Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:43, курсовая работа
Таким образом, актуальность данной темы заключается в необходимости изучения особенностей развития достаточно нового для России рынка факторинговых услуг.
Объектом исследования является российский рынок факторинговых услуг. Цель данной работы – изучение состояния рынка факторинга в современных условиях, выделить наиболее важные особенности.
Задачи работы:
Определить понятие, виды и содержание факторинга;
Выявить влияние мирового экономического кризиса на рынок факторинга;
Проанализировать основные проблемы развития рынка факторинга;
Выявить основные тенденции развития рынка факторинга.
В ноябре 2009 года Ассоциация факторинговых компаний провела первое
исследование,
направленное на сбор объемных показателей
деятельности участников российского
рынка факторинга. Подобное исследование
будет носить регулярный характер, сбор
данных будет осуществляться ежеквартально,
таким образом, рынок факторинга становится
более прозрачным, понятным для инвесторов,
клиентов, партнеров, государственных
органов и пр. Для отражения динамики показателей
игроков рынка факторинга в отчете представлены
данные от Рейтингового Агентства «Эксперт
РА», абсолютные цифры – от Ассоциации
факторинговых компаний. По данным РА
«Эксперт РА» объем рынка факторинга по
итогам 2009 года составил 361 млрд. руб., темпы
прироста рынка факторинга в 2009 году относительно
прошлого года отрицательны – минус 40%.
Доля участников в обороте рынка факторинга в 2009 году
Внутренний факторинг
N п/п | Название компании | Доля в обороте, % |
1 | ОАО «Промсвязьбанк» | 39 |
2 | Банк НФК (ЗАО) | 11 |
3 | ОАО Банк «Петрокоммерц» | 10 |
4 | ЗАО «ТрансКредитФакторинг» | 7 |
5 | Остальные участники рынка | 26 |
Экспортный факторинг
N п/п | Название компании | Доля в обороте, % |
1 | ОАО «Промсвязьбанк» | 91,9 |
2 | Банк НФК (ЗАО) | 5,2 |
3 | ЗАО «ЮниКредит Банк» | 2,9 |
Импортный факторинг
N п/п | Название компании | Доля в обороте, % |
1 | ОАО «Промсвязьбанк» | 34 |
2 | Банк НФК (ЗАО) | 66 |
В 2009 году наиболее ярко проявилась тенденция продуктовой сегментации рынка. Большинство игроков рынка факторинга были сконцентрированы на обслуживании поставок товаров FMCG в адрес федерального ритейла с предложением продукта с наименьшей добавленной стоимостью для клиентов – факторинг с регрессом. Вследствие сочетания таких факторов, как узость этого сегмента и увеличение числа присутствующих на нем игроков, в 2009 году наблюдался серьезный рост конкуренции, который при низкой сервисной составляющей регрессного факторинга привел к ценовой конкуренции.
Факторинг без регресса, включающий в себя кроме финансирования покрытие риска неплатежа покупателя и сбор дебиторской задолженности, занимает существенно меньшую долю в объеме рынка. Не имея развитого института андеррайтинга дебиторов, эффективной IT-инфраструктуры, навыков и отлаженных процедур по сбору дебиторской задолженности, предлагать на рынок такой продукт достаточно сложно.
По данным «Эксперт РА» доля факторинга с регрессом выросла с 80,3% до 87,5%, в то же время доля факторинга без регресса сократилась с 17,1% до 11,5%. По данным исследования Ассоциации факторинговых компаний совокупный размер факторингового портфеля на 31 декабря 2009 года оценивается в 52,6 млрд. рублей. В течение года факторинговыми услугами воспользовались 3224 компании, число привлеченных клиентов за тот же период достигло значения 1261, число дебиторов –16845. Услуги факторинга в 2009 году были оказаны по 2 548 122 поставкам.
Показатели по секторам экономики и региональные показатели за 2009 год распределены следующим образом:
а) на долю оптовой торговли приходится 61% оборота, розничную торговлю – 8%,
б) обрабатывающие производства – 27%, строительство – 0,4%, прочие отрасли – 3,6%.
в)
доля Центрального федерального округа
в обороте составила 72%, в том числе Москвы
– 66%, доля Северо-западного федерального
округа – 13,2%, в том числе на Санкт-Петербург
приходится 12,6%.
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2009 ГОДУ
Национальная Факторинговая Компания по итогам 2009 года получила чистую прибыль в размере 68 млн. руб., несмотря на неблагоприятные рыночные условия, которые привели к ухудшению платежной дисциплины, сокращению потребительского спроса и спаду в продажах российских компаний. В 2009 году были выполнены задачи, связанные с повышением качества портфеля, поддержанием лояльности действующих клиентов и своевременным выполнением обязательств перед кредиторами. Аудит, рейтингование и селекция действующих клиентов позволили НФК сохранить портфель действительно качественной дебиторской задолженности, под которую Компания финансирует своих клиентов или выдает поручительство. Введение специальных тарифных планов для поставок с короткой оборачиваемостью, пересмотр условий работы по продукту «Факторинг-Гарант» и еще ряд мероприятий привели к тому, что были сохранены ключевые клиенты, использующие комплексные продуктовые решения НФК. При этом удалось увеличить долю безрегрессного факторинга в обороте Компании – наиболее перспективного и прибыльного продукта на рынке факторинговых услуг. Консервативный риск-менеджмент, заблаговременное аккумулирование денежных средств и консервативная политика резервирования позволили НФК в срок и в полном объеме погасить задолженность перед кредиторами.
Показатели деятельности НФК | 2008г. | 2009г. |
Объем денежных требований, уступленных НФК, млрд. руб. | 67,3 | 34,8 |
Объем
финансирования, предоставленного НФК
своим
клиентам, млрд. руб. |
47,7 | 22,9 |
Количество
компаний, с которыми были заключены
договора факторинга, шт. |
520 | 102 |
Количество обслуживаемых клиентов, шт. | 930 | 479 |
Количество
дебиторов, поставки в адрес которых были
переданы на факторинговое обслуживание, шт. |
10763 | 7748 |
Количество
поставок, переданных на факторинговое
обслуживание, шт. |
833010 | 616774 |
Размер факторингового вознаграждения, млрд. руб. | 1,6 | 1,1 |
В
2009 году Национальная Факторинговая
Компания сохранила безупречную репутацию
заемщика на финансовых рынках, погасив
за период с августа 2008 года по май 2009 года
обязательств на сумму более 4,2 млрд. руб.
В феврале НФК в полном объеме и в срок
погасила синдицированный кредит, организованный
Standard Bank Plc , ЗАО «Стандарт Банк» и рядом
других международных финансовых институтов.
Данный кредит был вторым публичным синдицированным
кредитом в кредитной истории НФК, которая
началась размещением первого облигационного
займа в мае 2006 года.
Глава II. Современное состояние рынка факторинга в РФ
2.1 Общая характеристика и проблемы развития факторинга в РФ
Факторинг в России насчитывает уже порядка двадцати лет. Первые попытки осуществления факторинговых операций имели место еще в 1988 году. Ряд банков, например, «Промстройбанк» и «Жилсоцбанк», предлагали факторинговые услуги, которые состояли в заключении договора одновременно с поставщиком и покупателем, предполагающего всего лишь переуступку просроченной дебиторской задолженности факторинговому отделу. Подобные факторинговые операции носили разовый характер. В начале 90-х годов факторинг в России, по сути, находился в зародышевом состоянии. Потенциальные потребители факторинговых услуг видели в них, прежде всего, возможность получить «легкое» финансирование без залогового обеспечения, а банки – излишнюю трудоемкость и капиталоемкость внедрения.
Лидерами
на российском рынке факторинга (помимо
НФК) на данный момент являются МФК
«ТРАСТ» (занимающая первое место по
размеру филиальной сети), «КБ «Русский
Банк Развития», «Промсвязьбанк», компания
«Еврокоммерц» (лидер 2007-го года по количеству
заключенных договоров), компании «Северная
Казна» и «Петрокоммерц» и т.д.
В настоящее
время российский факторинговый рынок
по объемным показателям близок к уровню
европейских стран: специфическая малоизвестная
финансовая услуга стала сегодня повседневной
операцией. Все больший интерес к российскому
рынку проявляют и влиятельные иностранные
игроки, главным преимуществом которых
являются мощные финансовые ресурсы, недоступные
пока для подавляющего большинства российских
компаний.
Бурный рост российского рынка факторинга в 2005 - 2007 гг. был прерван кризисными явлениями в мировой финансовой системе и резким ростом стоимости фондирования. В результате в 2008 г. впервые за последние пять лет темпы роста рынка факторинга резко замедлились. Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2007 г. до 1,44% в 2008 г.
Положительный прирост по итогам года
- заслуга относительно успешной работы
факторов в I полугодии 2008 г. Главным направлением
которой стала ориентация факторов на
работу в регионах. Доля Москвы и Санкт-Петербурга
в объеме уступленных требований снизилась
по сравнению с аналогичным периодом 2007
года с 62,1 до 58,2% (рисунок 3). Наиболее динамично
развивается рынок факторинга на Дальнем
Востоке, рост факторингового рынка которого
составил более 250% [11].
Рисунок2. Концентрация рынка факторинга в зависимости от объема уступленных требований в 2007 - 2008 гг.
Происходит в 2008 году и постепенная переориентация факторов на малый и средний бизнес. Доля уступленных требований предприятий малого и среднего бизнеса выросла с 15,9% в первом полугодии 2007 года до 30,1% в первом полугодии 2008 года (рисунок 4). В абсолютном выражении объемы факторинга малого бизнеса увеличился в 3,3 раза, тогда как прирост факторинга крупного бизнеса составил всего 44% [11].
Во
втором полугодии 2008 года волна финансового
кризиса накрыла и
Рисунок 3. Структура рынка факторинга в зависимости от объема уступленных требований в 2007 - 2008 гг.
Таблица 1.
Ренкинг крупнейших факторов за 2008 год [6]
Место фактора в ренкинге в 2008 г. | Наименование фактора | Обем денежных требований уступленных фактору в 2008 г., тыс. руб. | Темпы
роста в
2008 г.,% |
1 | ОАО "Промсвязьбанк" | 141.822.178,0 | 146,4 |
2 | ФК "Еврокоммерц" | 93.769.341,3 | 77,5 |
3 | ОАО Банк НФК | 67.286.830,0 | 108,3 |
4 | ОАО Банк "Петрокоммерц" | 60.950.381,0 | 112,7 |
5 | ЗАО "БСЖВ" | 33.886.914,0 | 276,9 |
6 | ЗАО "ТрансКредитФакторинг" | 22.485.594,3 | 185,3 |
7 | ЗАО ЮниКредитБанк | 20.759.017,6 | 154,9 |
8 | ОАО "Номос-Банк" | 14.879.273,9 | 106,1 |
9 | ОАО "Газпромбанк" | 14.724.920,4 | 207,9 |
10 | ОАО АКБ "Металлинвестбанк" | 10.310.967,0 | н/д |