Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:43, курсовая работа
Таким образом, актуальность данной темы заключается в необходимости изучения особенностей развития достаточно нового для России рынка факторинговых услуг.
Объектом исследования является российский рынок факторинговых услуг. Цель данной работы – изучение состояния рынка факторинга в современных условиях, выделить наиболее важные особенности.
Задачи работы:
Определить понятие, виды и содержание факторинга;
Выявить влияние мирового экономического кризиса на рынок факторинга;
Проанализировать основные проблемы развития рынка факторинга;
Выявить основные тенденции развития рынка факторинга.
В 2008 году произошло перераспределение
рынка факторинга. Впервые за время составления
рэнкинга крупнейших факторинговых компаний
первое место, как это показано в таблице,
по объему уступленных требований занял
"Промсвязьбанк". По оценке аналитиков
"Эксперт РА", концентрация рынка,
рассчитанная как доля 5 крупнейших Факторов,
в 2008 году продолжила снижаться и составила
52,8% (68,6% в 2007 году). Снижение уровня концентрации
связано с уходом с рынка в конце 2008 года
ФК "Еврокоммерц" и динамичным ростом
таких Факторов, как Газпромбанк, "Промсвязьбанк",
КБ "СМП", "БСЖВ" и других.
2.2 Влияние мирового экономического кризиса на рынок факторинга в РФ
Перспективы рынка в 2009 году под влиянием экономического кризиса оценивались по-разному. Наиболее оптимистичный прогноз находился в границах 5-10% роста рынка по отношению к 2008 году, наиболее пессимистичный - падение объемов рынка на 50%. По мнению "Эксперта РА" объемы рынка в 2009 году не превысят 630 млрд. руб. (прирост, если и будет, то составит не более 5% по отношению к 2008 году).
Главными событиями 2009 года на рынке факторинга стали банкротство ФК "Еврокоммерц", отмена лицензирования факторинговой деятельности, принятие Госдумой проекта Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и консолидация игроков в рамках Ассоциации факторинговых компаний.
Таблица 2.
Ренкинг крупнейших факторов за 1 полугодие 2009 года
Место фактора в ренкинге в 2008 г. | Наименование фактора | Объем денежных требований уступленных фактору в 1-м полугодии 2008 г., тыс. руб. | Объем денежных требований уступленных фактору в 1-м полугодии 2009 г., тыс. руб. | Темпы роста в 2009 г.,% |
1 | ОАО "Промсвязьбанк" | 68.899.474 | 53.230.349 | -22,74 |
2 | ОАО Банк НФК | 34.047.115 | 17.065.354 | -47,53 |
3 | ОАО Банк "Петрокоммерц" | 31.992.413 | 13.833.508 | -50,51 |
4 | ЗАО "ТрансКредитФакторинг" | 9.434.470 | 9.245.047 | -2,01 |
5 | ОАО АКБ "Металлинвестбанк" | 4.463.989 | 9.517.357 | 203,6 |
6 | ЗАО "БСЖВ" | 16.091.216 | 8.032.397 | -50,08 |
7 | ФК "Лайф" | н. д. | 6.045.976 | н. д. |
8 | ЗАО "Альфа-банк" | н. д | 5.806.467 | н. д. |
9 | ОАО "Газпромбанк" | 6.792.374 | 5.203.082 | -23,4 |
10 | ЗАО "Юникредитбанк" | 10.873.821 | 4.421.803 | -59,34 |
Если говорить о динамике рынка факторинга, то в первом полугодии 2009 года он сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главными причинами этого стали банкротство ФК "Еврокоммерц" и общим сокращением деловой активности основных игроков (таблица 2). Общее снижение объема рынка факторинга, без учета результатов Еврокоммерц, составило 33% [13].
Еще одним итогом первого полугодия 2009 года стало перераспределение рынка в пользу банков. Доля банков-факторов на рынке в зависимости от объемов уступленных требований увеличилась с 65% в первом полугодии 2008 года до 88% в первом полугодии 2009 года [12].В. Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка так прокомментировал данную ситуацию: "В условиях дефицита денег рынок стал преимущественно банковским, что, в свою очередь, потребовало увеличения резервов банков-факторов для обеспечения роста портфелей. Не все банки оказались к этому готовы, что и послужило причиной отрицательной динамики рынка в целом" [13]. В связи с этим некоторые банки стали организовывать дочерние факторинговые компании, имеющие доступ к ресурсам банка, но не обязанные осуществлять обязательное резервирование. В качестве примера здесь можно привести ФК "Лайф", дочернюю компанию Пробизнесбанка, занимающую в ренкинге 7 место (таблица 2).
Продолжающиеся ужесточение требований к клиентам и их дебиторам привело к разделению рынка на высокорисковую и низкорисковую части. При этом в условиях кризиса первая из них характеризуется большим спросом и полным отсутствием предложения. Тогда как в низкорисковом факторинге продолжается рост конкуренции, что приводит к снижению ставок, которое в 2009 году составило в среднем с 30 - 38% на начало года до 20 - 23% годовых в середине года [12].
В
настоящее время факторы
Те
факторинговые компании и банки,
которые работают с крупным бизнесом,
меньше сократили объемы уступленных
требований, чем Факторы, специализирующиеся
на малом бизнесе. В факторинговой
отрасли более крупные
Таблица 3.
Группы факторов в 2009 году [14]
Класс | Факторы, отнесенные к соответствующему размерному классу | Критерии
отнесения к классу, объемы уступленных
требований за 2009 год |
Темпы прироста объемов уступленных требований в 2009 году по сравнению с первым полугодием 2008 года |
Крупные Факторы | ОАО "Промсвязь банк" | Свыше 50 млрд. руб. | -22,74% |
Средние Факторы | Банк НФК (ЗАО), Петрокоммерц, ЗАО "ТрансКредитФакторинг", ОАО АКБ "Металлинвест факторинг", ЗАО "БСЖВ", ФК "Лайф", ОАО "Альфа-банк", ОАО "Газпромбанк", ЗАО ЮниКредит Банк | От 4 до 20 млрд. руб. | -39,21% |
Малые Факторы | КБ "Роспромбанк", АБ "ОРГРЭСБАНК", ФК "Санкт-Петербург", ЗАО "ТКБ", ЗАО "РФК", КБ "СДМ_Банк", ОАО "СМП Банк", ООО "Эконом-факторинг", ОАО "СКБ-банк", ООО МФГ "ЮниФактор", ЗАО АКИБ "Церих", ЗАО "Банк "Волгожанин" | Менее 1,1 млрд. руб. | -49,86% |
Основными
участниками рынка становятся банковские
компании, на долю которых приходится
более 70% финансирования. Продолжается
наращивание концентрации рынка: если
в первой половине 2008 года на долю пяти
крупнейших факторов приходилось 66% от
общего числа уступленных требования,
то в конце 2009 года данный показатель достиг
уже 85% [8] (рисунок 4).
Рисунок
4. Концентрация рынка факторинга в 2006
- 2009
Стоит отметить и тот факт, что большинство активных игроков рынка факторинга начинают объединяться в рамках Ассоциации факторинговой компании. В конце 2009 года доля участников АФК в обороте рынка факторинга составила 63% [14]. И это не удивительно, учитывая тот факт, что в состав АФК вошли: ООО "БСЖВ Факторинг", ЗАО "Банк "НФК", ЗАО "ЮниКредитБанк", ОАО "Промсвязьбанк" и другие. Такое объединение можно объяснить стремлением факторинговых компаний стабилизировать ситуацию на рынке факторинга, чего невозможно достичь без оптимизации и объединения усилий.
Изучение региональной структуры рынка факторинга, существенно изменилась. Под влиянием экономического кризиса некоторые факторы стали закрывать малопривлекательные региональные представительства, происходит значительный отток средств из регионов в центральные районы (рисунок 5).
Если
в середине года доля столицы в
объемах уступленных требований
составляла 68,7%, то по итогам года - 66,0%.
Увеличить свою долю в региональной структуре
сделок помимо Москвы удалось ещё только
Санкт-Петербургу (доля выросла с 8,3 в середине
2009 г. до 12,1% в конце) и Дальневосточному
федеральному округу (доля выросла с 0,08%
в 2008 г. до 0,12% в 2009 г). Остальные федеральные
округа показали падение относительно
2008 года.
Рисунок
5. Концентрация рынка факторинга по объему
уступленных требований в 2009 г.
Заметим, что ряд факторов, например Промсвязьбанк наоборот продолжили укреплять региональную сеть. При этом ставки по факторинговому обслуживанию в регионах по сравнению с центральными районами были увеличены на 3 - 5 пунктов, что объясняется низкой платежной дисциплиной клиентов и дебиторов. Кроме того, основную часть сделок в регионах осуществлял банк "Еврокоммерц", после ухода с рынка которого данная ниша оказалась незаполненной.
Продолжается
в 2009 году и активная работа по привлечению
на рынок малого бизнеса. В 2009 году доля
клиентов указанной категории выросла
на 16 п. п. По сравнению с первым полугодием
2008 года составила 55,6% (рисунок 6). Наряду
с этим значительно уменьшилась доля клиентов,
относящихся к среднему бизнесу. Это во
многом объясняется банкротством ФК "Еврокоммерц",
обслуживавшей в первом полугодии 2008 года
2415 клиентов (28,5% от общего числа всех компаний,
получивших факторинговое обслуживание).
Довольно стабильно развивается рынок
крупных клиентов, что объясняется его
большей устойчивостью к экономическому
кризису. "Свой вклад в увеличение доли
крупных клиентов в целом по рынку внес
кризис. Крупные компании быстрее справились
с проблемами и доказали, что они отличаются
большей финансовой устойчивостью, нежели
средние и малые предприятия" - комментирует
Виктор Носов [15].
Рисунок 6. Концентрация рынка факторинга по объему уступленных требований в 2009 г.
Стоит отметить еще одну тенденцию рынка.
С началом кризиса поведение многих поставщиков
продукции изменилось: компании либо перешли
на предоплату, либо, наоборот, увеличили
отсрочки платежа. Срочную структуру факторинговых
портфелей по итогам 2009 года определят
именно эти разнонаправленные тенденции
поведения поставщиков. В результате средний
срок факторинговой сделки увеличился
с 53 дней в 2008 году до 67 дней в 2009. Увеличение
среднего срока сделки произошло, главным
образом, за счет значительного роста
сделок срочностью от 181 дня до года (рисунок
8). Ключевую роль в этом сыграл Промсвязьбанк,
в его объемах уступленных требований
обязательства до года составили 7,7%.
Рисунок 7. Структура рынка факторинга по объему денежных требований фактически уступленных фактору
Под влиянием кризиса с рынка ушли наиболее слабые фирмы, которые проводили агрессивную политику и не уделяли достаточного внимания оценке дебиторской задолженности. По мнению ген. директора ФК "Лайф" А. Федорова рынок факторинга стал более зрелым: "Среди первых (факторов) остались только наиболее опытные и устойчивые игроки, предоставляющие клиентам комплексный факторинговый продукт. У вторых (клиентов) появилось понимание того, чем отличаются предложения различных факторов и из чего строится цена этой услуги. А главное, клиенты научились использовать комплекс факторинговых услуг и не готовы от него отказываться" [16].
Особое внимание факторы теперь обращают внимание на отраслевую принадлежность клиентов. Если раньше факторы активно финансировали предприятия, производящие продукцию промышленного назначения, металлургическую и строительную промышленность - отрасли которые по мировым стандартам не подлежат факторингу ввиду больших сроков оборачиваемости дебиторской задолженности - то теперь приоритет делается на финансирование предприятий торговой сферы и финансового сектора.
Глава III. Тенденции развития рынка факторинга в РФ
3.1. Препятствия на пути развития рынка факторинга и способы их преодоления
Перспективы рынка факторинга во многом зависят от решения его текущих проблем. Поэтому с конца 1990-х годов российскими экономистами проводится анализ рынка с целью выявления оптимальных методов преодоления проблем.