Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:19, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является получение теоретических знаний по дисциплине «Экономика организации» и применение данных знаний на практике, в виде решения задачи. Исходя из цели контрольной работы, были поставлены следующие задачи:
- определение сущности понятия «доходы предприятия» и их классификация;
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................
3
1
ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ……………
4
1.1
Сущность понятия «доходы предприятия» и их классификация……
4
1.2
Понятие «реализация» и методы оценки выручки от реализации продукции (услуг)……………………………………………………….
9
1.3
Цена продукции и ценообразование…………………………………...
13
1.4
Факторы, влияющие на величину доходов предприятия и
пути повышения доходов………………………………………………
16
2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................
В первую очередь рассмотрим внутренние факторы. Они действуют на доходность предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. К ним относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и т.д.
В значительной степени на деятельность предприятия оказывают влияние внешние факторы: коньюктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, нормы амортизации, система налогообложения и др.
Доходность предприятия в немалой степени зависит от влияния государства, прежде всего необходимо создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке. Действие государства проявляется главным образом через налоги. Налоговая система, действующая в настоящее время в России, достаточно громоздкая и дифференцирована на федеральный, региональный и местный уровни.
В настоящее время в России действует очень жесткая система налогообложения. Предприниматель обязан отдавать государству 30-60% продажной цены производимой продукции, товаров, услуг в виде разнообразных налогов. В этой ситуации становится просто необходимым создание современной и стабильной налоговой системы. До тех пор, пока предприятие не будет иметь твердых законодательных гарантий непоявления завтра новых налогов, оно будет прятать доходы.
В сложившейся сложной ситуации одной из самых первостепенных задач предприятия становится отыскание возможных путей избежания банкротства и повышения доходности. В экономической литературе различные авторы предлагают разнообразные способы улучшения финансового состояния предприятий. Основные и самые распространенные мероприятия, способствующие повышения доходности предприятия, приведены в данной курсовой работе.
Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача хозяйственного субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Отсюда рост прибыли, который является основным показателем безубыточной работы предприятия, зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции, при этом должны производиться такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.
На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости и разработкой программы ее снижения. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции. Содержание и сущность программы зависит от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития.
Существенное влияние на снижение себестоимости оказывают мероприятия, связанные с улучшением использования рабочего времени:
- определение и поддержание оптимальной численности персонала
- повышение уровня квалификации, обеспечения опережающего роста производительности труда по сравнению со средней зарплатой
- применение прогрессивных систем и форм оплаты труда
- улучшение условий труда
- механизация и автоматизация всех производственных процессов
- обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др. Для многих производств, являющихся материалоемкими или энергоемкими, важнейшим направлением снижения себестоимости является экономия материалов и энергетических средств.
Возможны следующие пути улучшения использование материальных ресурсов на предприятии:
- внедрение новой техники и безотходной технологии
- совершенствование нормативной базы предприятия
- внедрение и использование более прогрессивных материалов
- комплексное использование сырья и материалов
- использование отходов производства
- улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.
Имеет значение также и сокращение накладных расходов по обслуживанию и управлению производством, которому способствует рост объемов производства за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий, улучшение, использование основных фондов, а также уменьшение численности административно-
Наряду с перечисленными внутренними факторами на изменение себестоимости могут оказывать влияние и внешние факторы (централизованное изменение цен и тарифов на топливо и энергию; норм амортизации, ставок зарплаты и т.п.). Все перечисленные технико-экономические факторы используют при планирование снижение себестоимости. В настоящее время снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.
Не менее важными факторами, влияющие на величину доходности предприятия, является изменение объема производства и РП. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.
Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. Улучшение качества производимой продукции можно добиться за счет многих факторов, таких как техническое совершенствование производства, проведение работ по модернизации и т.д.
Очевидно, что качество продукции определяет уровень цен на предприятии, что в значительной степени влияет на величину прибыли. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль может расти вследствие постоянно повышающихся цен.
Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому, уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.
Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулирующие цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов.
Следует также учесть, что на величину прибыли, а значит и доходность предприятия влияет изменение остатков нереализованной продукции. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем ее реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и суммарном выражении.
Повышение эффективности производства возможно за счет рационального использования на предприятии основных средств. Улучшение использования основных средств отражается на финансовых результатах работы предприятия за счет:
- увеличения выпуска продукции
- снижения себестоимости
- улучшения качества продукции
- снижения налога на имущество
- увеличение балансовой стоимости.
Пути улучшения использования основных средств зависят от конкретных условий, сложившихся на предприятии. В общем плане эта цель может быть достигнута за счет внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, проведение грамотной воспроизводственной политики, своевременного и качественного ремонта, ликвидации излишнего оборудования и др.
В последнее время в условиях развития предпринимательства появилось больше возможностей увеличить объем прибыли за счет внереализационных операций. В этой области наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставной капитал др. предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги.
Предприятие также может сдать часть своего имущества, включая помещения, сооружения, оборудование и т.д., на аренду на более или менее длительный срок. Сдача имущества в аренду может принимать в результате форму аренды с выкупом. В итоге предприятие получает доход, увеличивающий внереализационные доходы и валовую прибыль.
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, на улучшение качества продукции, на более эффективное использование всех факторов производства.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Предприятие производит продукцию трех видов «А», «Б», «В». Данные о годовом объеме производства (в тыс. штук) представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Исходные данные
Наименование продукции | Годовой объем производства (тыс. штук) |
А | 110 |
Б | 460 |
В | 550 |
Таблица 2.2 – Данные для расчета
Показатель |
|
Затраты на производство единицы «А», (руб. всего) | 140 |
Затраты на производство единицы «Б», (руб. всего) | 55 |
Затраты на производство единицы «В», (руб. по статьям доходов) | … |
Сырье и материалы | 105 |
Осн.з.плата | 40 |
Доп.з.плата | 20 |
РСЭО (% от з.пл.) | 5 |
Цеховые расходы (% от з.пл. и РСЭО) | 35 |
Общезав. расходы (% от цеховой себестоимости) | 12 |
Внепроизв. расходы в себестоимости «А», «Б», «В» (в % от затрат на пр-во) | 3 |
Рентабельность в цене (%) | 11 |
Ставка НДС (%) | 10 |
Прибыль от реализации сверхнорм. запасов обор. средств (тыс.р.) за год | Нет |
Доходы по ЦБ (тыс.р.) за год | 200 |
Сумма налогов, выплачиваемых из балансовой прибыли (тыс.р.) за год | 700 |
Сумма льгот по налогу на прибыль (тыс.р.) в год | 5000 |