов хозяйствующих субъектов представляется возможность при необходимости, если они имеют собственный производственный, сервисный, торговый либо офисный имущественно-земельный комплекс, так или иначе оценить их рыночную стоимость, например, при ожидаемой смене собственника или учредителя таких субъектов.

      Понятие «предприятие» по приведенным выше определениям формально подпадает под понятие «организация». Некоторые весьма немногие специалисты, в основном преподаватели, говоря об организациях имеют в виду и предприятия, но никому не придет в голову именовать организации предприятиями. Исторически предприятиями называют производственные, торговые и сервисные экономические объекты, основополагающей целью которых является получение нормального дохода и нормальной прибыли, а также всемерное неуклонное повышение текущей рыночной стоимости каждого из них. Нормальными доходами и прибылью считаются такие размеры этих показателей, которые достигаются при полном использовании всех имеющихся производственных, торговых и сервисных ресурсов.

      Формально организациями можно называть группы объединенных общей задачей людей, насчитывающие два человека и более [1].

      Организации всегда следует называть организациями, учитывая их разновидности и официальные наименования, но вместе с тем это понятие и отражающий его термин не должны трактоваться расширительно путем неоправданного, недопустимого вторжения в другие понятийно-терминологические пространства [6].

      Организации могут иметь собственные имущественно-земельные комплексы либо располагаться в арендуемых офисных помещениях. Наиболее распространенные разновидности организаций: международные, межгосударственные, правительственные и неправительственные, коммерциализированные и некоммерческие, общественные и политические, религиозные и благотворительные, союзы, центры, клубы по интересам, фонды, общества, ассоциации, партнерства и многие другие [8].

      Вывод: Принципиальное отличие организаций от предприятий состоит в том, что извлечение дохода и прибыли никогда не является основной целью их существования. Однако, те или иные денежные средства они могут зарабатывать для решения задачи частичного либо полного самофинансирования своей деятельности. Обычно организации без цели перепрофилирования не продают, но они могут передаваться с баланса на баланс другой организации, и в таких случаях может возникать потребность в определении их рыночной стоимости. Для решения подобных задач услуги профессиональных оценщиков не требуются. Эти задачи успешно решают бухгалтерские или экономические службы организаций простейшим затратным методом. Другие методы оценивания стоимости организаций, как правило, применения не находят. 

      Жизненный цикл организации

      Рост  и изменение хорошо описывает  концепция жизненного цикла организации (life cycle) представленная в таблице 1.

      Таблица 1- Концепция жизненного цикла организации

Характеристика  стадии жизненного цикла Черты кризиса
Стадия  предпринимательства
1.   Рождение организации. Акцент на создание продукта и выживание  на рынке. Основатели кампании сами занимаются вопросами производства и сбыта. Организация неформальна и небюрократична. Контроль осуществляют сами собственники. Рост организации определяется предлагаемыми ею новыми продуктами и услугами. Основная черта – творчество. Размер – маленькая организация. Потребность в  руководстве.
Стадия  коллективизма
2.   Выработка четких целей, определение направления  своей деятельности. Подразделения  выстраиваются в соответствии с  властной иерархией, спецификой деятельности и начинающимся разделением труда. Сотрудники идентифицируют себя с миссией организации, стараются добиться ее успеха. Работники воспринимаются себя членами коллектива, коммуникация и контроль по большей части являются неформальными, хотя уже начинают появляться отдельные формализованные системы.

Основная  цель- рост.

Потребность в  делегировании полномочий. Новый  менеджмент успешен, рядовые сотрудники постепенно начинают ощущать потребность в большей самостоятельности. Встает задача найти механизм контроля и координации работы подразделений без прямого надзора сверху.
Стадия  формализации
3.   Появляются  и начинают действовать правила, процедуры и системы контроля. Коммуникации становятся более редкими  и формальными. Высшее руководство  начинают занимать такие проблемы, как стратегия и планирование. Контроль передается на средний уровень управления.

Цель- внутренняя стабильность и расширение рынка.

Необходимость расширения бюрократии. Организация  становиться слишком большой  и сложной, чтобы ею можно было управлять посредством формальных программ.
Стадия  совершенствования
4.   Зрелая кампания становится большой и бюрократизированной, с экстенсивными системами контроля, правилами и процедурами.

По-новому рассматривается сотрудничество и  командная работа. Бюрократия может  быть ограничена. Усиливается социальный контроль и самодисциплина. Формальные процедуры могут быть упрощены и переданы командам менеджеров и рабочим группам. Команды часто формируются из представителей разных подразделений. Возможно деление организации на множество подразделений.  Приобретают статус и репутация организации. Менеджеры могут наступать на бюрократию или пытаться ее модернизировать.

Потребность в  управлении. Достигнув стадии зрелости организация может пережить временный  упадок. Кампания перестает соответствовать требованиям окружающей среды. Необходимы инновации.
 

      По  мере прохождения четырех стадий жизненного цикла у организации  меняются ее структура, системы контроля, инновации и цели.

      Бюрократия  и власть в организации (по Веберу).

      Вебер считал, что бюрократия способна гарантировать более эффективное функционирование организаций в бизнесе и правительственных структурах (таблица 2).

      Таблица 2- Бюрократия и власть в организации

Бюрократия Узаконенные основания власти
1.Правила  и процедуры Позволяют осуществлять работу в предсказуемых условиях Рационально-законные Работники верят  в законность правил и право тех, кто располагает властью, отдавать приказы. Этот тип власти лежит в  основе большинства правительственных  орг.
2.Специализация  и разделение труда Каждый  работник имеет свою четкую задачу Традиционные Опирается на веру в традиции и законность положения  людей. Традиционная власть принадлежит  монархам и церкви.
3. Иерархия  власти Служит  чутким механизмом инспектирования  и контроля Харизматические Основана на приверженности людей выдающейся личности и готовности исполнять ее приказы. Организации возглавляемые харизматическыми личностями, отражают его личность и ценности.
4.Квалифицированный  персонал Дает  основания для найма сотрудников, противостоит найму по знакомству, фаворитизму  
5.Разграничение  должности и должностного лица Люди не владеют  работой или наследственными  правами на нее.  
6.Письменная  коммуникация в производстве Печатная документация создает “память” организации и  обеспечивает непрерывность ее существования во времени.  

      Логичная  и рациональная форма организации, описанная Вебером, позволяет работать эффективно и в соответствии с  установленными правилами.

      Крупные организации более формализованы. ( В малых организациях топ-менеджеры могут контролировать работу личным наблюдением.)

      Централизация определяет уровень иерархии, на котором  дается право принятия решения. Крупные  организации более децентрализованы.

      Организационные стратегии контроля представлены в таблице 3.

      Таблица 3- Организационные стратегии контроля

Тип стратегии Требования
1.Бюрократическая Правила, стандарты, иерархия, легитимность власти
2.Рыночная Цены, конкуренция, изменение взаимосвязей
3.Клановая Традиция, общие  ценности и убеждения, доверие
 

         О рыночном контроле говорят тогда, когда результаты деятельности и продуктивность организации основываются на ценовой конкуренции. Для использования этой формы контроля необходимо ясное представление о ценах на продукцию и рыночной ситуации. В отсутствии конкуренции этот метод неточно отражает внутреннюю эффективность.

      Для осуществления кланового контроля необходимо использовать такие особенности  жизни организации, как корпоративная  культура, общие ценности, приверженность кампании, традиции и убеждения. Это  контроль поведения сотрудников. Должны быть общие системы ценностей и доверие. Клановый контроль имеет большое значение в неопределенной ситуации. Требует периода врастания в группу.

      Самоконтроль  – основан на ценностях и стандартах самого человека. Требует наличие  сильных лидеров в кампании.

      Упадок  и сокращение организации.

      Упадок  организации – употребляется при определении условий, при которых в течение определенного периода времени наблюдается существенное и абсолютное сокращение ресурсов организации. Упадок организации часто ассоциируется с негативными изменениями в окружающей среде (сокращаются масштабы ее деятельности в определенных сферах) или меняется ее форма.

      Упадок  организации определяют три фактора: 

Информация о работе «Франчайзинг» на материалах ООО «Астория»