Организационное построение ФПГ отличается
децентрализацией управления при одновременном
повышении эффективности организационных
структур отдельных звеньев, входящих
в группу, четким распределением полномочий
и ответственности, надежными механизмами
принятия согласованных управленческих
решений. За счет включения научно-исследовательских
и опытно-конструкторских подразделений
в структуру ФПГ, а, следовательно,
их приближения к непосредственному потребителю
сокращаются сроки внедрения научно-технических
разработок в производство. Благодаря
наличию единой маркетинговой службы
устраняются разрывы в снабженческо-сбытовой
цепочке, что способствует ускорению оборота
капитала.
Принятие экономически целесообразных
инвестиционных решений имеет существенное
значение для устойчивости финансового
положения группы в целом. Поэтому
в структуре ФПГ, как правило,
имеются специальные аналитические
подразделения, в состав которых
входят высококвалифицированные эксперты,
отвечающие за оценку инвестиционных
проектов и обоснованность принятия
решений.
Среди направлений деятельности, способствующих
оживлению инвестиционных процессов,
большую роль призваны сыграть:
- формирование в рамках ФПГ инвестиционных компаний, создаваемых по принципу прямого финансирования, т. е. под долевые ценные бумаги. Чтобы повысить заинтересованность в этом процессе кредитуемых организаций, необходимо предусмотреть возможность последующего выкупа ценных бумаг;
- создание за счет средств всех участников ФПГ венчурных фондов, задачей которых является финансирование наиболее рискованных инвестиционных проектов;
- широкое использование механизма создания совместных и дочерних предприятий с целью органического соединения финансовых ресурсов членов ФПГ.
Для повышения эффективности ФПГ
целесообразным является решение следующих
задач:
- активно включать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, превращая их в крупных сателлитов и развивая тесные кооперационные связи;
- расширять механизм создания в рамках ФПГ дочерних и совместных предприятий, в том числе и с привлечением иностранного капитала;
- расширять концерновую основу создания ФПГ, что позволит на надежной экономической базе восстанавливать технологические цепочки и развивать кооперирование предприятий;
- разнообразить виды и формы деятельности финансовых организаций в рамках групп, включая в их состав не только универсальные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, позволяющие широко привлекать временно свободные финансовые ресурсы с уменьшением риска потерь;
- расширить участие государства в инвестировании проектов в рамках ФПГ, но не через прямое выделение бюджетных ассигнований, а через межбанковский кредит;
- активизировать создание региональных ФПГ с привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков.
Опыт показывает, что в последнее
время резко усилилась мотивация
предприятий к вхождению в
финансово-промышленные группы. Это
связано с возможностью обеспечить
акционерный контроль над предприятиями
и финансово-кредитными учреждениями
в интересах налаживания выгодных технологических
и хозяйственных связей. Многих привлекает
перспектива совместной реализации приоритетных
федеральных и региональных программ,
получения необходимой государственной
поддержки, ресурсов на пополнение оборотных
средств и техническое перевооружение
производства, освоения долгосрочных
и перспективных инвестиционных проектов.
Стимулами к созданию финансово-промышленных
групп в настоящее время служат:
- стремление осуществить реальные инвестиции в производство в результате объединения с финансово-кредитными учреждениями;
- государственные гарантии под внешние инвестиции;
- возможность получить государственную поддержку, предусмотренную законодательством;
- попытка восстановить или сохранить кооперационные связи с предприятиями-партнерами других отраслей и стран СНГ.
Действующие ФПГ отличаются широкой
диверсификацией: они охватывают около
100 направлений промышленной деятельности.
Приоритетными направлениями являются:
производство легковых автомобилей; самолетостроение;
выпуск чугуна и металлопродукции; производство
железорудного концентрата; цветная металлургия
(производство никеля, меди, алюминия);
выпуск металлопроката, трубное производство;
выпуск химической продукции и др.
Формирование российских ФПГ происходит
на основе холдинга или объединения
капиталов (системы участия). Холдинг
предполагает наличие материнской
и дочерних компаний, где первая
владеет контрольными пакетами акций
других. Это достигается двумя
путями:
1) созданием новых предприятий с решающим
правом голоса в структуре управления
ФПГ;
2) скупкой контрольных пакетов акций
действующих предприятий напрямую или
через дочерние структуры.
Идея создания холдинговой компании
состоит в таком соединении различных
видов бизнеса, чтобы между ними
возникла синергия или усилилось
их взаимное влияние. Одной из разновидностей
подобного объединения является
формирование под контролем банка
промышленно-финансовой группы холдингового
типа. В этом случае предприятия
как бы обретают эффективного собственника,
способного обеспечить их устойчивое
развитие и располагающего необходимыми
для этого ресурсами. Для координации
инвестиционной деятельности группы образуется
единая холдинговая компания, осуществляющая
контроль через советы директоров банков
и предприятий. Существует ряд разновидностей
холдингов: государственные холдинг-структуры;
холдинги в интегрированных компаниях;
холдинги в конгломератах; банковские
холдинг-структуры.
Российские ФПГ формируются
главным образом путем объединения
крупных предприятий, уже имеющих
доминирующее или значимое положение
в определенных сегментах рынка,
но постепенно утрачивающих его, по крайней
мере, по отношению к западным производителям.
Объединяясь в финансово-промышленные
группы, предприятия получают возможность
контролировать определенные секторы
экономики. Однако вхождение в состав
ФПГ в основном крупных предприятий отрицательно
сказывается на гибкости и динамичности
их структуры управления.
В целом ряде случаев финансово-промышленные
группы в России создаются по инициативе
государственных органов и являются
отражением селективной политики государства
в области структурной перестройки
экономики. Государство стремится
сделать ФПГ опорными пунктами промышленной
политики, чтобы, влияя на их деятельность,
осуществлять макроэкономическую политику.
Кроме того, ФПГ является структурой,
позволяющей в силу особого положения
на рынке перераспределять инвестиционные
средства из развитых отраслей в отстающие
(при условии соблюдения принципов
взаимодействия между ФПГ и государством).
Чтобы ФПГ реально выполняли
функцию структурообразующего элемента
современной российской экономики,
необходимо исходить из следующих принципов
государственной политики:
- создание благоприятной среды и особая селективная поддержка образования ФПГ в соответствии со стратегическими направлениями промышленной и социальной политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах;
- обеспечение публично-правового характера деятельности ФПГ, ее гласности;
- разработка особого механизма воздействия и сотрудничества государства и ФПГ, основанного не столько на предоставлении льгот и прямых дотаций государства, сколько на системе соблюдения взаимных прав и обязательств.
Нередко по инициативе местной администрации
и под ее контролем создаются
финансово-промышленные группы для
решения социально-экономических
проблем региона (рис.5). Местная администрация
при этом предусматривает систему
мер финансовой поддержки ФПГ:
- освобождение полностью или частично от налогов на имущество;
- льготная аренда или передача во временное безвозмездное пользование имущества, являющегося собственностью области;
- передача в доверительное управление пакетов акций (находящихся в региональной собственности) предприятий, технологически связанных с основной деятельностью группы, но не входящих в ее состав;
- предоставление инвестиционного налогового кредита.
Рис.5 Условное организационное
строение «региональных» ФПГ
Основными источниками финансирования
деятельности финансово-промышленной
группы выступают инвестиционные кредиты
банков-участников, финансирование из
бюджета по целевым программам, кредиты
и прямые инвестиции банков, не являющихся
участниками данной ФПГ, собственные
средства предприятий.
Мировой опыт свидетельствует, что
финансово-промышленные группы, включающие
промышленные предприятия, исследовательские
организации, торговые фирмы и банки,
многие ассоциативные структуры, основанные
на внутренних договорных отношениях,
стали своеобразным каркасом рыночной
экономики целого ряда стран. Именно
на этом уровне организации производственного
потенциала обеспечиваются рациональные
партнерские, договорные связи с
государственными органами, осуществляется
подготовка, координация и контроль
выполнения корпоративных планов и
программ совместной деятельности ряда
хозяйствующих субъектов. При этом
активизируются привлечение внешних
инвесторов, разработка и реализация
корпоративной стратегии деятельности
на фондовом рынке, выполнение других
управленческих функций, связанных
с реализацией и защитой интересов
акционеров.
В эффективной рыночной экономике
финансово-промышленные группы являются,
в сущности, говоря, ретрансляторами
управляющего воздействия государства
на микроэкономику. Таким образом, повышается
уровень макроэкономического регулирования
производства, обеспечивается устойчивость
международного экономического сотрудничества.
Финансово-промышленные группы являются
партнерами государства в выработке
и реализации стратегии форсированной
модернизации экономики.
Глава 2. Финансово-промышленная
группа ЗАО «Группа Синара» – создание,
развитие и перспективы.
2.1 Основные данные
ЗАО «Группа Синара»
Группа Синара - диверсифицированная компания,
объединяющая предприятия различной отраслевой
направленности. Основана в 2001 году. Приоритетными
бизнес-направлениями Группы являются
транспортное машиностроение, финансовые
услуги, девелопмент. Численность сотрудников
предприятий компании – 8000 человек. Центральный
офис Группы Синара расположен в г.Екатеринбурге.
ИСТОРИЯ
- 2001 год – создание закрытого акционерного общества «Группа Синара»
- 2003 год – приобретение промышленных и агроактивов
- 2004 год – оформление Группы как диверсифицированной компании
- 2005 год – Группа приобрела контрольные пакеты акций управляемых предприятий – оптимизация корпоративной структуры управления
- 2006 год – реорганизация в форме слияния ЗАО «Металлпром» и ЗАО «Группа Синара», увеличение уставного капитала и активов общества
- 2007 год – совершенствование корпоративного управления, начало структурирования активов предприятий «Группы Синара» по отраслевому принципу и формирование дивизиональных холдингов – ЕБРР приобрел 25,9% акций СКБ-Банка – учреждение дивизионального холдинга ОАО «Синара – Транспортные Машины» (СТМ)
- 2008 год – укрупнение приоритетных бизнес-направлений, вхождение в состав новых предприятий – совместно с Роланд Бергер Стрэтеджи Консалтенс (Германия) разработана Стратегия развития Группы до 2022 гг.
- 2009 год – формирование дивизионального холдинга «Синара – Девелопмент»
- 2010 год – создание СП с концерном «Сименс» по выпуску современного подвижного состава; начало реализации проекта по строительству крупнейшего на Урале международного выставочного центра совместно с Корпорацией развития Среднего Урала
- 2011 год – подписание контракта с РЖД на поставку 1200 вагонов электропоезда типа Desiro Rus («Ласточка») – создание опытного образца тепловоза с гибридной силовой установкой SinaraHybrid – открытие Центрального стадиона в Екатеринбурге на 27 тысяч мест.
РУКОВОДСТВО
Пумпянский
Дмитрий Александрович – председатель Совета директоров
Ходоровский
Михаил Яковлевич – генеральный директор
СТРУКТУРА
Транспортное машиностроение
- ОАО «Синара – Транспортные машины» (Екатеринбург)
- ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» (Людиново)
- ООО «Уральский дизель-моторный завод» (Екатеринбург)
- ООО «Центр инновационного развития СТМ» (Екатеринбург)
- ООО «СТМ-Сервис» (Екатеринбург)
- ОАО «Уральский завод железнодорожного машиностроения» (В. Пышма)
- ООО «Уральские локомотивы» (В.Пышма)
Девелопмент
ОАО «Синара – Девелопмент» (Екатеринбург)
- ООО «Фирма КОМ-БИЛДИНГ» (Волгоград)
- ОАО «Уральский выставочный центр» (Екатеринбург)
Финансовые услуги
- ОАО «СКБ-банк» (Екатеринбург)
- ООО «СИНАРА-ИНВЕСТ» (Екатеринбург)
Туристический бизнес
- ОАО «Пансионат отдыха Бургас» (Сочи)
- ОАО «Архыз-Синара» (Карачаево-Черкесская Республика)
- ООО «Архыз-1650» (Карачаево-Черкесская Республика)
Агробизнес
- ОАО «Каменское» (Каменск-Уральский)
Энергетический
бизнес
- ЗАО «Синэрго» (Екатеринбург)
- ОАО «Центральный стадион» (Екатеринбург)
Группа Синара создана как
инвестиционная компания, внедряющая
современные технологии управления бизнесом,
с учетом единых принципов ведения производственной,
технологической, инвестиционной, социальной
и информационной политик. Деятельность
компании направлена на эффективные инвестиции
и повышение стоимости бизнеса.
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ