Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:19, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является получение теоретических знаний по дисциплине «Экономика организации» и применение данных знаний на практике, в виде решения задачи. Исходя из цели контрольной работы, были поставлены следующие задачи:
- определение сущности понятия «доходы предприятия» и их классификация;
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................
3
1
ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ……………
4
1.1
Сущность понятия «доходы предприятия» и их классификация……
4
1.2
Понятие «реализация» и методы оценки выручки от реализации продукции (услуг)……………………………………………………….
9
1.3
Цена продукции и ценообразование…………………………………...
13
1.4
Факторы, влияющие на величину доходов предприятия и
пути повышения доходов………………………………………………
16
2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................
Выручкой предприятий, независимо от форм собственности и вида хозяйственной деятельности, являются средства от продажи потребительских товаров населению.
Механизм экономического обоснования объема и структуры выручки включает: определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка) эффективности коммерческой работы, действующих законов.
Планирование предполагает определение перспективных целей, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Основными стадиями целевого планирования являются:
- поиск целей;
- придание цели количественной определенности;
- анализ и упорядочение цели;
- проверка цели на реализуемость;
- принятие решения;
- осуществление целей;
- проверка и уточнение целей.
Масштабы планирования зависят от объекта планирования, организационного построения фирм, их характеристик, составных элементов и временного фактора.
Долгосрочное планирование в основном характерно для крупных фирм (предприятий) и насыщенного рынка. Текущее оперативное планирование осуществляется на различных предприятиях.
Роль процесса внутрифирменного планирования в условиях кризисного состояния экономики значительно выросла. Тщательная и детальная проработка поведения предприятия на рынке в краткосрочном периоде - основа успеха.
Стратегическое планирование в западных фирмах основано на предприимчивости большинства, т. е. на разработке самых разнообразных проектов развития предприятия и выборе такого варианта, который может принести организации экономические выгоды.
Формулировка целей в процессе планирования связывается с созданием основ мотивации и пробуждением заинтересованности работников предприятия (фирмы) в их достижении. Между целями всегда существует жесткая взаимозависимость. Условно цели подразделяются на:
- высшие (получение прибыли);
- конечные (победа в конкурентной борьбе);
- промежуточные (ускорение товарооборачиваемости и др.);
- подцели (увеличение реализации, например, мужской одежды);
- взаимодополняющие (получение прибыли и ускорение оборота);
- конкурирующие (увеличение объема реализации и уменьшение очередей и времени на обслуживание покупателей);
- нейтральные, или обособленные (в чистом виде редко встречаются).
По возможности измерения цели подразделяются на экономические, количественные, качественные, стратегические. Суть экономических целей в общем виде формулируется как повышение прибыли на вложенный капитал.
Количественные цели тесно связаны с экономическими. Если они не определены, то экономические цели могут быть не достигнуты вообще или достигнуты при больших нерациональных затратах.
Качественные цели для предприятия - это качество продукции и культура торговли. Зарубежные компании широко используют обратную связь с потребителями для своевременной корректировки структуры закупок продукции, а затем и производства, что дает им возможность поддерживать таким образом свою конкурентоспособность. Цели развития (стратегические) тесно связаны с инвестициями. Под инвестициями подразумевается осуществление отдельных экономических проектов с целью получения прибыли от этих вложений в будущем.
Перед розничными торговыми предприятиями (фирмами) в условиях демонополизации торговли, разгосударствления и приватизации встают три важнейшие проблемы, которые могут стать целевыми (стратегическими) установками: получение прибыли; завоевание и расширение доли рынка, на котором работает предприятие; завоевание доверия клиентов.
От решения этих проблем зависит объем и темпы роста товарооборота.
При выборе цели, ее количественном определении необходимо учитывать факторы, обеспечивающие: требуемый уровень рентабельности (для ненасыщенных рынков - высокий); возможность продажи продукции массовому потребителю; приемлемые условия заключения договоров поставки; невысокий уровень риска потери доходов, мобильность; поддержку со стороны авторитетных органов; выгодность и преемственность.
Учету в объеме товарооборота подлежит продукция промышленного и сельскохозяйственного производства, кооперативов, изделия лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, реализованные через организованную торговую сеть. Кроме того, в объеме розничного товарооборота учитывается продажа непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях товаров собственного производства, а также закупленных на стороне или полученных в порядке бартерного обмена. В розничный товарооборот включается и продажа по безналичному расчету некоторых потребительских товаров организациям, учреждениям и предприятиям, а также продажа продовольственных товаров организациям социально-культурной сферы для питания обслуживаемого ими контингента населения.
Розничный товарооборот является основой для определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.
Розничный товарооборот - результат деятельности не только розничного торгового предприятия. В нем отражаются состояние экономики в целом, эффективность производства, закупок, обстановка в стране, грамотность управления процессом товародвижения, степень развитости рынка, конъюнктура его развития, правильность выбора целей.
Планирование выручки от реализации осуществляется одним из двух методов:
1) методом прямого счета. Выручка от реализации (В) определяется как произведение цены без налогов в виде надбавок к цене (Ц) и объема реализованной продукции (выполненных работ) в натуральном выражении (Р).
В = Р х Ц.
2) расчетным методом. Этим методом учитываются выпуск товарной продукции (Т), остатки готовой продукции на складе и в товарах, отгруженных на начало (Он) и конец (Ок) планируемого года:
В = Он + Т – Ок.
Расчет осуществляется в ценах продаж, остатки на начало планируемого года оцениваются по ценам предыдущего года, товарный выпуск и остатки на конец планируемого года в плановых ценах.
Стоимость остатков готовой продукции на конец года рассчитывается в двух оценках: по ценам продаж (оптовым) и по производственной себестоимости. Для расчета стоимости остатков используются данные о планируемых объемах производства в IV квартале планируемого года, так как очевидно, что в остатках будет продукция, произведенная в последнем квартале года. Определяется однодневный оборот по ценам продаж и по производственной себестоимости (С) в квартале и умножается на количество дней запаса.
1.3 Цена продукции и ценообразование
Цена - это денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени. Ценовая система – совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей народного хозяйства и включает следующие виды цен:
1) оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;
2) закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением;
3) цены на строительную продукцию – сметная стоимость объекта либо усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за м 2 жилой площади);
4) тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
5) цены на потребительские товары – используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;
6) тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям;
7) внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг;
8) экспортные цены – цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги на мировом рынке;
9) импортные цены – цены, по которым российские фирмы закупают товары и услуги за рубежом.
Рыночная цена товара, работ, услуг – цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подразделяется на свободные, монопольные и демпинговые.
Регулируемая цена складывается на рынке в процессе прямого государственного воздействия, подразделяется на фиксированные и предельные.
Дифференциация цен по стадиям образования – количественная взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара от производителя к конечному потребителю. Они подразделяются на оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены.
Дифференциация цен по характеру ценовой информации строится на учете ценовой специфики этой информации и включает аукционные цены, биржевые цены, цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.
Ценовые индексы – информационные показатели динамики цен за определенный период.
Затратные методы основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические – на учете технико—экономических параметров товаров.
К затратным методам ценообразования относятся:
1) метод полных издержек – способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу изделия. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая прибыль;
2) метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Этот метод затрат дает возможность проведения пофакторного анализа. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль;
3) метод прямых издержек – это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно—переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам. Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль, а, соответственно, и рентабельность.
К параметрическим методам ценообразования относятся:
1) метод удельной цены, основанный на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок;
2) метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Этот метод целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному измерению (цвет, вкус, мощность);
3) метод регрессии состоит в определении эмпирических формул зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.
1.4 Факторы, влияющие на величину доходов предприятия и пути повышения доходов
В условиях рыночной экономики на доходность предприятия влияют самые разнообразные факторы. В зависимости от направленности деятельность их можно объединить в 2 группы: позитивные и негативные.
Позитивные – это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные – наоборот. Нередко отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет позитивное влияние других.
Наличие множества разнообразных факторов делает необходимой их группировку. В основу классификации факторов могут быть положены различные признаки:
- по месту возникновения различают внешние и внутренние факторы;
- по важности результата – основные и второстепенные;
- по времени действия – постоянные и временные.
Любая классификация факторов служит определенным целям. Учитывая, что производство является одновременно и субъектом и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние.
Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает. Внешние же почти или совсем не подвластны воле предприятия. Причем для предприятия особое значение имеют прежде всего внешние обстоятельства, которые оно изменить не может и вынуждено к ним приспосабливаться. Внутренние возможности фирмы используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.