Финансово-экономические аспекты деятельности финансово-промышленных групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать финансово-экономические аспекты деятельности ФПГ, а также определить их актуальность в связи с появлением новых внешних и внутренних факторов, возмущающих состояние экономической системы и обусловливающих поиск путей ее перехода на новую ступень динамического равновесия.
Задачи курсовой работы:
1) Собрать теоретическую часть информации о понятии ФПГ;
2) Рассмотреть деятельность ФПГ и дать ее характеристику;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты ФПГ…………………………………….5
1.1 Понятие и состав финансово-промышленных групп………………...5
1.2 Классификация и создание ФПГ………………………………………6
1.3 Структура ФПГ………………………………………………………….8
1.4 Характеристика финансово-экономической деятельности ФПГ…..10
Глава 2. Финансово-промышленная группа ЗАО «Группа Синара» – создание, развитие и перспективы………………………………………….18
2.1 Основные данные ЗАО «Группа Синара»……………………………18
2.2 Ключевые проекты Группы Синара и дальнейшая стратегия ее развития……………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Ф-э д-ть ф-п групп.docx

— 699.10 Кб (Скачать)

 

По итогам деятельности Группы Синара в 2010 году выручка от реализации (без НДС) составила 22,61 млрд руб. (в 2009 г. - 16,99 млрд руб.). Размер EBITDA – 2,41 млрд руб. (в 2009 г. - 448,40 млн. руб.). Чистая прибыль составила 239 млн. руб.

 

 

2.2 Ключевые проекты Группы Синара и дальнейшая стратегия ее развития

 

На сегодня в Группе «Синара» сформировалось три основных направления деятельности:

  • транспортное машиностроение
  • финансы
  • девелопмент

Начиная с 2006 года Совет директоров принял стратегию развития, которая была разработана при содействии международных консультантов, причем на достаточно продолжительный период времени - до 2022 года. Теперь Группа совершенно отчетливо видит долгосрочную траекторию своего развития.

Если говорить о локомотивостроении, то, несомненно, нельзя не сказать о совместном с Siemens AG предприятии в Верхней Пышме, которое производит магистральные грузовые электровозы. До создания в середине 2010 года СП «Уральские локомотивы» был разработан и запущен в серию локомотив "СИНАРА" (2ЭС6). Это действительно инновационный электровоз для российского локомотивостроения, и это подтверждают отзывы главного потребителя - ОАО «Российские железные дороги». В рамках совместного предприятия с немецкими партнерами компания начала выпускать новую модель локомотива 2ЭС10 под названием "ГРАНИТ" с асинхронным тяговым приводом, и до конца года на СвЖД было передано 11 таких машин. 

 

Компании есть чем гордиться, потому что прецедентов такой динамики развития проекта (с момента разработки нового продукта до запуска его в серию) и во времена Советского Союза было крайне немного.

В продолжение темы локомотивостроения нужно отметить, что в 2011 году началось строительство нового завода по производству скоростных электропоездов "Ласточка". В этом контексте уместно упомянуть, что благодаря пройденному компанией пути по созданию для РЖД грузовых электровозов, совместными усилиями с немецкими партнерами СП «Уральские локомотивы» смогли достаточно быстро одновременно запустить несколько процессов: проработали и подписали контракт объемом более 2 млрд евро на производство 1,2 тыс. вагонов, продумали схему производства, адаптировали конструкцию немецкого электропоезда для российских условий. Главы компании надеются, что этот проект внесет серьезную лепту в обновление парка подвижного состава, и вместо "зеленых" электричек, которые сейчас бороздят просторы России, по железным дорогам будут ходить новые комфортабельные поезда со скоростью 160 км/ч.

В ряде ключевых проектов, которые  реализует Группа Синара, используется механизм частно-государственного партнерства (Центральный стадион, курорт Архыз, выставочный центр Екатеринбург-ЭКСПО). Стоит отметить, что Группа Синара одна из первых не только поддержала тему строительства горного курорта на Северном Кавказе, но и в рамках проекта "Архыз" стала отрабатывать механизмы частно-государственного партнерства. Эта форма сотрудничества очень удачна, она позволяет каждому из участников реализовывать свои интересы. Государство создает условия, благодаря которым бизнес может приходить в проект и придавать ему необходимую динамику. Сегодня уже ведется строительство, и первый пусковой комплекс горного курорта будет запущен в середине следующего года.

Нельзя не упомянуть проекты  комплексного освоения территории, так  называемые КОТы. В рамках "Новокольцовского" проекта уже построен выставочный комплекс "Екатеринбург-ЭКСПО". Как известно, Екатеринбург вошел в число пяти городов, продолжающих участие в конкурсе на право проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2020. И если территория "Новокольцовского" будет выбрана в качестве базовой для проведения выставки, то это даст колоссальный потенциал для развития нового района и города Екатеринбурга в целом. Проекты такого масштаба очень интересны Группе Синара. 

В августе текущего года после глобальной реконструкции был открыт Центральный  стадион. И включение международной  организацией футбольных ассоциаций (ФИФА) Екатеринбурга в число претендентов на проведение матчей групповой серии  Чемпионата мира по футболу-2018, безусловно, также даст импульс для будущего этого проекта. 

 

Динамика финансовых показателей компании, естественно, положительная. Есть соответствующие задачи акционеров, плановые бюджеты, да и менеджмент всегда ориентируется на финансово эффективный результат. Если общая выручка в 2009 году составила около 17 млрд рублей, то в 2010 году она практически достигла 23 млрд рублей.

По этому году показатели назвать  сложно, соответствующие службы сейчас занимаются оценкой прогнозных показателей  планового периода и ведут  работу по бюджету на 2012 год. Тут  есть нюансы, потому что меняется контур консолидации, меняется структура бизнеса. Но очевидно, что все планы, которые  утверждаются советом директоров, будут  выполнены.

 

Из всех предприятий нельзя выделить отдельных, как самых успешных в этом году. Можно сказать, что Группа Синара успешна сама по себе именно с точки зрения разумного сочетания различных сфер деятельности. Не случайно говориться о диверсификации компании, что позволяет, с одной стороны, распределить риски, с другой - получать синергию от всего спектра бизнес-направлений.

 

Компания реализует масштабные инвестиционные проекты, суммарный объем которых превышает 10 млрд рублей. Поэтому в особенностях реализации крупных инвестиционных проектов фигурируют достаточно большие  объемы кредитования Группы Синара. В компании серьезно реализован подход к предварительному аудиту всех проектов, в которые мы заходим, и пост-аудиту по их завершении. Регулярно работает инвестиционный комитет, в котором представлены руководители всех основных служб: финансовых, экономических, юридических, бухгалтерских. Комитет внимательно анализирует, в том числе, этапы реализации проектов, что позволяет своевременно корректировать траекторию движения.

Компания взаимодействует с  несколькими крупными банками: Внешэкономбанком, в частности, по проекту "Архыз", с его дочерним банком "Глобэкс" по Центральному стадиону. Мы очень плодотворно и, надеюсь, взаимовыгодно работаем с Уральским банком Сбербанка России. Конечно, сотрудничаем и со своим СКБ-банком (входит в Группу Синара), но исключительно в рамках тех нормативов и тех ограничений, которые устанавливает регулятор - Центральный Банк. Это необходимо подчеркнуть, потому что Группа заинтересована в устойчивом развитии СКБ-банка, следовательно, работает с ним как один из его многочисленных клиентов.

Нельзя не упомянуть и Европейский  банк реконструкции и развития, который, кроме того что является акционером СКБ-банка (владеет 25%-ной долей - ИФ), партнер Группы по ряду проектов.

Нужно сказать, что ни один из серьезных  банков никогда не будет работать с заемщиком, демонстрирующим непрофессионализм  и неумение оперировать заемными средствами достаточно эффективно. Кроме  всего прочего, как кредиторы, крупные  финансовые учреждения на стадии предкредитной работы очень внимательно анализируют все проекты, и это является для Группы дополнительной экспертизой, выявляющей риски.

 

Что касается планов Группы по размещению облигаций, выход на IPO каких-либо предприятий, входящих в компанию, то сейчас не стоит вопрос об IPO не только с точки зрения наших предприятий, но и в целом на рынке, который пока демонстрирует не слишком позитивные тенденции, поэтому говорить всерьез о первичном размещении сегодня, не очень правильно.

Что касается привлечения денег  с рынка в рамках облигационных  займов, то, например, СКБ-банк в 2010 году зарегистрировал программу биржевых облигаций общим объемом 15 млрд рублей, которая разделена на шесть выпусков. На текущий момент банк разместил четыре выпуска на общую сумму 9 млрд рублей.

Для нас не закрыты возможности  этого рынка, отдельные предприятия  и в целом Группа, думаю, достойно выглядят в глазах инвестора. И мы очень дорожим этим обстоятельством.

 

Знаковым событием для Свердловской области и страны в целом, стало создание совместного предприятия Группы Синара и концерна Siemens по выпуску современного подвижного состава. Группа Синара зашла на этот рынок, отчетливо понимая, что ее там никто не ждет. И эксперимент оказался удачным, он динамично развивался - начали выпускать на тот момент принципиально новый электровоз, включив в кооперацию более 65 российских предприятий. Но для дальнейшего интенсивного развития, наращивания объемов поставок, производства новых образцов техники необходимо было продолжать инновационную деятельность.

Конечно, была альтернатива, можно  было потратить еще пару лет и  создать асинхронный привод самостоятельно, и нет сомнений, что инженеры успешно  справились бы с этой задачей. Другая стратегия - трансферт технологий, позволяющий  сделать существенный шаг и пройти путь гораздо быстрее. Группа  выбрала последний вариант. Конечно, этот путь был непростым, российские и немецкие инженеры проделали гигантскую работу, позволившую достаточно быстро предложить нашему потребителю новую машину - "ГРАНИТ". Первые обсуждения этой темы с германскими партнерами начались в 2008 году, а уже в 2010 году был представлен новый локомотив.

Концерн Siemens пришел со своим ноу-хау и реализовал реальные намерения сотрудничества. Все два года шла серьезная работа по взаимообучению сотрудников, Siemens очень внимательно смотрел, что такое Группа Синара, как функционирует завод, оценивали потенциал и свои возможности. В результате был  достигнут консенсус и сейчас идет плодотворная работа над новым проектом. 

 

Десятилетний период с точки  зрения исторической - это миг, мгновение. Но в российской современной истории 10 лет - это колоссальный срок, тем  более что на него пришлись и пара глобальных экономических кризисов, и 2-3 периода так называемой локальной  турбулентности. Стратегия, конечно, не догма, но, тем не менее, без этой генеральной линии очень сложно серьезной компании двигаться вперед.

Стратегию компании разработали в 2006 году еще до кризиса, но, анализируя свое движение и корректируя тактику поведения, Группа продолжает двигаться вперед.

2012 год будет нелегким, ситуация  непростая, но это не значит, что Группа Синара не смотрим в будущее и не ищет потенциальные возможности каких-то новых точек роста или новых направлений деятельности.

 

Следует отметить, что положительными являются результаты развития агробизнеса Группой. Агрокомплекс "Каменское" демонстрирует прекрасные результаты работы, там работают настоящие профессионалы. Кстати, "Каменскому" тоже исполнилось в этом году 10 лет, и за это время оно увеличило объемы своего бизнеса кратно - выручка возросла в 8 раз. Продолжается инвестирование в развитие этой компании, и сегодня она является одним из ведущих сельскохозяйственных предприятий Свердловской области.

 

Все бизнесы компании ориентированы на инновационность, потому что именно в этом и состоит конкурентное преимущество и устойчивость компании.

В прошлом году был создан "Центр  инновационного развития СТМ" в рамках дивизионального холдинга "Синара - Транспортные машины", зарегистрировали его в "Сколково". В настоящее время он занимается достаточно большим количеством проектов, в том числе созданием гибридного тепловоза, разработку которого, ведут практически все развитые страны, и к концу года намерены презентовать опытный образец такой машины. Также по заказу РЖД создается двухдизельный тепловоз. План по научно-техническим проектам - разработка восьми достаточно объемных тем НИОКР, и каждая из них, как по форме, так и по содержанию, носит, несомненно, инновационный характер.

Масштаб и перспективность проектов, которые находятся в портфеле компании, чрезвычайно серьезен, и  руководство компании уверено, что они справятся со всеми поставленными задачами.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были проанализированы финансово-экономические  аспекты деятельности ФПГ, а также  определена их актуальность и дальнейшие перспективы развития ФПГ Свердловской области на примере ЗАО «Группа Синара».

А в заключение необходимо сделать следующий вывод - деятельность ФПГ очень важна для нашей экономики, так как результаты интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечивают реальные механизмы самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств.

При формировании ФПГ необходимо технико-экономическое обоснование. В первую очередь необходимо создавать  ФПГ на базе технологически связанных  производств, выпускающих сложную  наукоемкую продукцию, конкурентоспособную  на внутреннем и внешнем рынке, а  также предприятий, поставляющих продукцию  для государственных нужд. ФПГ  могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной  политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ. Концентрация в таких группах  значительных финансовых ресурсов и  промышленного потенциала дает возможность  осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной  продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается  такая минимизация налогов и  диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.

Информация о работе Финансово-экономические аспекты деятельности финансово-промышленных групп