Формирование и анализ организационных структур предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является поиск «наилучшей» структуры предприятия.
Задача курсовой работы заключается в изучении организационных структур, их анализ, формирование на предприятиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Основная часть……………………………………………………………………...5
1 Формирование и методы проектирования организационных структур..……..5
1.1 Процесс формирования организационной структуры……………………….5
1.2 Методы проектирования структур…………………………………………….6
2 Анализ организационных структур предприятия…………………………….10
2.1 Особенности современных предпринимательских организаций…………..10
2.2 Организационная структура предприятий………………………………….11
2.3 Структура системы управления……………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………...21
Глоссарий………………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Ухтинский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Экономика и организация производства
Тема Формирование  и анализ организационных структур предприятия
Фамилия студента Садыков
Имя студента Евгений
Отчество  студента Альбертович
№ контракта 07200090302006

 

     Содержание

     Введение………………………………………………………………………….....3

     Основная  часть……………………………………………………………………...5

     1 Формирование и методы проектирования организационных структур..……..5

     1.1 Процесс формирования организационной структуры……………………….5

     1.2 Методы проектирования структур…………………………………………….6

     2 Анализ организационных структур  предприятия…………………………….10

     2.1 Особенности современных предпринимательских  организаций…………..10

     2.2  Организационная структура предприятий………………………………….11

     2.3 Структура системы управления……………………………………………...18

     Заключение………………………………………………………………………...21

     Глоссарий………………………………………………………………………….23

     Список  использованных источников…………………………………………….27

     Приложения……………………………………………………………………….29

     Введение

     Актуальность  темы. В последнее время изучение организаций и их поведения стало  главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.

     Задача  менеджеров состоит в том, чтобы  выбрать ту структуру, которая лучше  всего отвечает целям и задачам  организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура – это  та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

     Одной из важных структур организации является социальная организация. Ее можно определить так: "Социальная организация - это  непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении".

     Человеческие (социальные) организации имеют многообразные  формы: военные организации, предпринимательские  и политические организации, добровольные ассоциации и другие формы организации общественной деятельности.

     Объектам  являются:

      - процесс формирования организационной  структуры;

     - методы проектирования структур.

     - особенности современных предпринимательских  организаций;

     - организационная структура предприятий;

     - модели организации;

     - системный подход и процесс  организации;

     - структура системы управления.

     Субъектом являются структуры организации.

     Целью данной курсовой работы является поиск  «наилучшей» структуры предприятия.

     Задача курсовой работы заключается в изучении организационных структур, их анализ, формирование на предприятиях.

     Метод исследования заключается в изучении и анализе научной литературы.

     Основная  часть

     1 Формирование и методы проектирования организационных структур

     1.1 Процесс формирования  организационной  структуры

     Процесс формирования организационной структуры  состоит из формулировки целей и задач, определения состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработки регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.1

     Этот процесс можно разделить на три стадии:

     - Формирование общей структурной  схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

     - Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно– целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

     - Регламентация организационной  структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:  определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

     Когда требуется взаимодействие многих звеньев  и уровней управления, разрабатываются  специфические документы называется – органиграммами.2

     Органиграммама  представляет собой графическую  интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммамы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.

     1.2 Методы проектирования  структур

     Проблема проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть представлена точно в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это –многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

     Процесс организационного проектирования состоит  в последовательности приближения  к модели рациональной структуры  управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при  рассмотрении, оценки и принятия к  практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

     Существуют  взаимодополняющие методы:

     - Метод аналогий состоит в применении  организационных форм и механизмов  управления, по отношению к проектируемой  организации. К методу аналогий  относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

     Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих  подходах. Первый из них заключается  в выявлении для каждого типа производственно - хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

     Типизация решений является средством повышения  общего уровня организации управления производством. Типовые организационные  решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми  и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отливаются  от чётко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.

     - Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.

     К экспертным методам нужно отнести также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.

     Особое  место среди экспертных методов  занимает разработка графических и  табличных описаний организационных  структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур.3

     - Метод структуризации целей предусматривает  выработку системы целей организации,  включая их количественную и  качественную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:

Информация о работе Формирование и анализ организационных структур предприятия