Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:31, курсовая работа
Задачи:
1. Определить теоретические основы финансового планирования на предприятии;
2. Рассмотреть необходимость, содержание финансового планирования и виды финансовых планов;
3. Дать характеристика нормативных документов, которые используются во время планирования;
4. Дать оценку общей экономической характеристике деятельности ООО «НеоГала» и провести анализ плановой работы на предприятии;
5. Оценить систему стратегического и оперативного финансового планирования на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ ………………………………………………………………… 5
1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы ………………. 5
1.2 Основы финансового прогнозирования …………………………………… 11
1.3 Технология составления бюджета как основы финансового
планирования предприятия ……………………………………………………. 13
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СФЕРЫ РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «НЕОГАЛА») …………………………….. 18
2.1 Анализ финансового планирования и прогнозирования
ООО «НеоГала» ……………………………………………………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….. 36
Из приведенных в таблице вариантов плановой величины оборота розничной торговли наиболее приемлемый и реальный, по нашему мнению, является размер оборота розничной торговли, рассчитанный экономико-статистическим методом планирования, а именно на основе метода среднегодовых темпов роста. Выбор основывался на том, что данный метод максимально приближает значение расчетного показателя к реальному. При этом проведенные расчеты основаны на действительных показателях деятельности предприятия за 5 предшествующих лет, что позволяет исключить момент необоснованности. Таким образом, для дальнейших расчетов примем за основу оборот розничной торговли в размере 115843,82 тыс. руб.
Следующим этапом планирования оборота розничной торговли является его распределение по кварталам будущего года и по структуре.
Планирование оборота розничной торговли по кварталам будущего года может осуществляться следующими методами: на основе средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме оборота розничной торговли и с помощью индексов сезонности оборота розничной торговли.
Проведем планирование на основе средних удельных весов квартальных оборотов в общем объеме оборота розничной торговли (табл.3.5). Для этого необходимо рассчитать средние удельные веса квартальных оборотов за последние два-три года работы предприятия по средней арифметической:
и т.д.
Тогда квартальные обороты розничной торговли в 1-4 кварталах будущего года будут равны:
;
Т.к. спрос на товары, реализуемые ООО «НеоГала» не носит сезонного характера, то расчет на основе индекса сезонности опускается, и рекомендуемым будем считать метод на основе средних удельных весов квартальных оборотов розничной торговли в общем объеме оборота розничной торговли.
Таблица 2.5
Расчет оборота розничной торговли по кварталам 2010 года
Кварталы |
Оборот розничной торговли, тыс. руб. | ||||||
2008 год |
2009 год |
Средний уд. вес |
Отклонение прогнозного от 2009 г. |
2009 год |
Плановое значение 20010 г. |
Темп изменения к 2009 г. | |
А |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
25,35 |
25,44 |
25,40 |
-0,04 |
24166,98 |
29418,54 |
121,73 |
2 |
24,07 |
24,05 |
24,06 |
0,01 |
22846,54 |
27872,02 |
122,00 |
3 |
24,87 |
24,66 |
24,77 |
0,11 |
23426,01 |
28688,72 |
122,47 |
4 |
25,71 |
25,85 |
25,78 |
-0,07 |
24556,47 |
29864,54 |
121,62 |
Итого год |
100 |
100 |
100 |
- |
94996,00 |
115843,82 |
121,95 |
Из полученных данных видно, что на четвертый квартал будущего года придется наибольший объем оборота розничной торговли равный 29864,54 тыс. руб. Наибольший тем роста ожидается в третьем квартале (122,47%).
Далее проведем расчет структуры оборота розничной торговли ООО «НеоГала» на будущий год.
При прогнозировании структуры оборота розничной торговли на практике могут использоваться следующие методы:
- метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней;
- метод на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме оборота розничной торговли.
Рассмотрим использование метода расчета на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме оборота розничной торговли (табл. 2.16).
Тогда оборот розничной торговли i-й товарной группы в будущем году:
Таблица 2.6
Прогноз оборота розничной торговли по структуре на 2010 год
Товарные группы |
Структура оборота розничной торговли |
Средний уд. вес по группе, % |
Оборот розничной торговли, тыс. руб. |
Темп изме-нения, % | |||
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. |
Плановый год |
Откло-нение (+;-) | |||
Ювелирные изделия из золота 585 пробы в т.ч. |
57,74 |
56,86 |
57,30 |
54014,73 |
66378,51 |
12363,78 |
122,89 |
- кольца |
10,64 |
11,33 |
10,99 |
10765,13 |
12727,58 |
1962,44 |
118,23 |
- серьги |
16,35 |
16,80 |
16,57 |
15955,95 |
19200,19 |
3244,24 |
120,33 |
- кулоны, подвески |
5,69 |
4,92 |
5,30 |
4672,27 |
6143,07 |
1470,80 |
131,48 |
- цепи, браслеты |
11,33 |
11,74 |
11,54 |
11148,64 |
13362,74 |
2214,10 |
119,86 |
- броши |
3,13 |
2,40 |
2,76 |
2279,42 |
3202,50 |
923,08 |
140,50 |
- талисманы |
3,33 |
2,66 |
2,99 |
2522,49 |
3464,42 |
941,93 |
137,34 |
- колье |
2,62 |
3,20 |
2,91 |
3041,03 |
3369,22 |
328,20 |
110,79 |
- кресты |
4,65 |
3,82 |
4,24 |
3629,79 |
4908,79 |
1279,00 |
135,24 |
Ювелирные изделия из серебра 925 пробы, в т.ч. |
35,90 |
33,54 |
34,72 |
31861,66 |
40220,97 |
8359,32 |
126,24 |
- кольца |
4,46 |
4,54 |
4,50 |
4310,88 |
5213,16 |
902,28 |
120,93 |
- серьги |
5,69 |
5,47 |
5,58 |
5199,82 |
6468,41 |
1268,59 |
124,40 |
- кулоны, подвески |
4,90 |
3,53 |
4,21 |
3355,03 |
4881,96 |
1526,93 |
145,51 |
- цепи, браслеты |
9,33 |
7,56 |
8,44 |
7178,43 |
9779,18 |
2600,75 |
136,23 |
- броши |
4,90 |
4,91 |
4,90 |
4664,55 |
5680,41 |
1015,86 |
121,78 |
- талисманы |
1,65 |
1,89 |
1,77 |
1793,81 |
2050,26 |
256,45 |
114,30 |
- колье |
2,46 |
2,63 |
2,55 |
2501,14 |
2951,49 |
450,35 |
118,01 |
- кресты |
2,51 |
3,01 |
2,76 |
2857,99 |
3196,10 |
338,11 |
111,83 |
Прочие изделия 999 пробы |
6,36 |
9,60 |
7,98 |
9119,62 |
9244,34 |
124,72 |
101,37 |
Итого |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
94996,00 |
115843,82 |
20847,82 |
121,95 |
По результатам планирования было выявлено, что в 2010 году оборот розничной торговли ООО «НеоГала» по ювелирным изделиям из серебра увеличится на 26,24%, прочие товары на 1,36%, по ювелирным изделиям из золота оборот розничной торговли возможно увеличится на 22,89%.
На основе данных, приведенных в таблице 3.5 и 3.6 можно сделать следующий вывод: оборот розничной торговли будет расти более быстрыми темпами в 3 квартале, темп роста составит 122,47%, что выше среднегодовых темпов роста оборота розничной торговли. При этом наибольшее увеличение суммы оборота розничной торговли в разрезе товарных групп произойдет кулонам и подвескам из серебра на 45,51%.
Таким образом, рассчитав планируемый объем оборота розничной торговли, можно перейти к планированию валовой прибыли на будущий период.
На основе анализа
отчетных данных по изменению валовой
прибыли
Планирование валовой прибыли является одним из основных этапов для предприятий торговли. Результаты такого планирования позволяют оценить масштабы и эффективность дальнейшей деятельности предприятия, выявить и четко определить пути стратегического развития торговой деятельности.
Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложения. Трудности, возникающие при продаже товаров в виду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от группы товаров.
Итак, для планирования валовой прибыли необходимо установить размер торговой надбавки.
При экономическом обосновании уровней торговых надбавок на будущий год учитывались следующие факторы:
- конъюнктура рынка (соотношение спроса и предложения);
- укрепление позиций предприятия торговли на рынке;
- ориентация на покупательский спрос населения и розничные цены на аналогичные реализуемые товары у конкурентов;
- уровень обслуживания покупателей и др.
I. Планирование
валовой прибыли методом
В соответствии
с ценовой политикой магазина,
уровни торговых надбавок на плановый
период планируется оставить на прежнем
уровне по тем товарным видам, пот
которым был отмечен их рост. По
остальным видам следует увелич
Данные изменения не приведут к снижению покупательского спроса, что объясняется тем, что в ближайших магазинах - конкурентах (Например, магазин «Ювелир») уровни торговых надбавок значительно выше, чем на предприятии ООО «НеоГала».
В таблице 2.17 приведем расчеты изменений торговых надбавок на будущий год и рассчитаем сумму валовой прибыли в результате изменений.
Таким образом, в будущем году ожидается увеличение среднего уровня торговой надбавки в целом предприятию (таблица 2.17), которая составит в 2010г. 62,79 %, что приведет к увеличению суммы валовой прибыли торгового предприятия ООО «НеоГала» на 7741,38 тыс. руб. и составит 40429,38 тыс. руб. При этом уровень валовой прибыли будет равен 34,55 %., что выше показателя прошлого года на 0,14%.
Таблица 2.7
Расчет суммы и уровня валовой прибыли торгового предприятия ООО «НеоГала» на будущий год методом технико-экономических расчетов
Товарные группы |
Утн,% |
Отклонение |
Плановый уровень торговых надбавок, % |
Плановый уровень валовой прибыли, % |
Плановый оборот розничной торговли, тыс. руб. |
Сумма валовой прибыли, тыс. руб. | |
2008 |
2009 | ||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ювелирные изделия из золота 585 пробы в т.ч. |
23566,92 | ||||||
- кольца |
56,11 |
57,10 |
0,99 |
57,10 |
36,35 |
12727,58 |
4626,00 |
- серьги |
53,68 |
52,34 |
-1,34 |
53,34 |
34,78 |
19200,19 |
6678,62 |
- кулоны, подвески |
57,41 |
55,45 |
-1,95 |
56,45 |
36,08 |
6143,07 |
2216,58 |
- цепи, браслеты |
56,55 |
56,96 |
0,42 |
56,96 |
36,29 |
13362,74 |
4849,49 |
- броши |
51,33 |
50,55 |
-0,79 |
51,55 |
34,01 |
3202,50 |
1089,32 |
- талисманы |
56,70 |
55,04 |
-1,67 |
56,04 |
35,91 |
3464,42 |
1244,14 |
- колье |
54,48 |
55,67 |
1,19 |
55,67 |
35,76 |
3369,22 |
1204,92 |
- кресты |
50,78 |
51,00 |
0,21 |
51,00 |
33,77 |
4908,79 |
1657,83 |
Ювелирные изделия из серебра 925 пробы, в т.ч. |
13781,02 | ||||||
- кольца |
56,89 |
59,93 |
3,03 |
59,93 |
37,47 |
5213,16 |
1953,44 |
- серьги |
53,89 |
50,74 |
-3,15 |
51,74 |
34,10 |
6468,41 |
2205,58 |
- кулоны, подвески |
50,16 |
52,49 |
2,33 |
52,49 |
34,42 |
4881,96 |
1680,47 |
- цепи, браслеты |
52,08 |
55,10 |
3,03 |
55,10 |
35,53 |
9779,18 |
3474,26 |
- броши |
53,49 |
49,19 |
-4,31 |
50,19 |
33,42 |
5680,41 |
1898,16 |
- талисманы |
52,26 |
50,75 |
-1,51 |
51,75 |
34,10 |
2050,26 |
699,16 |
- колье |
54,20 |
47,62 |
-6,58 |
48,62 |
32,72 |
2951,49 |
965,60 |
- кресты |
39,78 |
38,46 |
-1,32 |
39,46 |
28,30 |
3196,10 |
904,34 |
Прочие изделия 999 пробы |
52,01 |
44,15 |
-7,86 |
50,00 |
33,33 |
9244,34 |
3081,45 |
Итого |
53,68 |
52,46 |
-1,22 |
52,79 |
34,55 |
115843,82 |
40429,38 |
II. Экономико-статистические методы.
2.1 Расчет валовой
прибыли на основе метода
Таблица 2.8
Расчет уровня валовой прибыли на будущий год на основе выравнивания динамического ряда по скользящей средней
Годы |
Уровни валовой прибыли, % |
Условное обозначение |
Выравнивание уровня валовой прибыли, % |
А |
1 |
2 |
3 |
2004 |
33,66 |
- |
- |
2005 |
34,18 |
К1 |
(33,66+34,18)/2=33,92 |
2006 |
34,32 |
К2 |
(34,32+34,18)/2 = 34,25 |
2007 |
34,93 |
К3 |
(34,32+34,93)/2 = 34,62 |
2008 |
34,41 |
К4 |
(34,93+34,41)/2 = 34,67 |
Отклонение (+,-) |
- |
=(К4-К1)/(4-1) |
(34,67-33,92)/3=0,25 |
Увп =
2.2 Метод на
основе расчет среднего уровня
валовой прибыли по среднеарифм
Поделив все сумму валовой прибыли за 5 лет на сумму оборота розничной торговли, рассчитаем среднее уровня валовой прибыли по среднеарифметической.
Тогда сумма валовой прибыли на будущий год составит:
III. Расчетно-аналитический метод
Сущность данного метода заключается в определении среднего уровня реализованных торговых надбавок на основе изучения и анализа динамики их уровня за ряд предшествующих лет.
Результаты
расчетов оформим в сводную таблицу 2.
Таблица 2.9
Сводная таблица планов суммы и уровня валовой прибыли
ООО «НеоГала» на 2010 год
Методы планирования |
План валовой прибыли | |
сумма, тыс. руб. |
уровень, % | |
А |
1 |
2 |
I. Метод технико-экономических расчетов |
40429,38 |
34,90 |
II. Экономико-статистические методы |
||
2.1. Расчет валовой
прибыли на основе метода |
41043,46 |
35,43 |
2.2 Метод на
основе расчета среднего |
41302,18 |
35,65 |
III. Расчетно-аналитический метод |
40070,37 |
34,59 |
Выбранный проект плана валовой прибыли |
40429,38 |
34,90 |