Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:35, контрольная работа
Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний по одной из важнейших тем дисциплины «Экономика предприятия» - «Доходы, прибыль и рентабельность», а также привитие практических навыков выполнения расчета и анализа экономических показателей.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Расчет показателей дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия)………………………………………………… 4
1.1. Расчет показателей дохода……………………………………. 4
1.2. Расчет показателей прибыли………………………………….. 12
1.3. Расчет показателей рентабельности…………………………… 18
Глава 2. Анализ показатель дохода, прибыли и рентабельности………... 23
2.1.Анализ показателей дохода и прибыли………………………... 25
2.2.Анализ показателей рентабельности…………………………... 29
Заключение………………………………………………………………….. 33
Список использованной литературы……………………………………… 34
Нормативные модели позволяют сравнивать фактические результаты с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. В данной курсовой работе бюджетные данные отсутствуют и сравнение производится фактических данных за два года.
В курсовой работе большое внимание уделяется факторному анализу. Фактор-это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт. Смысл любых аналитических процедур заключается в выявлении факторов. Главной целью факторного анализа является выявление тех факторов, которые обеспечивают достижение желаемых результатов на основе управления ими.
Целью анализа показателей дохода, прибыли и рентабельности является:
1. выявление характера изменения показателя(увеличение или уменьшение; ухудшение или улучшение );
2. расчет абсолютного отклонения показателя;
3. расчет относительного роста или снижения показателя;
4. определение факторов, влияющих на величину показателя;
5. разработка мер по улучшению показателя.
В данной главе проводится анализ по результатам расчетов выполненных в первой главе и поэтому осуществляется только горизонтальный анализ, позволяющий выявить характер изменения показателей за два года.
2.1.Анализ показателей дохода и прибыли.
Для проведения анализа дохода составляется аналитическая таблица 16.
Исходные данные для
отношение данных графы 4 с соответствующим знаком к данным графы 2.
Таблица 16
Анализ показателей дохода
Наименование показателя | Величина показателя тыс.р. | Абсолютное изменение показателя тыс.р. | Относительный рост + или снижение – показателя, % | |
2003 | 2004 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Чистая
выручка от реализации |
17649 |
17066 |
17066 – 17649 =
- 583 |
(- 583 / 17649) х 100=
- 3.30 |
2.Валовой доход, тыс.р. | 4327 |
4090 |
4090 – 4327 = - 237 | (- 237 / 4327) х 100 = - 5.48 |
3.Маржинальный доход, тыс.р. | 6394 |
6219 |
6219 – 6394 = - 178 | (- 178 / 6394) х 100 = - 2.78 |
4.Прочий доход, тыс.р. | 670 |
710 |
710 – 670 = + 40 | (+ 40 / 670) х 100 =
+ 5.97 |
При выделении факторов необходимо выделить факторы по уровням. К факторам первого уровня относятся показатели, входящие в расчетную формулу соответствующего дохода. Например, маржинальный доход рассчитывается по формуле: Dм = Vр.ч - ∑Qi Zперi, где Zперi – переменные расходы на единицу i-го изделия. Следовательно, факторами первого уровня являются: чистая выручка от реализации продукции, количество проданных i-х изделий и переменные расходы на единицу i-го изделия. Факторами второго уровня (в курсовой работе следует на этом уровне остановиться) будут рассматриваться те исходные данные, которые используются для расчета факторов первого уровня. В данном случае к ним относятся: цена фирмы по каждому изделию, а также статьи калькуляции, входящие в состав переменных расходов: сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Состав факторов по показателям различен, но некоторые факторы могут повторяться.
1.По показателям дохода: чистая выручка от реализации продукции, валовой доход и маржинальный доход, наблюдается их снижение в 2004 году по сравнению с 2003 годом; по показателю дохода: прочий доход, наблюдается рост в 2004 году по сравнению с 2003 годом.
2.Абсолютное
изменение составило
3.Относительное изменение показателей дохода показывает, что наибольшее снижение наблюдается по показателю валовой доход: - 5.48 %.
Рост наблюдается только по прочему доходу: + 5.97 %.
Относительное изменение чистой выручке от реализации продукции и маржинального дохода составляют соответственно: - 3.30 % и - 2.78 %.
4.На изменение чистой выручки от реализации, т.е. на ее уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние тот факт, что при увеличении цены фирмы по всем трем изделиям в 2004 году по сравнению с 2003 годом был уменьшен годовой объем продаж по каждому виду изделия в 2004 году.
5.На изменение валового дохода, т.е. на его уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние факт уменьшения чистой выручки от реализации продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом, вызванный уменьшением объема продаж изделий, при этом уменьшение годового фонда оплаты труда персонала в 2004 году не повлияло на увеличение валового дохода.
6.На
изменение маржинального
7.На
изменение прочего дохода, т.е.
на его увеличение в 2004 году по сравнению
с 2003 годом, оказал влияние факт роста
дохода от финансовой деятельности, при
увеличении внереализационных доходов.
Анализ показателей прибыли
Таблица 17
Анализ показателей прибыли
Наименование показателя | Величина показателя тыс.р. | Абсолютное изменение показателя тыс.р. | Относительный рост + или снижение – показателя, % | |
2003 | 2004 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Показатели экономической прибыли | ||||
1.1 Прибыль от реализации продукции, тыс.р. | 2568 |
2460 |
2460 – 2568 =
- 108 |
(- 108 / 2568) х 100 =
- 4.21 |
1.2 Чистая прибыль от реализации продукции, тыс.р. | 1952 |
1869 |
1869 – 1952 =
- 83 |
(- 83 / 1952) х 100
=
- 4.25 |
2. Показатели бухгалтерской прибыли | ||||
2.1 Валовая прибыль, тыс.р. | 4494 |
4465 |
4465 – 4494 =
- 29 |
(- 29 / 4494) х 100
=
- 0.64 |
2.2 Прибыль от продаж, тыс.р. | 1830 |
1731 |
1731 – 1830 =
- 99 |
(- 99 / 1830) х 100 =
- 5.41 |
2.3 Прибыль до налогообложения, тыс.р. | 2030 |
1951 |
1951- 2030 =
- 79 |
(- 79 / 2030) х 100 =
- 3.89 |
2.4 Чистая прибыль, тыс.р. | 1543 |
1483 |
1483 – 1543 =
- 60 |
(- 60 / 1543) х 100 =
- 3.89 |
2.5Нераспределенная прибыль, тыс.р. | 1450 |
1394 |
1394 – 1450 =
- 56 |
(- 56 / 1450) х 100 =
- 3.86 |
Проведенные в таблице расчеты показывают:
1.По
всем показателям прибыли
2.Абсолютное
изменение показателя прибыли
от реализации продукции
– 108 тыс.р., чистой прибыли от реализации продукции: - 83 тыс.р., валовой прибыли: - 29 тыс.р., прибыли от продаж: - 99 тыс.р., прибыли до налогообложения: - 79 тыс.р., чистой прибыли: - 60 тыс.р., нераспределенной прибыли: - 56 тыс.р. .
3.
Относительное изменение
4.
На изменение прибыли от
5. На изменение чистой прибыли от реализации продукции, т.е. на ее уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние тот факт, что уменьшилась прибыль от реализации продукции при незначительном по сравнению с ней изменением налога на прибыль.
6. На изменение валовой прибыли, т.е. на ее уменьшении в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние тот факт, что понизилась чистая выручка от реализации продукции, из-за уменьшения объемов продаж, при этом полная себестоимость годового объема продаж без общехозяйственных и коммерческих расходов хоть и уменьшилась, но была компенсирована уменьшением чистой выручки.
7.
На изменение прибыли от
8.
На изменение прибыли до
9. На изменение чистой прибыли, т.е. на ее уменьшение в 2004 году по сравнению с 2003 годом, оказал влияние факт уменьшения прибыли до налогообложения.
10.
На изменение нераспределенной
прибыли, т.е. на ее уменьшение
в 2004 году по сравнению с 2003 годом, повлиял
факт уменьшения чистой прибыли при
незначительном уменьшении резервных
фондов.
Анализ показателей
Целью анализа рентабельности изделий является выявление наиболее выгодных с экономической точки зрения изделий, выпуск которых целесообразно увеличить для улучшения общих показателей рентабельности организации. Для анализа рентабельности изделий составляется аналитическая таблица 18.
Рентабельность i-го изделия определяется по формуле: Ri = (Pr.i/ Cпi) х 100 %, где Pr.i – прибыль от реализации одного i-го изделия (п.3 таблицы 10); Cпi – полная себестоимость единицы i - го изделия (п.2 таблицы 10). Расчет абсолютного отклонения и относительного роста или снижения показателя производится по сравнению с 2003 г. аналогично расчетам по анализу дохода (см. 2.1).
В процессе анализа рентабельности изделий кроме общего анализа необходимо выявить наиболее и наименее рентабельные изделия и внести предложения по изменению объемов их выпуска и продаж с целью повышения рентабельности деятельности организации (предприятия). При этом следует отметить, что предлагаемые изменения объемов должны учитывать существующие соотношения спроса и предложения по данным изделиям на рынке.
Для
проведения анализа рентабельности
изделий необходимо составить аналитическую
таблицу 18.
Анализ рентабельности изделий
Наименование изделия | Величина показателя, % | Абсолютное изменение показателя, % | Относительный рост + или снижение – показателя, % | |
2003 г. | 2004 г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Принтер струйный | (620.68/3320) х 100 = 18.69 |
(590.11/3400) х 100 = 17.36 |
17.36 – 18.69 = - 1.33 |
(- 1.33 / 18.69) х 100 = - 7.12 |
2. Принтер лазерный | (400.66/2629) х 100 = 15.24 |
(399.34/2708) х 100 = 14.75 |
14.75 – 15.24 = - 0.49 |
(- 0.49 / 15.24) х 100 = - 3.21 |
3. Ксерокс | (799.85/4751) х 100 = 16.83 |
(890.96/4900) х 100 = 18.18 |
18.18 – 16.83 = + 1.35 |
(+ 1.35/ 16.83) х 100 = + 8.02 |