Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:09, реферат
Объектом данной работы являются диспропорции в экономике Республики Беларусь и Российской Федерации. Целью является изучение отдельных экономических диспропорций государств на современном этапе и проведение аналогии между ними. Цель определила следующие задачи:
определить основные существующие диспропорции в экономике Республики Беларусь и Российской Федерации;
провести анализ данных диспропорций;
определить, существует ли аналогия в экономических диспропорциях двух государств.
ВВЕДЕНИЕ
Экономические диспропорции – это нарушения пропорций в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, экономических подразделений (производства средств производства и производства предметов потребления) и отделов внутри каждого из них, взаимосвязанных фаз производства (процесса производства и обращения), других различных сторон и частей народного хозяйства, в результате чего возникают перебои в ходе воспроизводства на отдельных участках или в экономике в целом. В случае экономической системы диспропорции ведут к непроизводительным потерям рабочего времени, материальных ресурсов и капиталов.
Устранение диспропорций является объективной потребностью экономики и всего общества.
Объектом данной работы являются диспропорции в экономике Республики Беларусь и Российской Федерации. Целью является изучение отдельных экономических диспропорций государств на современном этапе и проведение аналогии между ними. Цель определила следующие задачи:
1 СУЩНОСТЬ ДИСПРОПОРЦИЙ
Неравномерность социально-экономического развития – объективная основа возникновения различного рода воспроизводственных диспропорций. К другим объективным факторам можно отнести различия в органическом строении капитала в разных отраслях (для межотраслевых диспропорций), территориальные различия в обеспеченности природными и трудовыми ресурсами, природно-климатические особенности (для межрегиональных диспропорций), циклические колебания, изменения в соотношении спроса и предложения (для общеэкономических функциональных и элементных диспропорций). Наряду с объективными факторами можно выделить и субъективные – ошибки в экономической политике, в стратегии и тактике реформ, просчеты в экономической политике на разных уровнях иерархической системы управления (народнохозяйственном, региональном, отраслевом).
Государственные властные структуры, как правило, объективно, стремятся к достижению комплексности национального хозяйства, как в отраслевом, так и региональном аспектах. Однако, как показывает мировой опыт, такая комплексность является скорее исключением, чем правилом. Важнейшая характерная черта любой национальной экономики – неравномерность развития. Это относится и к странам, комплексный характер хозяйства которых выражен слабо (таких большинство), и к государствам, сумевшим сформировать относительно целостные и комплексные экономики (США, ФРГ, Япония, ряд стран бывшего СССР), поскольку и в их истории преобладали периоды неравномерного развития отдельных экономических звеньев и элементов.
Даже в тех немногих странах, хозяйство которых носит сравнительно комплексный характер, экономическая динамика свидетельствует о неравномерности развития отдельных сегментов, отраслей и регионов. Поэтому о комплексности можно говорить лишь с определенной степенью условности.
Кроме объективных природно-
Цикличность экономического развития обуславливает развитие диспропорций в экономике в динамике. Следует отметить, что цикличность, сама по себе, не вызывает диспропорций в экономике, а только комплексным образом проявляет влияние существующих факторов, вызывающих диспропорции и кризисы. Остановимся подробнее на важнейших экономических диспропорциях Республики Беларусь и Российской Федерации.
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСПРОПОРЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В структуре экономики Беларуси сохранился целый ряд диспропорций, как унаследованных от СССР, так и других, не преодоленных вследствие экономического кризиса. Анализ воспроизводственной, социальной, отраслевой и технологической структуры экономики с позиции её соответствия потребностям страны и в сравнении с экономически развитыми европейскими странами позволяет констатировать следующие основные факты.
1. В воспроизводственной структуре экономике Беларуси, несмотря на достигнутое по сравнению с 1995 г. улучшение пропорций между промежуточным продуктом и валовой добавленной стоимостью, доля промежуточного потребления в валовом выпуске продолжает оставаться большой и свидетельствует о высоких материало- и энергоёмкости производства, которое, по отдельным оценкам, более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели в экономически развитых европейских государствах.
2. В социальной структуре белорусской экономики численность занятого в ней населения характеризуется высоким удельным весом частной собственности, в том числе иностранной и смешанной с иностранным участием.
3. Отраслевая структура экономики Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным весом в ВВП сферы производства товаров и низкой долей в сфере услуг. В экономически развитых странах на сферу услуг приходится 60-70% валового национального продукта и численности занятых, что положительно влияет на экономический рост вследствие высокой доли добавленной стоимости в её стоимостной структуре.
4. Технологическая структура экономики Беларуси, которая в значительной степени предопределяет её эффективность и уровень конкурентоспособности продукции, по оценкам экспертов, характеризуется использованием преимущественно III и IV технологических укладов (индустриальные технологии и техника). Доля V и частично VI технологических укладов (микроэлектроника, оптико-волоконная техника, телекоммуникации, биотехнологии и другие) в республике не превышает 10%. Однако именно они определяют технологическую структуру постиндустриального общества и занимают значительный удельный вес в экономике развитых стран мира [1].
Постепенный и поэтапный подход к проведению экономических реформ позволил Беларуси избежать их наиболее негативных социальных послед- ствий и сохранить стабильность и спокойствие в обществе. Вместе с тем в стране наблюдается целый ряд существенных диспропорций как в сфере экономики, так и в области социального развития. Решение таких проблем человеческого развития, как снижение бедности, улучшение работы систем образования и здравоохранения, усиление государственной поддержки семьям с детьми и сокращение разрыва между условиями жизни в городской и сельской местности, требует существенных материальных затрат, финансирование которых зависит от устойчивого экономического роста. В свою очередь, обеспечение устойчивого роста экономики предполагает ее дальнейшее ускоренное реформирование для повышения конкурентоспособности и эффективности.
Что касается нынешней российской экономики, то ее материальная основа в подавляющей части также унаследована от старой советской экономики. Если говорить в общем, России характерны социальные, финансовые, структурные, региональные диспропорции, общая неэффективность и низкая конкурентоспособность национальной экономики, усиление ее сырьевого характера, которые ведут к низкому уровню гуманитарных условий жизни населения страны и снижают уровень стратегической устойчивости государства [2].
Общими для двух стран являются финансовые диспропорции, заключающиеся в том, что при существенном сокращении числа людей, живущих за чертой бедности, сохраняется и даже увеличивается разрыв между 10% населения, имеющими самые большие доходы, и 10%, которые получают самые низкие доходы. В России растет объем денежных доходов у этих наиболее обеспеченных граждан при неизменности объема доходов у менее обеспеченных. Значит, основную выгоду от экономического роста получают именно богатые. Это первый вид диспропорций Республики Беларусь и России.
Министерство экономики Беларуси выразило обеспокоенность диспропорцией между темпами роста зарплат и производительности труда. Достигнутых в белорусской экономике темпов производительности труда оказалось недостаточно, чтобы без ущерба для внутренней сбалансированности экономики обеспечить рост зарплаты в реальном (с учетом инфляции) выражении. Постоянный рост реальной заработной платы в текущем году при относительном сохранении уровня производительности труда привел не только к постепенному сокращению разрыва между их уровнями, но и нарушению важной экономической пропорции – превышения темпов роста реальной заработной платы над темпом роста производительности труда. Так, по данным Минэкономики, в 2012 г. рост реальной зарплаты составил 7,4%, а рост производительности труда – 5,2%. В январе-ноябре 2012 г. производительность труда работников возросла по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. на 4%, реальная зарплата работников – на 20,6% [3]. Такая динамика указанных показателей способствует постепенному накоплению внутренних и внешних диспропорций в белорусской экономике.
Для регионов Республики Беларусь характерны внутренние территориальные диспропорции [4], заключающиеся в значительной дифференциации уровня развития местных хозяйств. Усугубление диспропорций экономического развития в региональном аспекте проявляется в том, что одни регионы демонстрируют опережающую динамику, а другие сталкиваются с дополнительными трудностями в сфере производства и человеческого развития.
Итоги развития регионов Беларуси в 2012 г. представлены в приложении А. Как видно из рисунка, в Республике Беларусь наблюдается сильная диспропорция в развитии регионов.
По аналогии с региональными диспропорциями Республики Беларусь, в России одни регионы демонстрируют опережающую динамику, в то время как другие отстают в развитии. В лидерах промышленности по-прежнему остаются регионы "новой индустриализации" (Калужская, Московская, Белгородская,
Калининградская и Ленинградская области), хотя в 2012 году темпы роста в
них замедлились. Самыми проблемными остаются Владимирская, Курганская и Кировская области. В застой "ушли" Мурманская, Вологодская, Челябинская, Кемеровская области [5].
По аналогии с Беларусью в России наблюдается сильная диспропорция в развитии и в распределении доходов регионов. В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Жизнь в Москве или в Санкт-Петербурге значительно отличается от жизни в провинции. Уровень жизни населения зависит от доходов местных бюджетов.
Динамика зарплаты Российской Федерации в 2012 г. по отношению к 2011 г. отражена в приложении Б.
Справочно: в Ивановской области, в Дагестане в 2012 г. зарплаты заметно отстают от среднероссийских показателей – 16 и 13,1 тысячи рублей, соответственно. Хотя при этом по сравнению с тем же периодом прошлого года заработки там подросли неплохо – на 12,4% и 19,5%.
В то же время в Коми, где квадратные метры так стремительно взлетели в цене, средняя зарплата – больше 32 тысяч рублей.
В качестве примера диспропорции доходов регионов можно сравнить расходы бюджета Москвы и какого-нибудь маленького города. Рассмотрим город Татищево Саратовской области
Итак. Цифры бюджета Татищево на 2012 год [6]:
- доход – 303,6 млн. руб.;
- расход – 315,1 млн. руб.;
- численность населения составляет 7,7 тыс. чел.
Итого расходы на душу населения составляют
315 100 : 7700 = 40,9 тыс. руб. на чел.
Ради объективности следует отметить, что ряд программ в городах России финансируется из областного бюджета. Поэтому посчитаем, сколько приходится денег в Саратовской области на одного человека.
Саратовская область. Цифры на 2012 год:
- доход – 65 884,3 млн. руб.;
- расход – 66 525,7 млн. руб.;
- численность населения Саратовской области составляет 2,5 млн. чел.
Таким образом, расходы на одного человека в Саратовской области составят
66 525 700 тыс. руб. : 2 500 000 = 26,6 тыс. руб. на чел.
Итого с учетом областного
бюджета на одного жителя
40,9 + 26,6 = 67,5 тыс. руб. на человека.
А теперь сравним с бюджетом Москвы. Цифры на 2012 год [7]:
доход – 1 384,9 млрд. руб.;
расход – 1 610,5 млрд. руб.;
численность населения – 11,5 млн. чел.
Расходы на одного человека составят
1 547 000 000 тыс. руб. : 11 500 000 = 134,5 тыс. руб.
Как видно из расчетов, расходы бюджета на одного москвича вдвое превышают расходы бюджета, приходящиеся на одного жителя города Татищево.
Действующие административные границы регионов России препятствуют процессам социально-экономического развития, так как регионы-лидеры оказывают слабое влияют на развитие других территорий. Положение разных регионов и проживающих в них граждан сильно разнится. А это в свою очередь лишь способствует дальнейшему росту региональных диспропорций.
Диспаритет в социально-экономической ситуации в различных регионах Беларуси приводит к усиливающимся демографическим диспропорциям: наблюдается отток населения из сельской местности регионов в города, устойчивая тенденция внутренней миграции молодежи и высокообразованной части населения в г. Минск за счет регионов, «старение» белорусской деревни. Так, в данный момент в городах живет 75,8% жителей Беларуси. Это самый высокий показатель на постсоветском пространстве. Каждый пятый белорус живет в столице. В городах проживает 82% молодежи страны и только 18% – в сельской местности. Численность сельской молодежи за последние 12 лет сократилась на 174,6 тыс. человек (на 30%). По данным треть жительниц сельской местности – пенсионерки [3].
Данные о
Таблица 1 – Внутренняя миграция населения Республики Беларусь за 2012 г.
Информация о работе Диспропорции в экономике Республики Беларусь и России