Диспропорции в экономике Республики Беларусь и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Объектом данной работы являются диспропорции в экономике Республики Беларусь и Российской Федерации. Целью является изучение отдельных экономических диспропорций государств на современном этапе и проведение аналогии между ними. Цель определила следующие задачи:
определить основные существующие диспропорции в экономике Республики Беларусь и Российской Федерации;
провести анализ данных диспропорций;
определить, существует ли аналогия в экономических диспропорциях двух государств.

Работа содержит 1 файл

Диспропорции в экономике для любимой.docx

— 266.52 Кб (Скачать)
 

  Число прибывших

Число выбывших

Миграционный

прирост, убыль (-)

Республика Беларусь

194 264

194 264

-

Области:

     

Брестская

26 400

29 325

-2 925

Витебская

28 975

30 355

-1 380

Гомельская

27 459

29 175

-1 716

Гродненская

23 544

25 678

-2 134

г. Минск

34 529

24 734

9 795

Минская

33 897

33 938

-41

Могилевская

19 460

21 059

-1 599


*Источник: [3].

Миграционная ситуация в  Российской Федерации: люди всегда едут туда, где лучше. С этой точки зрения, в 2012 году самым привлекательным было Подмосковье, туда из регионов переместились более 109 500 человек [5]. Понятно, что и Москва остается в лидерах, ее выбрали для жительства и работы более 105 700 человек. Неплохие позиции и у Санкт-Петербурга. Причем все три региона демонстрируют увеличение миграционного притока. А вот Ханты-Мансийский автономный округ, который был очень привлекателен для трудовой миграции, сдает позиции: в прошлом году миграционный приток там составил всего 5 тысяч человек против почти 9 тысяч в позапрошлом году. Как видим из статистики, направление внутригосударственного оттока населения В России имеет тот же характер, что и в Беларуси: от периферии к центру.

Также в Российской Федерации, как и в нашей стране, наблюдаются  демографические диспропорции. Происходит достаточно быстрый отток людей из важнейших в экономическом отношении регионов России – Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Одна из основных особенностей демографической ситуации последних десятилетий в стране – концентрация городского населения в небольшом количестве густонаселённых центров. Более 60 процентов населения России сосредоточено в трёх федеральных округах – Центральном (26 %), Приволжском (22 %) и Южном (16 %). Треть жителей России сосредоточена в крупнейших городах-«миллионерах» (13 городов): в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде,   Перми [5].

Диспропорции в развитии города и деревни в Республике Беларусь связаны не только с низким уровнем доходов на селе; они также отражают характерное для сельских территорий отсутствие доступа к ресурсам и социальным услугам, ограниченные возможности для трудоустройства. Справочно: количество безработных в городах больше, чем количество безработных в сельской местности всего на 0,05% при том, что в городах проживает в 3 с небольшим раз больше людей, чем в городах [3].

Что касается России, то, как и прежде, больше всего работы в столицах. В Москве общая безработица, по итогам прошлого года, была минимальной по стране – 0,8%. При этом здесь более 130 тысяч вакансий. Минимальная безработица и в Питере – 1,1%. В числе лидеров по уровню занятости – Московская и Ленинградская области [5].

Следующий вид диспропорций в Беларуси – ценовые диспропорции, которые заключаются в том, что сегодня на некоторые товары сложился ряд диспропорций в части фиксированных или предельных цен, которые необходимо устранять [9]. Анализируя деятельность сферы услуг, можно наблюдать значительную разницу стоимости одних и тех же услуг в различных регионах страны. Например, замена застежки-молнии без основных и вспомогательных материалов в Минской области стоит Br31,4 тыс., в Минске – Br8,7 тыс., услуги душевых колеблются от Br9,3 тыс. до Br30 тыс.

Что касается ценовых диспропорций в России, то здесь будет удобно рассмотреть цены на пищевые продукты. Здесь можно увидеть, что дешевле всех еда обходится жителям Тамбовской и Белгородской областей. Здесь минимальный набор продуктов питания на месяц стоил в конце прошлого года чуть более 2100 рублей. А по стране в среднем на душу населения его стоимость составляла 2609 рублей. В Ямало-Ненецком автономном округе продуктовый набор был в полтора раза дороже – 3933 рубля, а на Чукотке – 6950 рублей [5].

Также в Беларуси имеет место углубление структурных диспропорций в экономике. В широком спектре проявлений такой диспропорциональности ведущее место занимает технологический и региональный монополизм, преобладание крупных предприятий над средними и мелкими. Национальная экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который был сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь было основано на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный завод, ''Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский завод сельскохозяйственных машин и пр.).

В настоящее время все  они занесены в Государственный  реестр предприятий-монополистов и подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в соответствии с принятым в республике законодательством.

Структурные диспропорции относятся к важнейшим диспропорциям и в Российской Федерации. Этот вид диспропорций экономики и порождаемые ими приоритеты в распределении ресурсов отражаются в соотношениях "рыночных" цен и добавленной стоимости и соответственно в потреблении и накоплении.

Состояние и технологическая  структура производственной базы национального хозяйства России обусловливают степень его зависимости от первичных ресурсов, минимально необходимые уровни инвестиций, импорта, добычи топлива, которые должны быть обеспечены для поддержания его функционирования. Уровень и структура затрат, запрограммированные соотношением и взаимодействием технологических укладов, определяют структуру спроса на первичные, промежуточные и конечные ресурсы. Здесь также можно отследить определенную аналогию с Беларусью.

Еще одна диспропорция. Развитие российской экономики в 2000-х гг. году привело к достаточно высокой динамике потребления. Это очень хорошо. Но рост потребления происходит при сохранении низкой конкурентоспособности продукции российской промышленности. Такой дисбаланс стимулирует дальнейший рост импорта, который значительно превышает темпы роста промышленности России. Здесь можно отметить, что и в Республике Беларусь также импорт преобладает над экспортом, что, в свою очередь, говорит об аналогичности диспропорций.

Одной из крупных диспропорций в российской экономике, которой нет в Беларуси, является тот факт, что при развитии федерализма в России сохраняется, по сути, финансовая система унитарного государства. Причем если еще несколько лет назад можно было это оправдать или объяснить стремлением сохранить территориальную целостность страны, использовать финансовые потоки из центра в регионы как средство укрепления единого государства, то после того, как была выстроена политическая вертикаль путем назначения губернаторов, такое объяснение теряет смысл. Тем более что во всех федеративных государствах политическая централизация подкрепляется ростом экономической самостоятельности субъектов федерации [10]. Нельзя говорить о росте экономической самостоятельности, если их преобладающая часть направляет в центр большую часть собранных на месте налогов, а сами полностью зависят от трансфертов и субвенций из федерального центра. Такая практика часто объясняется необходимостью выровнять социально-экономическую ситуацию по всей стране. Действительно это необходимо, но не методами, которые не устраивают ни субъекты-реципиенты, ни субъекты-доноры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Диспропорции экономические  могут быть результатом проводимой в обществе социально-экономической политики, быть следствием стихийных бедствий, неурожаев, возникать в связи с недостатком определенных ресурсов и т.д.

Как видим, определенная часть диспропорций в экономике была унаследована Республикой Беларусь и Российской Федерацией от СССР и некоторое количество образовалось на современном этапе. Причем количество диспропорций оставляет желать лучшего. Поэтому на сегодняшний день важнейшей задачей является придание экономике необратимого и устойчивого характера.

С уверенностью можно констатировать следующие сложившиеся в экономике двух государств несоотвествующие ценностным целям экономического роста и развития, устойчивого в долгосрочной перспективе, экономические состояния:

- неприемлемое и неулучшающееся существенно финансовое положение в экономике;

- неприемлемые и неулучшающиеся существенно социальные показате-

ли экономического состояния;

- усиливающиеся разрывы показателей региональной развитости.

Ещё одним неоспоримым  фактом является заметная аналогичность  в экономических диспропорциях Беларуси и России, что сложилось в результате схожей проводимой в обществе двух стран социально-экономической политики, явилось следствием стихийных бедствий, неурожаев, возникло в связи с недостатком определенных ресурсов и т.д.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Макроэкономика в наши дни [Электронный ресурс] / Интернет-портал. – М., 2010. – Режим доступа: http://macro-econom/ru.  – Дата доступа: 28.09.2012.
  2. Экономическая доктрина Российской Федерации Приложение 1 к Федеральному закону «Об Экономической доктрине Российской Федерации» – М., 2012. – С. 2287.
  3. Национальный статистический центр Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Респ. орган гос. управления в области гос. статистики. – Мн., 2012. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/index.htm.  – Дата доступа: 28.09.2012.
  4. Балюк С. С. Повышение уровня развития местных хозяйств (на примере районов Гродненской области) / С. С. Балюк // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы IV Междунар. науч.-практич. конф., Минск, 19-20 мая 2011 г.:в 2 т./Белорус. гос. экон. ун-т; редкол.: В. Н. Шимов и др. – Мн., 2011. –Т.1. – С. 245-246.
  5. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] / Орган гос. управления в области гос. статистики. – М., 2012. – Режим доступа: http://www.gks.ru.  – Дата доступа: 19.09.2012.
  6. Информационно-дискуссионный портал «Справедливо-онлайн» / [Электронный ресурс] – М., 2009. – Режим доступа: http://www.spravedlivo-online.ru.  – Дата доступа: 05.06.2012.
  7. Информационный портал «Открытый бюджет города Москвы» [Электронный ресурс] – М., 2012. – Режим доступа: http://budget.mos.ru.  – Дата доступа: 08.10.2012.
  8. ЮНФПА [Электронный ресурс] / Фонд ООН в области народонаселения в Республике Беларусь. – Мн., 2012. – Режим доступа: http://unfpa.by/ru/ – Дата доступа: 21.02.2012.
  9. БелТа [Электронный ресурс] / Бел. телеграфное агентство. – Мн., 2012. – Режим доступа: http://www.belta.by – Дата доступа: 01.02.2013.
  10. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост – 9Д, ФОРУМ, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Итоги развития регионов Беларуси в 2012 году*

*Источник: [3].

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Динамика реальной заработной платы в Российской Федерации в 2012 г., % к 2011 г.*

*Источник: [5].

 


Информация о работе Диспропорции в экономике Республики Беларусь и России