Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности1.

Содержание

Оглавление
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………………..3
1.1 Сущность финансового планирования…………………………………………3
1.2 Типы финансового планирования………………………………………………8
1.3 Процесс и методы финансового планирования………………………………10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – ВАРИАНТ 2…………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaya_Zarina.docx

— 52.58 Кб (Скачать)

Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать  условия производства и запланированные  отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается  инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной  план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете  бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две  схемы организации работ по составлению  бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).

По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия6.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

Финансовое планирование осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе финансового  планирования применяется метод  экономического анализа. Он позволяет  определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем  сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление  резервов увеличения доходов, определение  мероприятий по повышению эффективности  использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

- горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

- вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

- трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);

- факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового  планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и  причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и  текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов. обосновать основные параметры финансового плана, определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

На втором этапе финансового  планирования осуществляется расчет плановых показателей — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих  финансовых задач, предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей  финансовых планов во многом зависит  от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики  каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется  многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета  показателей финансовых планов:

- экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на  - основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов, не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня, не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;

- нормативный, суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование и прогнозирование;

- индексный - предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен — индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);

- программно-целевой, позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения, прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

На третьем этапе финансового  планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для  исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий связать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов, расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами, установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п., распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется  метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в  разработке нескольких вариантов финансового  плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут  применяться разные критерии выбора:

- на микроэкономическом уровне: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;

- на макроэкономическом уровне: максимум доходов бюджета, минимум текущих расходов бюджета, минимум непроцентных расходов бюджета, максимальная эффективность расходов бюджета, максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др. 

Завершается процесс финансового  планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  – ВАРИАНТ 2

Условие задания 1:

 Предприятие выпускает  один вид продукции и реализует  его по  цене 36 руб. за изделие.  Средние переменные расходы на  изделие составляют 20 руб., общие  постоянные расходы – 30 тыс.  руб. Определить критический объем  выпуска и реализации продукции  в денежном и натуральном выражении.

Ответ:

Критический объем выпуска  продукции – это такой объем  выпуска продукции в натуральном  выражении, при котором предприятие  не имеет ни прибыли, ни убытка.

Vк = Зпост./(Ц – З перем.),                               

где Зпост. – постоянные затраты, руб.

Зперем. – переменные затраты, руб.

Ц – цена изделия (единицы продукции), руб7.

Подставляем:

Критический объем в натуральном выражении:

        Vк = 30000 / (36 – 30) = 5000 шт.

При  выпуске продукции  в размере 5000 изделий предприятие не будет иметь ни прибыли, ни убытков.

Критический объем в денежном выражении:

        Vк = 5000 * 36 = 180000 тыс. руб.

Таким образом, критический объем выпуска и реализации продукции в денежном выражении составляет  180 тыс. рублей, критический объем выпуска и реализации продукции в натуральном выражении составляет 5000 шт.

 

 

 

Условие задания 2:

Рассчитать норму оборотных  средств по запасам сырья на основании  информации:

Наименование сырья

Норма запаса, дн.

Транспортный

Подготовительный

Технологический

Текущий

Страховой

А

3

1

2

9,2

4,6

В

4

5

2

16

8

С

4

2

2

30

15


 

Ответ:

Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности  в оборотных средствах. Оптимальная  обеспеченность оборотными средствами ведет к минимизации затрат, улучшению  финансовых результатов, ритмичности  и слаженности работы предприятия. Завышение оборотных средств  ведет к излишнему их отвлечению в запасы, к «замораживанию» ресурсов. Занижение оборотных средств  может привести к перебоям в производстве и реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нерациональное использование  ресурсов, ведущее к потере выгоды.

Важнейшим принципом эффективного управления оборотными средствами является их нормирование. В ходе нормирования рассчитывается необходимая постоянно  минимальная сумма средств, обеспечивающая предприятию устойчивое финансовое положение.

Нормирование представляет собой установление оптимальной  величины оборотных средств, необходимых  для организации и осуществления  нормальной хозяйственной деятельности предприятия.

Общая норма запаса оборотных  средств по каждому виду сырья  и материалов определяется путем  суммирования запасов.

 

Норма = Трансп. запас + Разгр. запас + Тек. запас + Страх. запас + Техн. запас8;

Таким образом, получаем норму  оборотных средств по запасам:

- Для А = 3 + 1 + 2 + 9,2 + 4,6 = 19.8 дн.

- Для В =  4 + 5 + 2 + 16 + 8 = 35 дн.

- Для С = 4 + 2 + 2 + 30 + 15 = 53 дн.

 

Условие задания 3:

Рассчитать изменение  коэффициента оборачиваемости в  отчетном году по сравнению с базисным, количество оборотов, величину денежных средств, высвобождаемых из оборота:

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии