Доходы бюджета:классификация, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы исследования подчеркивается тем, что доходы государства необходимы для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий, для формирования централизованного финансового фонда - федерального бюджета.
Таким образом, цель данной работы исследовать доходы бюджета. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
описать экономическую сущность доходов государства;
рассмотреть классификацию бюджетных доходов.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность доходов государства 5
2. Классификация бюджетных доходов 14
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система. Доходы бюджета-классификация, источники.doc

— 135.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

 

На протяжении тысячелетий существования государств доходы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.1

Главным источником доходов  федерального бюджета являются налоговые  доходы (76%). Наиболее весомые налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы - более 40% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 10%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - около 8%, в их числе главное место занимают импортные пошлины.

Вторую группу составляют неналоговые доходы - 12%. В их числе: доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.

Третья группа - поступления от целевых бюджетных фондов - 11% (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.).

Кроме перечисленных  выше налоговых и неналоговых  доходов, для покрытия бюджетного дефицита используются внутренние и внешние  заимствования.

Актуальность данной темы исследования подчеркивается тем, что доходы государства необходимы для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий, для  формирования централизованного финансового фонда - федерального бюджета.

Таким образом, цель данной работы исследовать доходы бюджета. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

    • описать экономическую сущность доходов государства;
    • рассмотреть классификацию бюджетных доходов.

Теоретической основой  настоящей работы являются труды  специалистов в области финансов.

Структура работы определяется ее целями и задачами и в соответствии с этим состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Экономическая сущность доходов государства

 

Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд называемый федеральным бюджетом.

Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение  валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. Из федерального бюджета финансируются все мероприятия оборонного характера, развитие науки, подготовка кадров, органы государственного управления, развитие инфраструктуры. Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.

Доход федерального бюджета  формируется за счет налоговых и  неналоговых поступлений, заимствований, безвозмездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из бюджетов субъектов РФ.2

К налоговым источникам поступлений относятся:

    • федеральные налоги и сборы;
    • таможенные пошлины и сборы;
    • пени и штрафы.

К неналоговым источникам поступлений относят доходы:

    • от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
    • от продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
    • от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными организациями;
    • полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
    • от других неналоговых источников дохода.

В доходах бюджета  от неналоговых источников учитываются:

    • средства, полученные в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности;
    • средства, полученные в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
    • средства, полученные от передачи имущества, находящегося в государственной собственности, под залог или в доверительное управление;
    • средства, полученные от возврата государственных кредитов и бюджетных ссуд;
    • средства, полученные от продажи (приватизации) имущества, находящегося в государственной собственности;
    • доходы от внешнеэкономической деятельности;
    • плата за пользование предоставленными бюджетными средствами;
    • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим государству;
    • часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других платежей;
    • доходы от реализации государственных запасов и резервов;
    • другие доходы от имущества, находящегося в государственной собственности.

К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный бюджет, относят:

    • безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
    • безвозмездные перечисления международных организаций и правительств иностранных государств;
    • перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве.

Денежные средства считаются  зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет.

Доходы федеральных  целевых внебюджетных фондов, входящих в федеральный бюджет РФ, обособленно учитываются в доходах соответствующих фондов по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральным и территориальными внебюджетными фондами по нормативам, определенным Федеральным законом «О федеральном бюджете на финансовый год».

Формирование федерального бюджета за счет налоговых источников дохода

Согласно Налоговому кодексу РФ к федеральным налогам  и сборам отнесены: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экономический налог, федеральные лицензионные сборы.

НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) организаций и налог на доходы с физических лиц или подоходный налог являются регулирующими, т.е. эти виды налогов участвуют в формировании всех бюджетов на основании российского законодательства. Единый социальный налог в полном объеме своих отчислений формируют государственные внебюджетные фонды.

Анализ формирования бюджетов всех уровней бюджетной  системы свидетельствует, что налоги и сборы являются основными источниками формирования доходов бюджетов. В частности, на долю федеральных налогов и сборов приходится более 76% общей суммы дохода федерального бюджета.

Математически сумму  налоговых доходов бюджета можно  записать выражением

                                           (1)

где Sнф - общая сумма налоговых поступлений в федеральный бюджет (расчетная или прогнозируемая на очередной финансовый год или фактически полученная в предыдущем финансовом году);

Sф - сумма поступлений конкретного вида налога, подлежащая перечислению одним налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) в бюджет;

Кф - коэффициент регулирования уровня бюджетной системы по данному виду регулирующего налога, в данном случае часть средств, перечисляемая в федеральный бюджет, выраженный в относительных единицах от процентной доли, утвержденный федеральным законом на очередной финансовый год;

1...Н - количество налогоплательщиков, уплачивающих в федеральный бюджет данные виды налогов и сборов;

1...Ф - количество федеральных видов налогов и сборов, по которым налогоплательщики перечисляют платежи и за счет которых формируется федеральный бюджет.

Формирование федерального бюджета за счет неналоговых источников дохода.

К неналоговым источникам дохода формирования федерального бюджета относятся:

    • средства государственной собственности;
    • средства, полученные от деятельности государства;
    • средства, полученные государством от заимствований (внутренних и внешних).

Средствами государственной  собственности являются:

    • имущество, принадлежащее на праве собственности РФ и составляющее федеральную собственность (отрасли промышленности, предприятия, здания, драгоценности, изделия и т.д.);
    • земля и природные ресурсы, находящиеся в государственной (федеральной) собственности;
    • имущество, приватизация которого запрещена законом (не может быть продано), и, следовательно, государство само извлекает из него доход, поступающий в бюджет;
    • имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления и подлежит продаже в собственность другим лицам;
    • имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) с установлением запрета на участие в его приватизации иностранными юридическими и физическими лицами, а также в качестве учредителей, участников или аффилированных лиц;
    • имущество, которое приватизируется на основании решений Правительства РФ (передается другим лицам или предприятиям);
    • имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом.

Государство как собственник  имущества определяет предмет и  цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием имущества по назначению, его сохранностью, получением выгоды от его использования или реализации.

Имущество, земля и  природные ресурсы могут быть использованы государством в целях  извлечения прибыли в собственных  интересах, переданы в аренду или проданы на основе соответствующих законодательных актов. В соответствии с законодательством РФ государственное имущество в порядке реализации программы приватизации может быть передано государством другим лицам.

Денежные средства, полученные государством от федеральной собственности до момента приватизации и полученные от приватизации имущества, поступают в федеральный бюджет или распределяются между бюджетами всех уровней бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными программами приватизации РФ.

  1. Доходы от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, подразделяются на следующие виды доходов:
    • поступления от приватизации организаций (предприятий);
    • поступления от продажи государством принадлежащих ему акций по организациям (предприятиям);
    • доходы от продажи квартир;
    • доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств и другого оборудования
    • доходы от реализации государственных запасов;
    • доходы от продаж земли и нематериальных активов;
    • поступления от капитальных трансфертов (передаточных платежей) из негосударственных источников;
    • доходы, полученные государством от внешнеэкономической деятельности государства;
    • доходы, полученные государством в бюджет от штрафных санкций, административных платежей, возмещений ущерба и т.д.
  2. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от его деятельности подразделяются на следующие виды доходов:
    • доход от имущества, находящегося в федеральной собственности;
    • доходы, полученные государством от дивидендов по акциям, принадлежащим государству по данному виду имущества;
    • доход, полученный от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности;
    • доходы, полученные от процентов по размещенным в кредитных организациях временно свободных средств бюджета;
    • доходы, полученные государством от оказания услуг другим организациям;
    • доходы, полученные государством от прибыли ЦБ РФ и перечисленные в госбюджет в соответствии с законодательством РФ;
    • доходы, поступающие в федеральный бюджет за счет платежей от использования государством другого имущества, находящегося в федеральной собственности, или от деятельности этого имущества;
    • доходы, поступающие в федеральный бюджет от прибыли унитарных предприятий, созданных РФ.
  3. Доходы, поступающие в федеральный бюджет от других источников (деятельности):
    • за выдачу лицензий на право деятельности по различным источникам (лицензионный сбор);
    • за пользование лесным фондом (платы за древесину, отпускаемую на корню) или перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий;
    • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
    • платы за консульские сборы (патентные пошлины, предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним).
  4. Доходы, поступающие в федеральный бюджет от безвозмездных перечислений, подразделяются на следующие виды доходов:
    • доходы, поступающие в бюджет от государственных организаций;
    • доходы, поступающие в бюджет от наднациональных организаций;
    • доходы, поступающие от юридических и физических лиц в виде пожертвований.

Информация о работе Доходы бюджета:классификация, источники