Деловое общение как социально-психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Общение представляет сторону социального бытия человека, его способ жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, т.е. сферу, формы, способы общения.

Содержание

Введение

Глава 1.Социально - психологические основы общения

1.1 Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»

1.2.Функции общения.

Глава 2. Личность и общение

2.1.Личность как субъект общения

2.2 Свойства личности

Заключение

Библиографический список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Копия ИнОБО.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит  непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально), никто ничего не сообщал.

Структура общения. К структуре общения можно  подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура  путем выделения в общении  трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной[1,175]. Таким образом, схематически структуру общения мы представим так:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит  в обмене информацией между общающимися  индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление  этих терминов условно, иногда в боле менее аналогичном смысле употребляют  и другие: в общении выделяют три  функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная[7,93].

Рассмотрим эти  три стороны общения поподробнее.

а) Коммуникативная  сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя  индивидами - субъектами общения. Коммуникативное  взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать  какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах).

б) Средства коммуникации.

Для передачи любая  информация должна быть соответствующим  образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования  знаковых систем. Самое простое деление коммуникации - на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная - использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации - «говорение» и «слушание»[4,139] «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла[7,83] включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) - Коммуникатор

ЧТО? (передается) - Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) - Канал

КОМУ? (направлено сообщение) - Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником  излагаемой точки зрения), отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная  коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает»  на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика)

Жест - это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

коммуникативные (заменяющие речь)

описательные (их смысл понятен только при словах)

жесты, выражающие отношение к людям, состояние  человека.

Мимика - это движение мышц лица.

Пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксимика (организация  пространства и времени коммуникативного  процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями.

Официально-деловая  или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем, чем  больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный  контакт. Визуалика, или контакт  глаз. Установлено, что обычно  общающиеся смотрят в глаза  друг другу не более 10 секунд.

в) Интерактивная  сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.

Конкуренция - одной  из наиболее ярких ее форм является конфликт.

г) Перцептивная сторона общения - это процесс  восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны  общения тесно переплетаются  между собой, органически дополняют  друг друга и составляют процесс  общения в целом.

Общение выполняет  целый ряд функций в жизни  человека:

Социальные функции  общения

Организация совместной деятельности

б) Управление поведением и деятельностью

с) Контроль

Психологические функции общения

Функция обеспечения  психологического комфорта личности

б) Удовлетворение потребности в общении

с) Функция самоутверждения

Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:

Манипулятивный  уровень, заключается в том что  один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет  другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

Высший уровень - это тот социальный уровень, когда  независимо от социальной роли, статуса  партнеры относятся друг к другу  как к равной личности.

Виды общения.

В зависимости  от содержания, целей и средств  общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию  оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами  деятельности)

1.2 Когнитивное  (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими  состояниями)

1.4 Мотивационное  (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)[7,136]

2. По целям  общение делиться на:

Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

По средствам  общение может быть:

Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

Опосредованное (связанное с использованием специальных  средств и орудий)

Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей  в самом акте общения)

Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как  взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с  другом, обмениваются определенной информацией  для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило бес проблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание  другого человека, представление  себя другому человеку.

Ориентировка  в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

Обсуждение интересующей проблемы.

Решение проблемы.

Завершение контакта (выход из него).

Глава 2. Личность и общение

2.1.Личность  как субъект общения

Когда говорят  о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией. Информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому коммуникативное сообщение - это всегда процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

Исходной предпосылкой общения является прежде всего факт наличия индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт.

Исследование  психологических особенностей общения  можно проводить, ориентируясь на предложенную модель, посредством изучения выделенных элементов общения. С этих позиций может быть проанализировано и юридическое общение. Эффективность юридического общения невозможно понять вне особенностей коммуникатора, т.е. юриста: его авторитета, компетентности, способов построения общения и т.п. С другой стороны, важны особенности аудитории: возрастные, социально-психологические, индивидуально-психологические. Соединяющим оба полюса является содержание общения (сообщение, текст и др.). В свою очередь, для оценки каждого из выделенных элементов можно предложить свои критерии и показатели.

Передача любой  информации возможна посредством знаковых систем. В психологии выделяют вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию, использующую различные  неречевые знаковые системы.

Информация о работе Деловое общение как социально-психологическая проблема