Деловое общение как социально-психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Общение представляет сторону социального бытия человека, его способ жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, т.е. сферу, формы, способы общения.

Содержание

Введение

Глава 1.Социально - психологические основы общения

1.1 Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»

1.2.Функции общения.

Глава 2. Личность и общение

2.1.Личность как субъект общения

2.2 Свойства личности

Заключение

Библиографический список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Копия ИнОБО.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

По моему мнению, для восприятия и понимания человека человеком очень важно умение читать невербальные сигналы, так как  это позволяет увидеть внутренний мир человека, его реакцию на происходящие события, людей, поскольку эти проявления не контролируются человеком.

К свойствам  создающим барьер в перцептивном общении можно отнести неумение слушать, надменность и высокомерие, нетерпеливость и нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.

Интерактивная сторона общения представляет собой  взаимодействие (и воздействие) людей  друг с другом в процессе межличностных  отношений. Действие является одним  из главных компонентов общения.

Интерактивная сторона общения проявляется  не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации  совместных действий, позволяющих партнерам  организовывать какую-либо совместную деятельность.

К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного интерактивного общения, я бы отнесла организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность и когнитивность, самостоятельность, надежность и др.

К качествам  личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а  так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в  конкретной области и др.

Личностные свойства индивида - свойства, характеризующие его как личность.

В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно  значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них, поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т. е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям) и способности человека (т. е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности).

Из представления  о личности, заключенного в первоначальном значении этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в  пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни. Значительность личности определяется не только самими по себе свойствами, но и значительностью тех общественно исторических сил, носителем которых она выступает.

Личность формируется  во взаимодействии, в которое человек  вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность человека. Человеческая личность, т. е. объективная реальность, которая обозначается понятием личность, -- это реальный индивид, живой, действующий человек.

В качестве личности человек выступает как единица  в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное  ядро той точки зрении, которая  утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая категория. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами -- и природными, а не только общественными, -- является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того -- без сознания.

Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности.

Положение о  протекании психических процессов  на разных уровнях имеет фундаментальное  значение для понимания психологического строения самой личности. В частности, вопрос о личности как психологическом субъекте непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых произвольных процессов. Субъект в специфическом смысле слова -- это субъект сознательной, «произвольной» деятельности. Ядро его составляют осознанные побуждения -- мотивы сознательных действий. Всякая личность есть субъект в смысле Я, однако понятие личности и применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом узком специфическом смысле. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосознанных тенденций -- побуждений его непроизвольной деятельности. Я -- как субъект -- это образование, неотделимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющих в целом психологический склад личности. В общей характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи, применяемые человеком в качестве принципов, на основе которых им производится оценка своих и чужих поступков, определяемых теми или иными побуждениями, но которые сами не выступают как побуждения его деятельности.

Заключение

Как только не именовали  человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек  играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 - 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

Категория «общение»  является базовой для социально-психологической  теории. Есть множество подходов к  обоснованию этого положения. Нас же интересует категория «общение» в плане показа общения как источника и основы социальной психики. С этих позиций рассмотрено в данной работе общение на базе сложившихся в литературе подходов.

Подводя итог, нужно  отметить, что общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта.

Анализ общения  как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы  могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различное значение. Кроме того, те два плана общения, которые были выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.

Библиографический список используемой литературы

1. Андреева Г.М.  Место межличностного восприятия  в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М„ 1998.

2. Андреева Г.М.  Социальная психология. - М., Аспект  Пресс, 1996.

Белинская Е.П., Тихомарицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия. М., 2000.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

3. Леонтьев А.Н.  Проблемы развития психики. - М., 1972.

Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

4. Ломов Б.Ф.  Общение и социальная регуляция  поведения индивида// Психологические  проблемы социальной регуляции  поведения, - М., 1976.

5. Немов Р.С.  Психология. Книга 1: Основы общей  психологии. - М., Просвещение, 1994.

6. Общение и  оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и  Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

7. Петровская  Л.А. Компетентность в общении.  М., 1990.

8. Рубинштейн  С.Л. Принципы и пути развития  психологии. М., 1998.

9. Руденский  Е.В. Социальная психология. Курс  лекций. Новосибирск, 1997.

Психология и  этика делового общения. Под редакцией  Лавриненко В.Н. М., 2000.

Информация о работе Деловое общение как социально-психологическая проблема