Доходы, прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний по одной из важнейших тем дисциплины «Экономика предприятия» - «Доходы, прибыль и рентабельность», а также привитие практических навыков выполнения расчета и анализа экономических показателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Расчет показателей дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия)………………………………………………… 4
1.1. Расчет показателей дохода……………………………………. 4
1.2. Расчет показателей прибыли………………………………….. 12
1.3. Расчет показателей рентабельности…………………………… 18
Глава 2. Анализ показатель дохода, прибыли и рентабельности………... 23
2.1.Анализ показателей дохода и прибыли………………………... 25
2.2.Анализ показателей рентабельности…………………………... 29
Заключение………………………………………………………………….. 33
Список использованной литературы……………………………………… 34

Работа содержит 1 файл

01.doc

— 431.50 Кб (Скачать)

             Нормативные модели позволяют сравнивать фактические результаты с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. В данной курсовой работе бюджетные данные отсутствуют и сравнение производится фактических данных за два года.

             В курсовой работе большое  внимание уделяется факторному анализу. Фактор-это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт. Смысл любых аналитических процедур заключается в выявлении факторов. Главной целью факторного анализа является выявление тех факторов, которые обеспечивают достижение желаемых результатов на основе управления ими.

       Целью анализа показателей дохода, прибыли и рентабельности является:

1. выявление характера изменения показателя(увеличение или уменьшение; ухудшение или улучшение );

2. расчет абсолютного отклонения показателя;

3. расчет относительного роста или снижения показателя;

4. определение факторов, влияющих на величину показателя;

5. разработка мер по улучшению показателя.

     В данной главе проводится анализ по результатам расчетов выполненных в первой главе и поэтому осуществляется только горизонтальный анализ, позволяющий выявить характер изменения показателей за два года.

2.1.Анализ  показателей дохода  и прибыли.

           Для проведения анализа дохода составляется аналитическая таблица 16.

           Исходные данные для заполнения  таблицы 16 берутся из таблиц 5, 8 и 9. Абсолютное отклонение показателя  определяется как разница данных  графы 3 и графы 2 с соответствующим  знаком по каждой строке таблицы 16. Относительный рост или снижение показателя определяются в процентах по каждой строке таблицы как

отношение данных графы 4 с соответствующим  знаком к данным графы 2.

    Таблица 16

Анализ  показателей дохода

Наименование  показателя Величина  показателя тыс.р. Абсолютное  изменение показателя тыс.р. Относительный рост + или снижение – показателя, %
2003 2004
1 2 3 4 5
1.Чистая  выручка от реализации продукции, тыс.р.  
17649
 
17066
17066 – 17649 =

- 583

(- 583 / 17649) х 100=

- 3.30

2.Валовой  доход, тыс.р.  
4327
 
4090
4090 – 4327 = - 237 (- 237 / 4327) х 100 = - 5.48
3.Маржинальный  доход, тыс.р.  
6394
 
6219
6219 – 6394 = - 178 (- 178 / 6394) х 100 = - 2.78
4.Прочий  доход, тыс.р.  
670
 
710
710 – 670 = + 40 (+ 40 / 670) х 100 =

+ 5.97

 

      При выделении факторов необходимо выделить факторы по уровням. К факторам первого уровня относятся показатели, входящие в расчетную формулу соответствующего дохода. Например, маржинальный доход рассчитывается по формуле: Dм = Vр.ч - ∑Qi Zперi, где Zперi – переменные расходы на единицу i-го изделия. Следовательно, факторами первого уровня являются: чистая выручка от реализации продукции, количество проданных i-х изделий и переменные расходы на единицу i-го изделия. Факторами второго уровня (в курсовой работе следует на этом уровне остановиться) будут рассматриваться те исходные данные, которые используются для расчета факторов первого уровня. В данном случае к ним относятся: цена фирмы по каждому изделию, а также статьи калькуляции, входящие в состав переменных расходов: сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Состав факторов по показателям различен, но некоторые факторы могут повторяться.

                                 Проведенные в таблице расчеты показывают:

    1.По  показателям дохода: чистая выручка от реализации продукции, валовой доход и маржинальный доход,  наблюдается их снижение в 2004 году по сравнению с 2003 годом; по показателю дохода: прочий доход, наблюдается рост в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

    2.Абсолютное  изменение составило соответственно  по чистой выручке от реализации продукции: - 583 тыс.р., по валовому доходу: - 237 тыс.р., по маржинальному доходу: - 178 тыс.р., по прочему доходу: + 40 тыс.р..

    3.Относительное  изменение показателей дохода показывает, что наибольшее снижение наблюдается по показателю валовой доход: - 5.48 %.

       Рост наблюдается только по прочему доходу: + 5.97 %.

       Относительное изменение чистой выручке от реализации продукции и маржинального дохода составляют соответственно: - 3.30 % и - 2.78 %.

    4.На  изменение чистой выручки от  реализации, т.е. на ее уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние тот факт, что при увеличении цены фирмы по всем трем изделиям в 2004 году по сравнению с 2003 годом был уменьшен годовой объем продаж по каждому виду изделия в 2004 году.

    5.На  изменение валового дохода,  т.е.  на его уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние факт уменьшения чистой выручки от реализации продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом, вызванный уменьшением объема продаж изделий, при этом уменьшение годового фонда оплаты труда персонала в 2004 году не повлияло на увеличение валового  дохода.

    6.На  изменение маржинального дохода,  т.е. на его уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние тот факт, что в 2004 году уменьшилась чистая прибыль от реализации продукции.

    7.На  изменение прочего дохода, т.е.  на его увеличение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние факт  роста дохода от финансовой деятельности, при увеличении внереализационных доходов. 

               Анализ показателей прибыли проводится  на основе данных аналитической таблицы 17. Исходные данные для заполнения первых трех граф таблицы берутся из таблиц 10 и 13. Порядок заполнения четвертой и пятой граф аналитической таблицы и проведения качественного анализа аналогичен рассмотренному для показателей дохода. 

Таблица 17

Анализ  показателей прибыли

Наименование  показателя Величина  показателя тыс.р. Абсолютное  изменение показателя тыс.р. Относительный рост + или снижение – показателя, %
2003 2004
1 2 3 4 5
1.Показатели  экономической прибыли
1.1 Прибыль  от реализации продукции, тыс.р.  
2568
 
2460
2460 – 2568 =

- 108

(- 108 / 2568) х 100 =

- 4.21

1.2 Чистая  прибыль от реализации продукции, тыс.р.  
1952
 
1869
1869 – 1952 =

              - 83

(- 83 / 1952) х 100 =

              - 4.25

2. Показатели бухгалтерской прибыли
2.1 Валовая  прибыль, тыс.р.  
4494
 
4465
4465 – 4494 =

               - 29

(- 29 / 4494) х 100 =

  - 0.64

2.2 Прибыль  от продаж, тыс.р.  
1830
 
1731
1731 – 1830 =

                - 99

(- 99 / 1830) х 100 =

              - 5.41

2.3 Прибыль  до налогообложения, тыс.р.  
2030
 
1951
1951- 2030 =

                - 79

(- 79 / 2030) х 100 =

              - 3.89

2.4 Чистая прибыль, тыс.р.  
    1543                       
 
1483
1483 – 1543 =

                 - 60

(- 60 / 1543) х 100 =

              - 3.89

2.5Нераспределенная   прибыль, тыс.р.  
1450
 
1394
1394 – 1450 =

- 56

(- 56 / 1450) х 100 =

              - 3.86

 
 

                               Проведенные в таблице расчеты показывают:

    1.По  всем показателям прибыли наблюдается  их снижение в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

    2.Абсолютное  изменение показателя прибыли  от  реализации продукции составило 

    – 108 тыс.р., чистой прибыли от реализации продукции: - 83 тыс.р., валовой прибыли: - 29 тыс.р., прибыли от продаж:  - 99 тыс.р., прибыли до налогообложения: - 79 тыс.р., чистой прибыли: - 60 тыс.р., нераспределенной прибыли: - 56 тыс.р. .

    3. Относительное изменение показателей  прибыли показывает, что по всем показателям наблюдается изменение и составляет соответственно по прибыли от реализации продукции: - 4.21 %, по чистой прибыли от реализации продукции: - 4.25 %, по валовой прибыли: - 0.64 %, по прибыли от продаж: - 5.41 %, по прибыли до налогообложения: - 3.89 %, по чистой прибыли: - 3.89 % и наконец по нераспределенной прибыли: - 3.86 %.

    4. На изменение прибыли от реализации, т.е. на ее уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние тот факт, что, во-первых уменьшился годовой объем продаж изделий в 2004 году, во-вторых уменьшилась прибыль от реализации всех трех изделий, это было вызвано снижением полной себестоимости данных изделий при снижении цены фирмы.

    5. На изменение чистой прибыли  от реализации продукции, т.е.  на ее уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние тот факт, что уменьшилась прибыль от реализации продукции при незначительном по сравнению с ней изменением налога на прибыль.

    6. На изменение валовой прибыли,  т.е. на ее уменьшении в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние тот факт, что понизилась чистая выручка от реализации продукции, из-за уменьшения объемов продаж, при этом  полная себестоимость годового объема продаж без  общехозяйственных и коммерческих расходов хоть и уменьшилась, но была компенсирована уменьшением чистой выручки.

    7. На изменение прибыли от продаж, т.е. на ее уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние тот факт, что уменьшилась валовая прибыль и при этом компенсировала уменьшение общехозяйственных и коммерческих расход на годовой объем продаж в 2004 году.

    8. На изменение прибыли до налогообложения,  т.е. на ее уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние факт уменьшения прибыли от продаж при незначительном росте прочего дохода и незначительное увеличение расходов на внереализационную  и финансовую деятельность.

    9. На изменение чистой прибыли,  т.е. на ее уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние факт уменьшения прибыли до налогообложения.

    10. На изменение нераспределенной  прибыли, т.е. на ее уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, повлиял факт  уменьшения чистой прибыли при незначительном уменьшении  резервных фондов. 
 
 

                                            
 

                                            2.2. Анализ показателей рентабельности 

            Анализ показателей рентабельности  проводится по двум направлениям. Первое направление анализа предусматривает анализ показателей рентабельности по отдельным изделиям. Второе направление предусматривает проведение анализа показателей рентабельности организации в целом.

              Целью анализа рентабельности  изделий является выявление наиболее выгодных с экономической точки зрения изделий, выпуск которых целесообразно увеличить для улучшения общих показателей рентабельности организации. Для анализа рентабельности изделий составляется аналитическая таблица 18.

             Рентабельность i-го изделия определяется по формуле: Ri = (Pr.i/ Cпi) х 100 %, где Pr.i – прибыль от реализации одного  i-го изделия (п.3 таблицы 10); Cпi – полная себестоимость единицы i - го изделия (п.2 таблицы 10). Расчет абсолютного отклонения и относительного роста или снижения показателя производится по сравнению с 2003 г. аналогично расчетам по анализу дохода (см. 2.1).

        В процессе анализа рентабельности изделий кроме общего анализа необходимо выявить наиболее и наименее рентабельные изделия и внести предложения по изменению объемов их выпуска и продаж с целью повышения рентабельности деятельности организации (предприятия). При этом следует отметить, что предлагаемые изменения объемов должны учитывать существующие соотношения спроса и предложения по данным изделиям на рынке.

    Для проведения анализа рентабельности изделий необходимо составить аналитическую  таблицу 18.                                                                                         Таблица 18

                                                       Анализ рентабельности изделий

Наименование  изделия Величина  показателя, % Абсолютное  изменение показателя, % Относительный рост + или снижение – показателя, %
2003 г. 2004 г.
1 2 3 4 5
1. Принтер струйный  
(620.68/3320) х 100 = 18.69
 
(590.11/3400) х 100 = 17.36
 
17.36 – 18.69 =

         - 1.33

 
(- 1.33 / 18.69)

     х  100 =  - 7.12

2. Принтер лазерный  
(400.66/2629) х 100 = 15.24
 
(399.34/2708) х 100 = 14.75
 
14.75 – 15.24 =

          - 0.49

 
(- 0.49 / 15.24)

    х 100 =  - 3.21

3. Ксерокс  
(799.85/4751) х 100 = 16.83
 
(890.96/4900) х 100 = 18.18
 
18.18 – 16.83 =

          + 1.35

 
(+ 1.35/ 16.83)

     х  100 =  + 8.02

Информация о работе Доходы, прибыль и рентабельность