Циклические колебания в экономике. Фазы экономического цикла. Антикризисное регулирование.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших экономических проблем, привлекающей пристальное внимание учёных и практиков на протяжении почти полутора веков, является проблема циклических колебаний экономики.
Экономическая история свидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. Экономический цикл охватывает всевозможные стороны жизни общества. Он проникает повсюду - в производство, строительство, занятость, доход, на фондовую биржу, и в политику. Экономический цикл разными путями влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы экономики. Изучение экономических циклов может дать представление о макроэкономической динамике таких показателей, как темпы роста ВНП, уровень цен, национальный и общемировой уровень безработицы.

Содержание

Введение
1 Циклические колебания в экономике
1.1 Цикличность как всеобщая форма экономической динамики
1.1.1 Сущность циклических колебаний
1.2 Особенности в подходах к проблеме циклических колебаний
1.2.1 Теории циклических колебаний
1.3 Причины циклических колебаний
1.4 Государственное антициклоническое регулирование
2 Фазы экономического цикла
2.1 Основные типы циклов
3 Антикризисное регулирование
3.1 Государственное регулирование кризисных ситуаций
3.2 Государственное антикризисное регулирование рынков
3.3 Предупреждение кризисных ситуаций на экономически и социально значимых предприятиях
3.4 Законодательное регулирование банкротства
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 76.28 Кб (Скачать)

1.3.Причины циклических  колебаний 
В экономической теории причинами экономических циклов объявлялись самые различные явления: пятна на солнце и уровень солнечной активности; войны, революции и военные перевороты; президентские выборы; недостаточный уровень потребления; высокие темпы роста населения; оптимизм и пессимизм инвесторов; изменение предложения денег; технические и технологические нововведения; ценовые шоки и другие. В действительности все эти причины могут быть сведены к одной.  
Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением совокупного спроса при неизменной величине совокупного предложения (рост совокупных расходов ведет к подъему, их сокращение обусловливает рецессию); либо изменением совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса (сокращение совокупного предложения означает спад в экономике, его рост – подъем). 
Рассмотрим причины циклических колебаний в рыночной экономике. 
1 Кризисы перепроизводства, возникающие при нарушении совокупного спроса и совокупного предложения. Цикличность развития экономики выступает как механизм саморегуляции рынка. При перенасыщении рынков возникает спад производства, продолжавшийся до тех пор, пока не истощаются товарные запасы. Затем происходит подъем производства до предкризисного уровня и дальше. 
2 Научно-техническая революция порождает структурные кризисы и наукоемкие отрасли, которые менее чувствительны к цикличности экономики. Ускорение смены основного капитала влияет на уменьшение продолжительности циклов, соответственно, и их учащение. 
3 Государственная антикризисная и антициклическая политика снижает последствия экономических кризисов: колебания становятся предсказуемыми и менее глубокими.

4 Цикличность  экономического развития и ее  причины. 
Как видим, назвать единственную причину циклического хода движения рыночной экономики оказывается весьма трудным делом. Поэтому многие современные экономисты ограничиваются общим указанием на то, что причина циклического движения заложена в сложном и противоречивом характере многообразных сил и факторов, оказывающих воздействие на движение рыночной экономики.  
Причины колебаний надо искать внутри самой экономики, исследуя эндогенные факторы. Среди них особое место отводилось определенным периодам обновления основных производственных фондов, закономерностям, определяющим функционирование кредитно-денежной системы, колебаниям предложения труда и заработной платы, непредсказуемому поведению фондовых рынков и инвестиционным процессам. 
Наиболее распространенными сегодня являются следующие направления исследования причин кризисов и циклов. 
Это, во-первых, объяснение кризисов недопотреблением народных масс, вызывающим обвал производства. Лекарство от кризисов в этом случае – стимулирование потребления. Между тем, неравномерная динамика потребления, как убеждает нас практика, представляет собой скорее следствие, чем причину экономического цикла. 
Во-вторых, группа ученых – экономистов связывает кризис с отсутствием «правильных пропорций» между отраслями и регионами, с нерегулируемой деятельностью предпринимателей. Составной частью этих взглядов можно считать концепцию, объясняющую кризисы сбоями в денежном обращении или банковской сфере, описанной выше. 
В-третьих, известную популярность получил поиск причин циклического характера развития экономики в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения пропорциональности развития общественного производства, но и импульсом к достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики. 
Такое обилие взглядов объясняется сложностью и важностью данного экономического явления.

 

 

1.4.Государственное  антициклическое регулирование 
Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем. 
Антициклическое регулирование заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний. 
Кейнсианский подход: государством используются финансово-бюджетные инструменты, денежно-кредитная политика играет вспомогательную роль. В фазе кризиса и депрессии увеличиваются государственные расходы, проводится политика «дешевых денег». В условиях подъема государственные расходы повышаются. 
Классический подход: основным инструментом является денежно-кредитная политика. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на экономику, средством борьбы с инфляцией. Проводится политика «дорогих денег» (кредитная рестрикция) путем повышения % ставок, что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала. В качестве вспомогательного инструмента используется налогово-бюджетная политика. Сокращаются государственные расходы, сжимается потребительский спрос. Снижаются налоговые ставки. 
Страны прибегают к использованию этих 2 подходов в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера. 
Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.  
Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема – на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции.  
В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.  
Со временем, антициклическая направленность государственной политики, посредством перестройки его форм и методов сменилась антиинфляционной. Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: тенденции повышения, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и тенденции понижения, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка.  
Современное государство располагает целым набором экономических инструментов, способных сдержать «перегрев» экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль (на добавленную стоимость) можно контролировать деловую активность в определенных сферах деятельности. А используя систему льгот, можно осуществлять перенаправленное воздействие на конкретные группы предприятий.  
В тех же целях используется кредитная политика – понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.  
Большой вклад в развитие производства и сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так, финансирование за счет бюджета крупных программ развития (например, производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки для развития бизнеса в необходимых обществу сферах деятельности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 2Фазы циклических колебаний

Фазы экономического цикла – периодически повторяющаяся  часть экономического цикла. При  более внимательном рассмотрении экономический  цикл представляет собой единый процесс, последовательно проходящий через  четыре фазы: подъем, кризис, депрессию, оживление. 
Кризис – в этой стадии производство сокращается, темпы прироста становятся отрицательными, растет безработица и снижается совокупный спрос. Возрастание нереализуемых товарных запасов приводит к снижению объемов производства. Сокращаются производственные инвестиции, и, следовательно, падает спрос на рабочую силу. Это означает рост безработицы, сокращение продолжительности рабочей недели. Падает спрос на сырье, а затем и предложение сырья. Наблюдается резкое уменьшение прибылей, ослабевает спрос на кредит, снижаются процентные ставки. 
Депрессия – национальный доход продолжает снижаться, но темпы падения замедляются. Эта фаза классического цикла, как правило, более продолжительна во времени, чем сама фаза кризиса. Это застойное состояние экономики: падение производства прекращается, но его роста нет. На фоне общего застоя существенно изменяется лишь величина ссудного процента. Она падает за счет того, что у «выживших» предпринимателей появляются свободные денежные средства вследствие низких издержек производства, величину которых теперь определяет заработная плата, «застывшая» на самом низком уровне. 
Оживление – переход от падения производства к его увеличению; постепенное возвращение экономики к состоянию, соответствующему равновесному росту. Фаза оживления характерна, прежде всего, расширением производства, средств производства. Иначе говоря, начинает действовать принцип мультипликатора, который вызывает увеличение занятости, рост заработной платы, доходов и потребления населения. Эти изменения означают вступление в действие принципа акселератора. Взаимодействие мультипликатора и акселератора приводит к новому разбегу экономики и начинается ее подъем. На стадии оживления экономика достигает предкризисного уровня. 
Подъем – национальный доход растет, несмотря на полную занятость. Увеличивается спрос на инвестиции, безработица снижается ниже естественного уровня. Повышаются уровень цен, ставка заработной платы и ставка процента. Неизбежным следствием такого развития событий является переход от роста к спаду. 
Проблематика теории экономических циклов обусловливает применение сложных динамических моделей с использованием дифференциальных уравнений. 
Наиболее сокрушительной и критической фазой промышленного цикла является кризис. Прежде всего, из-за неожиданности. До этого момента экономика находилась в фазе подъема (бума), когда она процветала во всех отношениях. Неожиданностью кризиса обусловливается его разрушительность. Просто предприниматели, как правило, не бывают к нему готовы, поэтому протекание фазы кризиса носят взрывной, обвальный характер. Нарушается равновесие не в какой-нибудь одной отрасли, а во всей экономике. 
Рынок оказывается переполненным товарами, спрос стремительно уменьшается, а производство продолжается, хотя товарные запасы опасно растут. Естественно, следует стремительное падение цен, разрушается механизм кругооборота капитала. Возникают кризис не платежей и гигантский дефицит наличных денег. Производство хотя и запоздало, но быстро сворачивается. Курс ценных бумаг падает, они обесцениваются, векселям уже никто не верит. Начинается период крахов, ликвидации предприятий. В первую очередь «лопаются» банки и кредитные учреждения, поскольку не возврат кредитов носит массовый характер. Естественно, резко возрастает ссудный процент. Возрастает безработица, достигая критической черты, а заработная плата падает. Когда прибыль падает даже у крупнейших предприятий, никто не думает о капитальных вложения – их масштабы падают. Такую нерадостную картину представляет собой фаза кризиса. 
Фаза депрессии следует за кризисом, для нее характерно «замораживание» экономики в том состоянии, в котором она оказалась в итоге кризиса. Диалектика экономического развития заключается в том, что факторы кризиса становятся в фазе депрессии факторами перехода экономики на третью фазу -оживления. Дело в том, что в состоянии депрессии стабилизируются товарные запасы, цены. Низкие цены стимулируют потребление, спрос. И не только на предметы потребления. Кризис показал технологическую и техническую несостоятельность основного капитала. Начинается его замена -обновление капитала, которое означает, что началась фаза оживления и производство берет медленный разгон. 
Фаза оживления характеризуется, прежде всего, расширением производства, средств производства. Следовательно, импульс оживления начинается с предприятий, производящих оборудование, элементы основного капитала. Далее медленно, но верно прорисовывается картина, обратная кризисной: производство расширяется вслед за ростом спроса, уменьшается безработица, растет заработная плата. Экономика берет стремительный разбег и переходит в фазу подъема. Критерием перехода экономики от оживления к подъему является достижение предкризисного уровня производства. Именно за ним начинается подъём.

Рисунок 1 - Фазы экономического цикла 
 
 
 
 
 
Диагностика фаз экономического цикла является одной из наиболее сложных задач макроэкономического прогнозирования, разрешение которой связано с необходимостью совершенствования сбора и обработки статистической информации, построения комплексных индексов, а также с развитием методов экономико-математического моделирования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3Антикризисное  регулирование

Государственная политика в сфере регулирования  кризисных ситуаций заключается  в выработке и реализации стратегии  развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных  ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической  системы и государственной системы (власти).  
«Пирамида» антикризисного управления в сфере государственною управления экономикой имеет такой же вид, как и «пирамида» для отдельных социально-экономических систем .

Рисунок 2 -Антикризисное регулирование  на различных фазах экономического цикла:  
1 - антикризисный мониторинг;  
2 - антикризисное регулирование;  
3 - антикризисное управление 
 
 
 
В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управления и государственного аппарата.  
В неустойчивом состоянии (угроза кризиса) экономики осуществляется государственный контроль отдельных предприятий и отраслей, некоторых цен, государственный контроль (вплоть до государственного задания) номенклатуры и объема производства ряда товаров.  
 
В кризисном состоянии экономики часто применяется система фондового распределения, жесткое регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления. Система государственного реагирования экономики в кризисной ситуации является системой принуждения и во многих чертах сходна с административно-командной системой советского типа. Роль государственного антикризисного регулирования заключается в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление макро- и микроэкономических кризисов.  
 
В антикризисном управлении государство играет две роли, соответствующие двум его функциям в системе общественных отношений:  
1) гражданско-правовую;  
2) публично-правовую.  
 
Публично-правовая роль государства заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления, сборе налогов, организации финансовой системы государства, эмиссии национальной валюты, поддержании ее курса.  
 
Гражданско-правовая роль подразумевает, что государство - это тоже участник, гражданских отношений, вступающий в отношения с другими участниками. В частности, в сфере банкротства государство выступает собственником, кредитором и должником.  
Среди видов государственного антикризисного регулирования выделяются:  
- нормативно-законодательное;  
- финансовое;  
- государственная промышленная политика;  
- перераспределение доходов.  
Нормативно-законодательная деятельность государства подразумевает создание правовой базы для проведения антикризисного управления.  
В частности, сюда входит законодательство о банкротстве, включая Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 25, 64, 65), где установлены основные правовые нормы банкротства, Налоговый, Трудовой и Уголовный кодексы Российской Федерации, три основных закона о банкротстве, принятые в новой российской истории (1992, 1998,2002 гг.), законы о банкротстве кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, другие законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и ведомственные акты по вопросам банкротства и финансового оздоровления.  
Финансовое регулирование подразумевает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер. Этот вид регулирования основывается на использовании бюджетной системы государства, где аккумулируются государственные финансовые ресурсы, и проведении бюджетной политики, призванной обеспечивать финансовую поддержку в кризисной ситуации и смягчать отрицательные последствия кризисов.  
Задачами бюджетной политики в условиях кризиса являются:  
- обеспечение управляемости экономики;  
- обеспечение удовлетворения минимальных социальных потребностей и смягчение социальной напряженности, в том числе в ходе проводимых реформ;  
- выравнивание уровней социально-экономического развития на различных территориях за счет совершенствования системы межбюджетных отношений.  
 
Кроме того, бюджетная политика является инструментом решения задач экономического реформирования общества.  
Государственная промышленная политика подразумевает прогнозирование ситуации на будущие периоды, определение основных приоритетов промышленного развития и разработку мер, которые позволят стимулировать инвестиционные программы для скорейшего продвижения реформ, сокращать и (или) ликвидировать неэффективные производства.

В задачах антикризисного государственного регулирования государственная  собственность не является приоритетом. Приоритет - эффективная работа собственности  в любой форме ее проявления. Неважно, какая форма капитала используется для финансирования определенного  направления промышленного развития, важно, насколько эффективно она  используется.  
 
Основные черты государственной промышленной политики:  
 
1) определение «точек роста» - приоритетных направлений промышленного развития;  
2) формирование ресурсов для развития (питания) «точек роста»;  
3) создание условий для привлечения частного капитала;  
4) отбор участников инвестиционных программ на конкурсной основе;  
5) создание эффективных механизмов государственного регулирования и контроля реализации инвестиционных программ.  
Перераспределение доходов подразумевает обеспечение социальной защиты различных слоев и групп населения в целях поступательного развития экономики. Государство должно гарантировать минимальный социальный пакет - социальный стандарт, финансируемый из федерального бюджета. Это осуществляется изъятием части доходов:  
 
- богатых слоев населения и перераспределением в пользу наиболее бедных слоев населения;  
- высокодоходных регионов и их перераспределением в пользу дотационных.

 

 

3.1Государственное  регулирование кризисных ситуаций 

Государственная политика в регулировании кризисных  ситуаций заключается в минимизации  экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение  неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:

* поддержание  конкурентоспособности основных  отраслей национального хозяйства; 

* предупреждение  и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес  или сфера общественного транспорта;

* уменьшение  негативных последствий банкротства  предприятия, максимально полное  удовлетворение интересов его  сотрудников и кредиторов.

3.2  Государственное  антикризисное регулирование рынков

Государственное антикризисное регулирование рынков - это организационно-экономическое  и правовое воздействие государства  для защиты предприятий, отраслей и  регионов от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения  их дальнейшего существования.

Государственное регулирование направлено на преодоление  сбоев в функционировании рынков, называемых в экономической теории "провалами рынка", и создание механизмов антикризисного управления на всех уровнях экономического управления.

Информация о работе Циклические колебания в экономике. Фазы экономического цикла. Антикризисное регулирование.