Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является поиск «наилучшей» структуры предприятия.
Задача курсовой работы заключается в изучении организационных структур, их анализ, формирование на предприятиях.
Введение………………………………………………………………………….....3
Основная часть……………………………………………………………………...5
1 Формирование и методы проектирования организационных структур..……..5
1.1 Процесс формирования организационной структуры……………………….5
1.2 Методы проектирования структур…………………………………………….6
2 Анализ организационных структур предприятия…………………………….10
2.1 Особенности современных предпринимательских организаций…………..10
2.2 Организационная структура предприятий………………………………….11
2.3 Структура системы управления……………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………...21
Глоссарий………………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………
1) разделение труда на основе функциональной специализации;
2) четкая иерархия власти;
3) система правил, определяющих права и обязанности каждого члена организации;
4)
система процедур, определяющих
порядок действия во всех
5)
игнорирование личных качеств
во взаимоотношениях между
6) отбор и выдвижение работников по их квалификации.
Он укрепил модель своего бюрократического механизма с помощью введения особой установленной власти общества, т.е. какой-то силы, которая узаконена обществом и "заставляет человека иногда делать то, что он не хочет делать".
Неоклассическая модель. Это модель поведения организации, построения с учетом возможностей человека. Этот взгляд на организацию получил широкую известность. Основное внимание здесь уделялось уже не рациональной модели традиционной теории организации, а модели, которая рассматривала человека таким, каков он есть. Эта модель не исключает рассмотренные раньше структурные аспекты организации, но изменила те принципы, которые относятся к человеческим ресурсам и отношениям, возникающим в неформальных группах внутри организации.
Основные отличия теории, учитывающей человеческие взаимоотношения, от традиционной теории организации сводятся к следующему:9
1)
в выработке решений чаще
2) основной единицей организации является не индивидуум, а скорее группа, члены которой взаимодействуют с помощью личных контактов;
3)
не только административная
4) руководитель - это скорее посредник для связи внутри группы и между группами, а не только представитель высшей власти;
5)
необходимо увеличение
Подход к организации с позиции человеческих отношений выдвинул на первый план концепцию организации как единой системы, охватывающей отдельные личности и неформальные группы и учитывающей отношения внутри группы и формальные взаимосвязи между членами организации. В сущности, эта школа вернула человеку то место в организации, которое традиционная школа так старательно пыталась у него отнять.
Профессиональная модель. Это - профессиональные организации и они характеризуются не только целями, которые преследуют, но и высоким процентом специалистов в составе аппарата (не меньше 50%), а также таким распределением власти между специалистами и неспециалистами, при котором специалисты обладают высшей властью в вопросах, касающихся главной цели деятельности организации. К организациям такого типа относятся институты и университеты, исследовательские организации и крупные лечебные учреждения.10
Модель
такой организации должна характеризоваться
тем, как часто организация
Элементы предприятия. Функция руководства в современных сложных предпринимательских организациях состоит в координации деятельности различных производственных элементов и в оптимизации целей всего предприятия. Руководитель должен рассматривать предприятие как систему, а не как ряд изолированных элементов. Он должен представлять себе характер отношений между частями системы и их возможные взаимодействия. По существу, руководителю предприятия следует объединить отдельные, часто противоречивые функции в единую интегрированную систему, все элементы которой способствуют достижению общих целей организации.
В
предпринимательской
Взаимоотношения
между элементами системы. Второй важный
шаг в системном подходе к
процессу организации состоит в
том, чтобы рассмотреть
Части
должны быть привязаны к целому с
помощью определенных отношений
каждой части к какой-либо общесистемной
характеристике (или характеристикам),
имеющей необходимую и
Части должны быть определены не с целью их удобной классификации по тем или иным признакам, а так, чтобы была ясно видна их логическая и необходимая функциональная связь друг с другом и с системой в целом.
Большие части должны быть способны объединять все более мелкие части, которые необходимы для объяснения поведения организации в целом.
Части должны быть соответственно увязаны с поведением всех членов организации.
При этом надо иметь в виду "процесс сплавления" организации - процесс примирения и сплочения этих различных частей и установления единства между ними. Этот процесс выдвигает на первый план общие цели организации вопреки противоречащим им интересам отдельных личностей, групп, других организаций и самой рассматриваемой организации. Процессы информации и связи. Основой интеграции отдельных частей организации в единую систему служат информационные сети или сети связи. Связь стимулирует работу отдельных элементов организации и обеспечивает координирующий механизм, соединяющий части системы в единое целое. Дейч считает, что организации состоят из подсистем, которые устанавливают связь друг с другом, обмениваются сообщениями с внешним миром и накапливают информацию. В совокупности эти сети связи составляют некоторую конфигурацию, представляющую собой единую систему связи. В кибернетической модели уделяется большое внимание связи и потокам информации в сложной системе. Хотя принципы кибернетики использовались в первую очередь для анализа технических проблем, ее модель обратной связи, управления и регулирования может быть также успешно применена для анализа биологических и социальных систем.
2.3 Структура системы управления
Система - это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.
В настоящее время в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:
1) структура управления;
2) техника управления;
3) функции управления;
4) методология управления.
Организационная структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
-
функциональную и
- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Основной
задачей системы управления организации
ставится формирование профессиональной
управленческой деятельности. Как процесс
управленческая деятельность - это
совокупность действий, ведущая к
образованию и
Среди этапов понимания сущности управления и построения организационных структур следует выделить некоторые этапы:
1)
Организация представляется, как
сумма трудовых операций. Управлять
организацией - значит правильно
организовать производственные
процессы и повышать
2)
Организация - это административная
пирамида, как наиболее устойчивое
строение (административный механизм).
Ей присуща чёткая структура,
единоначалие, разделение труда,
баланс полномочий и
Всё большую роль, как указывалось выше, в организации начинает играть технологическая основа. Организация - это социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних - производственная система. Отсюда - организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система.
Структуру можно выбирать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.
Как показывает опыт, процесс внесения коррективов в организационную структуру управления должен предусматривать:
-
систематический анализ
-
разработку генерального плана
совершенствования
-
гарантию того, что программа
нововведений содержит
-
последовательную реализацию
-
поощрение повышения уровня
Анализ организационных структур - одно из ключевых понятий теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система организационных структур управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители предприятий и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.
№ п/п | Понятие | Определение |
1. | Метод аналогий | Состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации |
2. | Метод структуризации целей | это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры |
3. | Органиграммама | это визуализация организационно-кадровой структуры компании, представленная в виде схемы с указанием всех подразделений предприятия |
4. | Организация | это
группа людей, работающих совместно, во
главе с руководителем и |
5. | Подетальная специализация | сосредоточение производства определенных деталей и агрегатов, заготовок и полуфабрикатов, а также выполнение отдельных технологических процессов |
6. | Производственное кооперирование | неизбежное
следствие специализации |
7. | Процессы кооперирования | это поставки комплектующих полуфабрикатов и выполнение работ для потребностей определенного производства; связь поставщика с определенными покупателями данного вида продукции; работа поставщиков на определенных потребителей, изготовляющих готовую продукцию или же продолжающих формировать полуфабрикат |
8. | Социальная организация | система социальных групп и отношений между ними |
9. | Экономическая эффективность специализации и кооперирования | результат организационно - плановых мероприятий и повышения технического уровня производства |
10. | Экспертно-аналитический метод | сосредоточение производства на крупных предприятиях - определяется научно-техническим прогрессом орудий труда (ростом производительности единичных мощностей машин, агрегатов, аппаратов, совершенствованием техники управления и т.п.) и ростом объемов выпускаемой продукции |
Информация о работе Формирование и анализ организационных структур предприятия